педагог-организатор
Доброго дня всем участникам игры, всем болельщикам и педагогам! Мы ради видеть всех в этом зале на интеллектуальной игре по русскому языку и литературе!
Рисунок 1
Вы все уже знаете, что сегодняшняя наша игра посвящена творчеству советского поэта и писателя Константина Михайловича Симонова, которому 28 ноября исполнилось бы 100 лет. К сожалению, в нашей читающей стране, сейчас немного найдется тех, кто хорошо знаком с литературным наследием этого человека, а мы считаем, что написанные им произведения достойны того, чтобы их читали, обсуждали и знали. И вот сегодня мы с вами этим и займемся – будем читать и обсуждать стихи Константина Михайловича. Перед тем, как дать старт игре, я хочу представить вам наше жюри!
Итак, игра начинается! Первое, что мы должны сделать – это провести жеребьевку, чтобы определить, в какой последовательности команды будут отвечать на вопросы и выполнять задания в течение всей игры. Прошу по одному представителю от команды подойти к столу жюри.
Жеребьевка. Участники вытаскивают лист с номером, сообщают жюр.
Последовательность определена и останется неизменной до конца игры.
А сейчас…
Раунд 1. «Поиск красивого»
Рисунок 2
Каждая команда сейчас получит конверт с заданием первого раунда. В конверте вы найдете текст стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и листы для ответа. Это же стихотворение вы услышите в исполнении Людмилы Гурченко, которая появится на экране. Ваша задача найти в тексте средства выразительности и правильно их назвать. Найденные средства вы должны выписать в лист ответа, и там же их назвать. Не забудьте указать на листе ответа название команды и номер образовательной организации.
За каждое найденное и правильно определенное средство выразительности команда получит по 1 баллу. Времени на выполнение задания первого раунда у вас – 10 минут.
Прошу ассистентов раздать конверты.
Текст стихотворения:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как крынки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как вслед нам шептали: – Господь вас спаси! –
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Ваше время истекло. Пожалуйста, положите в конверт текст стихотворения и листы ответа и передайте конверты нашим ассистентам. Спасибо.
Пока жюри оценивает ваши ответы, я объявляю второй раунд! «Соревнование с поэтом»!
Рисунок 3
Сейчас каждая команда получит конверт с заданием второго раунда. В конверте вы найдете строки из стихов Константина Симонова, по одному четверостишию без четвертой строки. Ваша задача – дописать четвертую строку самостоятельно. Это должна быть ваша строка, не надо пытаться вспоминать, а как там было у Симонова. Покажите, на что способны именно вы!
Оцениваться будет попадание в размер, подбор рифмы, осмысленность фразы, попадание в контекст. Оценки жюри выставит по пятибалльной шкале. Для работы у вас есть 10 минут. После окончания этого времени я попрошу выйти к сцене по 1 представителю от каждой команды и озвучить свое получившееся четверостишие.
Ассистенты, прошу раздать конверты.
Начали!
Задания:
1. Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
…
2. Никак не можем помириться с тем,
Что люди умирают не в постели,
Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
…
3. Он этот приезд не считает,
Он помнит все эти года,
Что должен задолго до смерти
…
Но где бы он ни был – над ним
…
5. Поздравляю тебя с сединой,
С первой прядью, что я замечаю,
Даже если я сам ей виной,
…
6. Дом друзей, куда можно зайти безо всякого,
Где и с горя, и с радости ты ночевал,
Где всегда приютят и всегда одинаково,
…
Всей любовью своей или памятью, всей?
Или проще – чтоб не был в долгу у него ты,
8. Мы любовь свою сгубили сами,
При смерти она, из ночи в ночь
Просит пересохшими губами
…
9. Мы оба с тобою из племени,
Где если дружить — так дружить,
Где смело прошедшего времени
…
10. Случайной лаской не согрет,
До смерти не простясь с тобою,
Я милых губ печальный след
…
11. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
…
Время кончилось. Итак, прошу представителей выйти к сцене. Мы вас внимательно слушаем.
Выступление представителей всех команд
Ребята, спасибо. Занимайте свои места.
Объявляю следующий раунд. «Домашнее задание».
