Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»
Программное содержание.
– Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей рождения русской деревянной игрушки.
– Развивать познавательный интерес к матрешке как к символу родной страны.
– Обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России, обратить внимание на их форму; учить находить сходство и различие между ними.
– Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.
– Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа.
– Учить создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы.
– Развивать чувство ритма, композиции, художественного вкуса.
– Развивать творческое воображение и активность, общую и мелкую моторику.
– Развивать зрительную память и слуховое восприятие.
– Воспитывать любовь к народному творчеству, искусству.
I. Организационный момент. (Психологический настрой.)
– Ребята, давайте улыбнемся широкой улыбкой и пошлем их друг другу (дети «сдувают» улыбки с ладошек). Вот мы и подзарядились хорошим настроением.
II. Ход занятия.
– Сегодня, ребята, нас ждет встреча с удивительной, необыкновенной игрушкой. Известна она всему миру.
Детская игрушка эта
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало,
Символом России стала!
– Догадались, о какой игрушке идет речь? (Ответы детей.)
– Сейчас мы узнаем, правильно вы ответили или нет, а для этого вы должны разгадать ребус. Поможет нам в этом гномик.
Если вы правильно начертите путь, по которому пройдет гномик, и без ошибок впишите в пустые окошки буквы, которые встретятся по пути гномику, то мы с вами сможем прочесть название этой игрушки. Разгадывание ребуса: 3 клетки вверх, две клетки вправо, три клетки вниз, три клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, три клетки вних, две клетки вправо. Читаем четко, проговаривая каждый слог: МАТ-РЕШ-КА.
Вот она матрешенька
Как она милешенька
С аленькими шечками
Под пестреньким платочком
Нарядная, пригожая
На наших девочек похожая.
– Эта матрешка из города Загорска, поэтому называется Загорская. У Загорских матрешек всегда платок завязан узелочком, одета в сарафан и передник, весь наряд украшен цветочками и точками. Основные цвета, которые художник использует для росписи – красный, желтый, синий.
У нее есть подружки.
– Эта матрешка из Полхов-Майдана и называется Полхов-Майданская матрешка. Она не похожа на своих подружек, более стройная, вместо платка – полушалок. Наряд расписан крупными цветами. Мастера в росписи используют цвета – зеленый, красный, черный, желтый.
– А эта матрешка из города Семенов и называется она Семеновской матрешкой. Основой в ее росписи является фартук, на котором большой алый цветок, край платка украшен бутончиками. Для росписи используются цвета – красный, зеленый, желтый.
Дети рассматривают изображение матрешек и называют виды росписи и названия городов, где их изготавливают.
Для закрепления материала проводится дидактическая игра «Собери матрешку».
На столе в конвертах лежат разрезанные на 5-7 частей шаблоны матрешек.
Сейчас каждый из вас соберет матрешку и скажет мне, какого вида росписи досталась ему матрешка.
Рассказ воспитателя об истории возникновения Матрешки.
– Как вы думаете, сколько матрешке лет? Я ей уже более ста лет. Родилась она в Подмосковье, в селе Абрамцево. Здесь была творческая мастерская, где занимались изготовлением детских игрушек. Однажды в эту мастерскую заезжие купцы привезли из далекой Японии необычную игрушку, добродушного старичка. Это был японский мудрец – Фукуруму.
– Он раскрывался и в нем находилось еще несколько фигурок. Эти фигурки очень понравились мастерам и они решили сделать такую же разъемную игрушку. Мастер игрушечных дел Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал эту игрушку. Она также раскрывалась и в ней находилось целое семейство. Так появилась новая игрушка, которая представляла собой девочку в сарафане, переднике, платочке с петухом в руках.
Но как же ее назвать, задумался мастер.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрешкою назвал.
С тех пор живет Матрешка
Как русский сувенир.
Шагает по планете
И радует весь мир.
– Давайте и мы с вами порадуем своих друзей и сделаем в подарок другу свою матрешку из цветного соленого теста.
Но прежде чем перейдем к своим рабочим местам, мы с вами поиграем.
III. Физминутка с элементами зрительной гимнастики.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике, славная матрешка.
(Найти матрешку этого цвета и геометрические фигуры того же цвета, положить рядом.)
А ее откроешь – в ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной травка молодая
(Найти эту матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета.)
А вторую отвернешь – там еще матрешка,
Та матрешка – в синем крошка.
(найти матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета)
В ней любимая матрешка
Вся она как маков цвет!
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек.
Больше всех ее люблю
Маленькую крошку – красную матрешку.
(Ннайти матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета.)
– Молодцы, справились с заданием.
А сейчас я скажу волшебные слова:
«Раз, два, три – повернись, в мастеров-умельцев превратись!»
– Теперь вы не просто ребята, а народные мастера-умельцы.
IV. Продуктивная деятельность.
На столах разложены шаблоны матрешек, соленое цветное тесто, декоративные элементы для росписи. Дети самостоятельно выбирают материал для лепки.
Объяснение этапов выполнения работы в технике тестопластика (работать с тестом быстро, не крошить, детали прикреплять, слегка смачивая водой, использовать для украшения элементы декора: бисер, крупа, присыпка).
Под спокойную мелодию дети приступают к работе.
V. Заключительная часть.
Рассматривание готовых матрешек.
– Ребята, какие замечательные красочные получились у вас матрешки, называться они будут «авторскими». Думаю, что ваши друзья будут очень рады такому подарку.
Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.