Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Социальное проектирование. Основные ошибки и пути их предотвращения

Проект начинается, когда возникает идея. Откуда она возникает? На примере исследовательского проектирования хорошо видно, что идея (в случае с исследованием – то есть, гипотеза) возникает в ответ на вопрос, который волнует автора. Важно, чтобы вопрос волновал именно автора (учащегося), а не только его куратора-педагога. Бесспорно, личная заинтересованность педагога, его пример очень значим, но подражания недостаточно для формирования проектного мышления (а это согласно ФГОС, одна из задач образования). Как научить детей видеть проблему и задаваться вопросом?

0
Матюхина Елена Николаевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
matuyhinaen@mosmetod.ru
Романова Татьяна Юрьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
romanovatu@mosmetod.ru

 

Откуда берутся идеи

Проект начинается, когда возникает идея. Откуда она возникает? На примере исследовательского проектирования хорошо видно, что идея (в случае с исследованием – то есть, гипотеза) возникает в ответ на вопрос, который волнует автора. Важно, чтобы вопрос волновал именно автора (учащегося), а не только его куратора-педагога. Бесспорно, личная заинтересованность педагога, его пример очень значим, но подражания недостаточно для формирования проектного мышления (а это согласно ФГОС, одна из задач образования). Как научить детей видеть проблему и задаваться вопросом?

Прежде всего, самим задавать вопросы, включать ребят в интеллектуальные игры (викторины, интернет игры), в том числе и на стадии разработки проекта, проводить опросы, искать и анализировать информацию.

Давайте поручения, обсуждайте результат, интересуйтесь мнением ребят!

Организуемая вами интеллектуальная игра совсем не обязательно должна быть масштабной, это может быть игра вашего детского объединения, даже просто традиция приносить и решать интересные задачки, отгадывать загадки.

Итак, проблема найдена. Приступим к поиску решения. Просим всех участников дать предложения и выбираем лучшее. Ключевой критерий выбора – возможность и готовность реализации проекта разработчиками. Написанный и нереализованный проект – профанация. И формирует такой проект вовсе не проектные компетенции, а навык имитации образования и самообразования.

Есть идея, есть…

От идеи к воплощению – несколько проектных шагов. Первый – один из самых сложных – сформулировать цель. Важно это сделать в начале, чтобы в завершении мы могли сказать: «У нас получилось!», вместо: «Примерно этого мы и хотели». В хорошую цель заложены и сроки реализации, и подход к оценке результатов. Три главных критерия хорошей цели – конкретность, измеримость, достижимость.

Рассмотрим их на конкретных примерах.

Проект по вовлечению учащихся 4–5 классов в деятельность добровольческого объединения.

Последний пример – пример глобальной цели. Глобализация часто свойственна проектным группам учащихся, особенно если это объединение подростков. Важно не отрицать предложенную глобальную цель, а поделить ее на части и в качестве цели первоначального проекта выбрать одну из частей. Глобальная же цель пусть остается долгосрочной – маяком и ориентиром в проектной деятельности.

Следующий шаг – разработка задач. Распространенная ошибка этой стадии — отсутствие разграничения задач и этапов реализации. Рассмотрим разницу между этими понятиями на примере проекта по созданию открыток для пожилых людей.

Задачи:

1. Познакомить участников акции с особенностями возраста пожилых людей. Определить, какие слова нежелательно использовать в тексте открыток.

2. Научить активистов акции созданию открыток в технике скрапбукинг.

3. Поднять настроение пожилым людям, а значит способствовать улучшению их самочувствия.

4. Перевести акцию в системную работу.

Этапы реализации:

1. Закупить необходимые материалы для открыток.

2. Через объявления на школьном радио и сайте собрать 2025 активистов от 67 классов.

3. Договориться с психологом о семинаре по особенностям пожилых людей.

4. Провести семинар для участников акции.

5. Провести мастер-класс по изготовлению открыток в технике скрапбукинга.

6. Подписать открытки.

7. Фотографии с мастер-класса разместить на сайте школы.