Рисунок 4
Перед началом игры мы попросили всех вас подготовить домашнее задание, то есть 1 вопрос на тему жизни и творчества К. Симонова. У вас на столах лежат листки бумаги, на свободном напишите название команды, номер вашей образовательной организации и свой вопрос. Ассистенты заберут у вас вопросы, отдадут в жюри и члены жюри в случайном порядке будут задавать их командам. Естественно, что на свой вопрос вам отвечать не придется.
Если команда не сможет дать ответ, право ответа передается той команде, которая изъявит желание ответить. На обсуждение ответа команде дается 30 секунд.
Все задания этого раунда будут оцениваться следующим образом: по 1 баллу за свой хороший вопрос и правильный ответ на вопрос жюри.
Прошу собрать листы с вопросами, а жюри решить, кто от вас будет задавать вопросы командам.
Вопросы командам
Спасибо.
Раунд четвертый. «Объяснение непонятного или эрудит».
Рисунок 5
Итак, вы опять получите конверты. В них текст стихотворения Константина Симонова, некоторые слова в тексте выделены жирным шрифтом. Это те слова, значения которых оказались непонятны нашим пятиклассникам. Ваша задача на листе ответа дать толкование каждому выделенному слову. На выполнение задания 10 минут. За каждое верное толкование вы получите 1 балл.
Прошу ассистентов раздать конверты.
Текст стихотворения:
Здесь нет ни остролистника, ни тиса.
Чужие камни и солончаки,
Проржавленные солнцем кипарисы
Как воткнутые в землю тесаки.
И спрятаны под их худые кроны
В земле, под серым слоем плитняка,
Побатальонно и поэскадронно
Построены британские войска.
Шумят тяжелые кусты сирени,
Раскачивая неба синеву,
И сторож, опустившись на колени,
На английский манер стрижет траву.
К солдатам на последние квартиры
Корабль привез из Англии цветы,
Груз красных черепиц из Девоншира,
Колючие терновые кусты.
Солдатам на чужбине лучше спится,
Когда холмы у них над головой
Обложены английской черепицей,
Обсажены английскою травой.
На медных досках, на камнях надгробных,
На пыльных пирамидах из гранат
Английский гравер вырезал подробно
Число солдат и номера бригад.
Но прежде чем на судно погрузить их,
Боясь превратностей чужой земли,
Все надписи о горестных событьях
На русский второпях перевели.
Бродяга-переводчик неуклюже
Переиначил русские слова,
В которых о почтенье к праху мужа
Просила безутешная вдова:
«Сержант покойный спит здесь. Ради бога,
С почтением склонись пред этот крест!»
Как много миль от Англии, как много
Морских узлов от жен и от невест.
В чужом краю его обидеть могут,
И землю распахать, и гроб сломать.
Вы слышите! Не смейте, ради бога!
Об этом просят вас жена и мать!
Напрасный страх. Уже дряхлеют даты
На памятниках дедам и отцам.
Спокойно спят британские солдаты.
Мы никогда не мстили мертвецам.
Время закончилось, передайте конверты с выполненными. Спасибо.
Ну вот и пришло время последнего раунда. «Декламация».
Рисунок 6
Каждая команда получит от нас стихотворение Константина Симонова. Ваша задача – за 5 минут подготовиться к тому, что его продекламировать.
Оценивается выразительность, глубина, артистизм. Можно получить максимум – 5 баллов.
Ассистенты, раздайте, пожалуйста, задания.
Время на подготовку пошло!
Ваше время истекло. Просим выйти к сцене декламаторов.
Декламация представителей всех команд.
Тексты для декламации:
1.
СЛАВА
1942
2.
* * *
1941
3.
ТОВАРИЩ
1941
* * *
1939
5.
* * *
1942
6.
ИЗ ДНЕВНИКА
7.
КУКЛА
1939
8.
* * *
1941
9.
* * *
1945
10.
* * *
Май 1941
11.
САМЫЙ ХРАБРЫЙ
1939
Аплодисменты выступающим! Спасибо. Садитесь, пожалуйста.
На этом игровые раунды закончены. Жюри нужно какое-то время для подведения итогов и подготовки наградных документов. Мы предлагаем вам пока отдохнуть перекусить, пообщаться.
Награждение победителей.
Список литературы:
1. Симонов К.М. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1979.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.