Рубрики
Дошкольное образование

Сценарий интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (с использованием игрового парашюта)

Реализация принципа интеграции образовательных областей – это обязательное условие выполнения основной адаптированной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными стандартами. Педагогам коррекционного ДОО для преодоления тяжёлого нарушения речи детей необходимо максимальное взаимодействие таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» и др.

0
Гуцал Ирина Юрьевна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 400»,
gucaliu@sch400.ru
Монахова Елена Николаевна,
инструктор по физической культуре ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 400»,
monahovaen@sch400.ru

Реализация принципа интеграции образовательных областей – это обязательное условие выполнения основной адаптированной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными стандартами. Педагогам коррекционного ДОО для преодоления тяжёлого нарушения речи детей необходимо максимальное взаимодействие таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированной НОД, разработанный совместно логопедом и инструктором по физической культуре (из серии занятий «Мир вокруг нас»). Мы постарались совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с недостатками речи, с задачами развития речи и профилактики дисграфии. Совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры наполнили коррекционно-логопедической составляющей.

Фотография 1

Тема: «Времена года»

Образовательные цели и задачи:

– уточнить и закрепить словарь по теме: «Времена года»;

– закрепить знание изменений в живой и неживой природе, связанных с изменением времени года;

– закрепить навык звукового анализа;

– закрепить навык деления слов на слоги;

– учить образовывать и употреблять в речи сложносочинённые предложения  (с союзом потому, что);

– учить образовывать однокоренные слова.

Развивающие цели:

– развивать мышление, воображение;

– слуховое внимание;

– координацию, ориентировку в пространстве, ловкость, равновесие.

Двигательные задачи:

 упражнять в прокатывании мяча в цель;

– совершенствовать прыжки через мешочки, ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками;

– совершенствовать бег по кругу со сменой направления по сигналу;

– упражнять в умении соотносить свои действия с действиями товарища;

– развивать умение реагировать на сигнал, выполнять правила в подвижных играх;

– профилактика плоскостопия;

– развитие общей и мелкой моторики;

– координация слова и движения.

Оборудование:

скамейки, массажные дорожки (красная, синяя, зеленая); карточки с картинками; кегли (синие, зеленые), 2 средних мяча; большой игровой парашют, мешочки с песком, большие «снежные» комы – гимнастические мячи, массажные мячи, цветные шарики 4- х цветов, музыкальное сопровождение.

Вводная часть

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Построение детей по кругу вокруг игрового парашюта. Под парашютом – карточки, на которых изображены приметы разных времен года (картинкой вниз).

Воспитатель по физкультуре. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года. В этом путешествии нас будет сопровождать ваш логопед. Давайте вспомним, какие времена года вы знаете?

Хороводная игра с речевым сопровождением «Времена года»

1. Ах, зима, зима, зима! – Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Замела снежком дома. – Ходьба по кругу, снижаясь в полуприсед со взмахом кистями рук.

И метели закрутила, – Кружение вокруг себя, руки на поясе.

Реки льдами замостила! – Наклон вперед, движение рук из стороны в сторону.

На деревьях бахрома, – Руки вверх, в стороны, пальцы врозь.

Ах ты, зимушка-зима! – Хлопки.

2. Ой, весна, весна, весна! – Ходьба в круг, руки на поясе.

Мир проснулся ото сна. – Назад из круга на носках, плавно поднимая руки вверх.

Вдруг капели зазвенели, – Щелчки пальцами.

Птицы с юга прилетели, – Взмахи руками.

Травка первая видна, – Присед, движение кистями рук «перебираем травку».

Ай, красавица весна! – Хлопки.

3. Ох ты, лето, лето, лето! – Скользящие хлопки.

Солнцем ярким разогрето! – Раскрыть руки вверх после быстрого хлопка.

Луг душистый – Соединить руки в круг перед собой.

Весь в цветах, – Соединить запястья, раскрыв пальцы вверх.

Снова в ульях суета! – Бег на месте.