8. Передать открытки к Новому году в Дом престарелых.

9. Получить видеообращение от бабушек и дедушек к участникам акции.

10. Провести собрание, на котором показать видеообращение и обсудить развитие акции.

11. Разместить на сайте школы видеообращение, фотографии с собрания и его решения.

Итак, из таблицы видно, что задачи проекта  конкретизация цели, разделение ее на части, а этапы реализации  последовательные шаги реализации проекта. Как научиться писать задачи проекта?

Одной из форм обучениянаписания задач может стать модификация упражнения «Древо проблем». На ватмане или доске изображается дерево с корнями. В корнях записывается цель. А на крупных ветвях ответы на вопрос: Как мы достигнем цели? Это и будут задачи проекта. Всего их 34. Далее к каждой задаче снова задаем вопрос, как мы этого достигнем и на более мелких ветвях получаем этапы реализации.

Получив этапы реализации проекта, определим срок для каждого и для проекта в целом. На этом этапе возможна еще одна ошибка, связанная с использованием временного ресурса. Важно не просто расписать примерное время на каждый этап и даже не обозначить конкретные даты, важно продумать, что стоит за этими датами. В противном случае может получиться, что высадка клумбы в школьном дворе запланирована на февраль, а воспитанники детского дома, для которых два месяца готовили концерт, в день представления на каникулы уехали в лагерь. И пусть примеры не покажутся вам грубыми, они взяты из практики.

Средства-то у нас есть

Мы вплотную подошли к следующему шагу. Это определение ресурсов. Чтобы избежать ошибок на этом этапе, прежде всего нужно помнить, что ресурсы бывают: временные (сравнительно недавний термин, о работе с временными ресурсами смотри выше), административные (с кем и о чем необходимо договориться на этапе подготовки проекта), материально-технические (чтобы ничего не забыть рационально прописать их под каждый этап) и кадровые. Как известно, кадры решают все, кадры в проекте — люди, которые отвечают за его реализацию. При определении кадровых ресурсов можно выделить три основные ошибки. Первая — ответственными за этапы реализации проекта назначаются люди со стороны, не участвующие в разработке проекта, не имеющие отношения к сообществу, готовящих проект активистов. Речь не идет о приглашении сторонних специалистов на отдельные этапы.

Если авторы проекта, не обозначают себя ответственными за его реализацию, они либо не понимают сути проектной деятельности, либо проект их не интересует по-настоящему. В такой ситуации лучше отложить проект, чтобы вернуться либо на этап понимания, что такое проект, либо на этап поиска интересующей проблемы.

Вторая возможная ошибка  ответственные все (Ученическое самоуправление, школьные СМИ, объединение Рассвет). Если ответственные все, то и спрашивать не с кого. Такая ситуация чаще всего возникает из-за того, что ребята боятся ответственности. Решением здесь может стать обсуждение и совместное распределение детально пописанных обязанностей.

Третья ошибка возможна в коллективном проекте  за все отвечает один. Если так случилось, объясните разработчикам, что спланирован провал проекта, машина не поедет, если крутится только руль или только колесо.

Профилактикой ошибок этого этапа является дружный коллектив, где каждый чувствует себя комфортно и получает поддержку.

А что, если?

Это главный вопроса вернее вопросы следующего этапа  определение рисков. Вопросы прежде всего задаются по ресурсам и возможным непредвиденным ситуациям, на каждый вопрос необходимо найти ответ. Примеры вопросов:

 А что, если пойдет дождь?

 А что, если вокалист заболеет?

 А что, если директорне разрешит?

– А что, если бумаги не хватит?

 А что, если информация не дойдет?

Чем больше вопросов будет задано, а ответов найдено, тем проще будет в реализации проекта.

Основная ошибка этого этапа  отказ от него.

При оформлении работы записываются 24 ключевых риска.

В шаге от воплощения

Кажется, все предусмотрено и пора браться за дело. Приостановимся еще раз, обратимся к результату, продумаем, что конкретно мы получим в результате реализации проекта, и как мы это оценим.

