Рубрики
Дошкольное образование

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

0
Сотенко Людмила Васильевна,
воспитатель высшей категории ДО-3
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1799 «Экополис»».
sotenko1964@gmail.com

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

Программное содержание.

– Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей рождения русской деревянной игрушки.

– Развивать познавательный интерес к матрешке как к символу родной страны.

– Обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России, обратить внимание на их форму; учить находить сходство и различие между ними.

– Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

– Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа.

– Учить создавать свой образ матрешки, используя декоративные элементы.

– Развивать чувство ритма, композиции, художественного вкуса.

– Развивать творческое воображение и активность, общую и мелкую моторику.

– Развивать зрительную память и слуховое восприятие.

– Воспитывать любовь к народному творчеству, искусству.

I. Организационный момент. (Психологический настрой.)

– Ребята, давайте улыбнемся широкой улыбкой и пошлем их друг другу (дети «сдувают» улыбки с ладошек). Вот мы и подзарядились хорошим настроением.

II.  Ход занятия.

– Сегодня, ребята, нас ждет встреча с удивительной, необыкновенной игрушкой. Известна она всему миру.

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало,

Символом России стала!

– Догадались, о какой игрушке идет речь? (Ответы детей.)

– Сейчас мы узнаем, правильно вы ответили или нет, а для этого вы должны разгадать ребус. Поможет нам в этом гномик.

Если вы правильно начертите путь, по которому пройдет гномик, и без ошибок впишите в пустые окошки буквы, которые встретятся по пути гномику, то мы с вами сможем прочесть название этой игрушки. Разгадывание ребуса: 3 клетки вверх, две клетки вправо, три клетки вниз, три клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, три клетки вних, две клетки вправо. Читаем четко, проговаривая каждый слог: МАТ-РЕШ-КА.

 

Вот она матрешенька

Как она милешенька

С аленькими шечками

Под пестреньким платочком

Нарядная, пригожая

На наших девочек похожая.

– Эта матрешка из города Загорска, поэтому называется Загорская. У Загорских матрешек всегда платок завязан узелочком, одета в сарафан и передник, весь наряд украшен цветочками и точками. Основные цвета, которые художник использует для росписи – красный, желтый, синий.

У нее есть подружки.

– Эта матрешка из Полхов-Майдана и называется Полхов-Майданская матрешка. Она не похожа на своих подружек, более стройная, вместо платка – полушалок. Наряд расписан крупными цветами. Мастера в росписи используют цвета – зеленый, красный, черный, желтый.

– А эта матрешка из города Семенов и называется она Семеновской матрешкой. Основой в ее росписи является фартук, на котором большой алый цветок, край платка украшен бутончиками. Для росписи используются цвета – красный, зеленый, желтый.

Дети рассматривают изображение матрешек и называют виды росписи и названия городов, где их изготавливают.

Для закрепления материала проводится дидактическая игра «Собери матрешку».

На столе в конвертах лежат разрезанные на 5-7 частей шаблоны матрешек.

Сейчас каждый из вас соберет матрешку и скажет мне, какого вида росписи досталась ему матрешка.

Рассказ воспитателя об истории возникновения Матрешки.

– Как вы думаете, сколько матрешке лет? Я ей уже более ста лет. Родилась она в Подмосковье, в селе Абрамцево. Здесь была творческая мастерская, где занимались изготовлением детских игрушек. Однажды в эту мастерскую заезжие купцы привезли из далекой Японии необычную игрушку, добродушного старичка. Это был японский мудрец – Фукуруму.

– Он раскрывался и в нем находилось еще несколько фигурок. Эти фигурки очень понравились мастерам и они решили сделать такую же разъемную игрушку. Мастер игрушечных дел Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал эту игрушку. Она также раскрывалась и в ней находилось целое семейство. Так появилась новая игрушка, которая представляла собой девочку в сарафане, переднике, платочке с петухом в руках.

Но как же ее назвать, задумался мастер.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка

Как русский сувенир.

Шагает по планете

И радует весь мир.

– Давайте и мы с вами порадуем своих друзей и сделаем в подарок другу свою матрешку из цветного соленого теста.

Но прежде чем перейдем к своим рабочим местам, мы с вами поиграем.

III. Физминутка с элементами зрительной гимнастики.

У меня матрешка есть, новая игрушка,

В желтом сарафанчике, славная матрешка.

(Найти матрешку этого цвета и геометрические фигуры того же цвета, положить рядом.)

А ее откроешь – в ней сидит вторая,

Вся в зеленом, как весной травка молодая

(Найти эту матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета.)

А вторую отвернешь – там еще матрешка,

Та матрешка – в синем крошка.

(найти матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета)

В ней любимая матрешка

Вся она как маков цвет!

Сарафан на ней надет,

Алый, как цветочек, и под цвет платочек.

Больше всех ее люблю

Маленькую крошку – красную матрешку.

(Ннайти матрешку и геометрическую фигуру такого же цвета.)

– Молодцы, справились с заданием.

А сейчас я скажу волшебные слова:

 «Раз, два, три – повернись, в мастеров-умельцев превратись!»

– Теперь вы не просто ребята, а народные мастера-умельцы.

IV. Продуктивная деятельность.

На столах разложены шаблоны матрешек, соленое цветное тесто, декоративные элементы для росписи. Дети самостоятельно выбирают материал для лепки.

Объяснение этапов выполнения работы в технике тестопластика (работать с тестом быстро, не крошить, детали прикреплять, слегка смачивая водой, использовать для украшения элементы декора: бисер, крупа, присыпка).

Под спокойную мелодию дети приступают к работе.

 

V. Заключительная часть.

Рассматривание готовых матрешек.

– Ребята, какие замечательные красочные получились у вас матрешки, называться они будут «авторскими». Думаю, что ваши друзья будут очень рады такому подарку.

Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.