В цвет зеленый разодето, – Повороты в стороны, разводя руки (похвалиться).

Ох ты, лето, лето, лето! – Хлопки.

4. Ах ты, осень, осень, осень, – Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Как приход твой плодоносен!

Фрукты, овощи, грибочки, – Ходьба в круг с наклонами (собираем).

Листья желтые в лесочке, – Из круга, взмахи кистями над головой.

Гроздья яркие рябины. – Сжимание, разжимание пальцев.

Осень, осень, осенины! – Хлопки.

Воспитатель по физкультуре. В путь мы отправимся на волшебном парашюте, который полетит с помощью ветра. Ветер будет то слабый, то сильный, и он поможет надувать наш парашют.

Упражнение «Ветер – ветерок»  держась за петельки, дети поднимают и опускают руки, создавая на парашюте, маленькие и большие волны, «надувают парашют», поднимая руки вверх (вдох через нос, выдох через рот «трубочкой»).

Упражнение «Полет» – бег по кругу, держась за петельки со сменой направления по сигналу.

Основная часть

Логопед. Волшебный ветер перепутал все времена года. Давайте поможем навести порядок в природе!

Игра с парашютом «Наведи порядок». Дети вместе с педагогами «надувают» парашют, названный педагогом ребенок, пробегает под парашютом, достает картинку, изображающую примету одного из времён года, кладет на пол за спиной и продолжает поднимать парашют. Когда все карточки разобраны, дети распределяют их по поверхности парашюта в зависимости от цвета сегмента: зелёный – лето, жёлтый – осень, синий – зима, красный – весна.

Логопед. Вы правильно выполнили задание и сейчас мы с вами попали в царство Зимы. Вы знаете приметы зимы, а знаете ли вы слова, которые помогут рассказать о зиме, описать зиму? Сейчас мы сыграем в игру «Собери зимнюю семью», а поможет нам снежный ком!

Игра «Собери зимнюю семью»  эстафета. Дети делятся на 2 команды, строятся в 2 колонны. У первого игрока белый гимнастический мяч. По сигналу дети передают друг другу над головой мяч, последний ребёнок встаёт первым, называя родственное слово к заданным словам (1 команда – «снег», 2 команда – «мороз»). Выигрывает команда, назвавшая больше слов (или быстрее).

Игра «Звуковой боулинг». Дети строятся в 2 команды, у первого игрока средний мяч, напротив каждой команды 2 кегли – синего и зелёного цвета. Прокатывая мяч и сбивая кеглю (синего, зелёного цвета),  дети называют слово (зимние явления природы)  на соответствующий звук – согласный твёрдый или мягкий (снег, мороз, ветер, пурга, вьюга, метель, лёд, сугроб, льдина, холод…). Выигрывает команда, назвавшая больше слов и сбившая больше кеглей.

Воспитатель по физкультуре. Какое время года приходит вслед за зимой? Да, Весна приглашает нас в гости! Весной природа просыпается, на деревьях появляются первые листочки.

Упражнение «Весна»  речь с движением.

Сосна, сосна, – Хлопки (хлопками слово делить на слоги).

Проснись ото сна. – Потянуться.

Берёзка, берёзка, – Хлопки (хлопками слово делить на слоги).

Утри свои слёзки. – Смахнуть «слёзы» со щёк.

Дуб, дубочек, – Хлопки (хлопками слово делить на слоги).

Дай листочек. – Наклониться вперед, развести руки вперед и в стороны.

Ёлочка, ёлка, – Хлопки (хлопками слово делить на слоги).

Распуши  иголки. – Стоя на одной ноге, соединить руки над головой, разведя пальцы.                                                         

Воспитатель по физкультуре.  Мы всегда рады приходу весны, потому что становится  теплее, ярче светит солнце. Можно наблюдать за ручейками, перепрыгивать через них. Давайте сейчас немного попрыгаем. Вы будете прыгать, и считать слоги в «весенних» словах.