Критерии оценки результата проекта помогут нам, подводя итоги, не просто сказать: «Мы отличная команда! Мы хорошо поработали!»  а дать детальную оценку и простроить дальнейшую работу.

Рассмотрим на критерии оценки результата на примере проекта «Школьного конкурса спектаклей для воспитанников детского дома». Результатом проекта стало то, что спектакль-победитель конкурса был показан в детском доме. На первый взгляд все хорошо  результат достигнут. Обратимся к изначальным критериям оценки результата:

Авторы проекта предполагали, что участниками конкурса стали все классы с 7 по 10, проект вызвал интерес не менее чем 50% ребят, предполагалось включить в интерактивные задания не менее 40% зрителей, по окончании спектакля получить вопросы воспитанников и приглашение на дальнейшие встречи.

Остановимся на этих критериях и оценим наш результат. Участвовать в конкурсе спектаклей не смогли 9 классы из-за подготовки к экзаменам. Следовательно, на будущее необходимо либо перенести сроки конкурса, либоизначально не включать в него 9 класс.

В интерактивные задания включилось всего пять человек. Значит, наш результат достигнут не полностью, четкие критерии помогут нам не только оценить уровень его достижения, но и понять, почему результат таков.

Заранее разработанные критерии позволят избежать соблазна скорректировать их на полученный результат.

Самый ответственный момент – это когда мы приступаем к реализации. На этом этапе, конечно, ждут трудности, а, возможно, и ошибки, которые мы не предусмотрели. Но также ждут реальная деятельность и тот результат, ради которого все и задумывалось.

Поэтому не совершайте бОльшую ошибку: не отказывайте проекту в реализации.

Подведем итоги

Проект реализован. Настало время анализа. Здесь важно не формализовать его.

Сразу после реализации – анализ по законам психологии может быть только эмоциональным. Обязательно обсудите, что понравилось, что не понравилось. В рамках этой первой рефлексии очень важно поблагодарить всех участников проекта, дать эмоциональную оценку их работе.

Через 2–7 дней, когда эмоции улеглись, а детали события еще не забылись, проводится конструктивная рефлексия. К ней обрабатываются анкеты, листы обратной связи, если они были. Педагог или опытный учащийся-лидер проводит анализ проекта в целом, опираясь на планируемый результат и критерии его оценки, и работы каждого в проекте. Важно даже при неудачной реализации проекта находить позитивные стороны и завершать именно ими, чтобы сохранить или сформировать мотивацию на дальнейшую проектную деятельность.

Хочу поведать миру

Настал финальный этап проекта  представление результатов. Конечно, можно отказаться от этого этапа, ведь главное уже сделано  проект разработан, реализован, итоги подведены. Однако, если мы планируем развитие проекта, привлечение новых участников, партнеров, внешняя или экспертная оценка проекта для определения векторов развития – оформить и представить результат необходимо.

Формой его представления может стать статья и фотоотчет на сайте школы и/или партнерских организаций, видеосюжет, радиовыпуск, материалы в газете, листовки, письменный отчет для руководителя организации, публичный отчет на классных часах или школьной конференции.

Часто допускаемая ошибка этого этапа  вспомнить о нем по завершении проекта. Для качественного представления результата, формат необходимо определить заранее, чтобы не искать, например, фотографии, которые забыли сделать.

Мы рассмотрели с вами основные ошибки при разработке проекта, чтобы рассмотреть их примеры на практике и подготовить учащихся к проектной деятельности, предлагаем использовать кейсовую технологию. В приложении вы сможете найти кейсы по основным ошибкам в проектной деятельности, базу кейсов можно пополнять из личного опыта и опыта коллег.

Желаем вам успехов в разработке и реализации проектов!

В приложении доступен для скачивания пример реализации проекта «Пришкольная территория».

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы: 

1. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.
2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. 4-е изд. М.: 5 за знания, 2008.
3. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002, № 9.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
7. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. М., 2004.
8. Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. М., 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.