Игра «Перепрыгни».  Дети строятся в 2 колонны, по очереди перепрыгивают через определенное количество мешочков. Количество прыжков соответствует числу слогов в названных педагогом словах (солнце, ветер,  весна, цветок, лужа, мимоза, луч, ручеёк, подснежник, бутон, проталина, капель, дождь, оттепель…).

Малоподвижная игра «Слушай внимательно» – повторять разные движения ведущего только при назывании весенней приметы.

Логопед. Ах, как солнце припекает! Наступило Лето красное. Чем же оно нас порадует?

Упражнение «Летние забавы»  речь с движением.

Едем, едем, едем – Руки слегка вытянуты, кулачки сжаты; поочередное

На велосипеде! – отрывание пяток от пола, пружиня на носках.

А у Маши – мячик, – Прыжки, руки на поясе.

Высоко он скачет!

На самокате Дима – Руки слегка вытянуты, кулачки сжаты, движение

Быстро едет мимо. – «отталкивание».

Лиза на скакалке – Подскоки на месте с вращением кистей рук.

Прыгает как галка.

Плывет на лодке Вовка, – «Пружинка» с движением руками, имитирующим

Гребет он очень ловко! – греблю.

Воспитатель по физкультуре. А еще мы летом очень любим плавать в речке, море или озере! Сейчас вам предстоит «проплыть» – проползти по скамейке и выполнить задание!

Упражнение «Вернись по верной дорожке»  проползти по скамейке, взять картинку, пройти по массажной дорожке соответствующего цвета (синий, красный, зеленый), в зависимости от первого (последнего) звука в слове, изображённого на картинке (согласный твердый, гласный, согласный мягкий)  2 раза.

Картинки – лес, река, пень, купальник, ведро, ночь, панама, море, самокат, ролики, удочка, озеро, печь, тень…

Логопед. Вот и Осень на дворе. Богата осень урожаем:  лесными грибами, ягодами да спелыми яблочками! Только успевай собирать!

Пальчиковая гимнастика «Яблочки собрали» (с массажными мячами).

Яблочки собрали, – Сжимание мяча одной рукой.

В пальчиках сжимали. – Сжимание мяча другой рукой.

Раз – в ладошках покрутили, – Вращение мяча пальцами рук.

Два – кусочек откусили, – Имитация откусывания от яблока.

Три – подбросили, поймали, – Подбрасывание.

Снова в пальчиках сжимали. – Сжимание мяча в ладонях.

Раз – по ножкам прокатили, – Ноги вместе, наклоняясь прокатить мяч вниз.

Два – на землю опустили, – Приседая, положить мяч на пол.

Три – подбросили, поймали, – Встать, подбросить, поймать.

По ладошкам покатали! – Катание мяча между ладоней круговыми движениями.

Воспитатель по физкультуре. Хороша осень! Жаль, что бывает она облачна и дождлива…  Но нам поможет зонтик!

Игра с парашютом «Зонтик»  дети «надувают» парашют; названные педагогом дети забегают под парашют – «прячутся  под зонтик», не отпуская петельку (по 1 ребёнку, по 2, все вместе) и возвращаются назад.

Заключительная часть

Педагог. Кончился дождь, пора за работу, еще не весь урожай собран!

Игра «Собери яблоки и сливы» (с парашютом) – дети «надувают» парашют.  По очереди достают из-под парашюта заранее положенные шарики 4-х цветов  (красный, желтый, зеленый, синий). Когда все шарики (фрукты) собраны, садятся на парашют, занимая цветной сектор в соответствии с цветом шарика.

Речевая игра «Любимое время года»  все дети по очереди заканчивают предложения  в соответствии с цветом шарика (красный – лето, желтый – осень, зеленый – весна, синий – зима).

«Я люблю осень, потому что…».

«Я люблю лето, потому что…».

Педагог. Вот и подошло к концу наше путешествие по временам года! Наш парашют помог нам вернуться в детский сад!

Дети под спокойную музыку проходят вокруг парашюта и выходят из зала.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.