Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Синицын В.А. Опыт новых авторских подходов к вопросам языковой экологии в современной школьной практике средствами спецкурса «Русский язык и культура речи»

Синицын Вячеслав Анатольевич,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы СОШ № 2017,
sva2561@mail.ru

 

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

                                                                                                 Д. Уэбстер

Именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о культуре русской речи в печати, на радио и телевидении особенно необходим.

                                                                                                  Из газеты

Встречают человека уже давно не только «по одежке», но и по тому, как он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка.

Массовое косноязычие, сквернословие, нарушение норм речевого поведения, отсутствие четких границ употребления книжной и разговорной лексики, расширение сферы использования жаргонных слов и выражений, изобилие англицизмов и других иноязычных заимствований – картина нашего времени. Наблюдается отсутствие элементарных навыков свободного устного речевого общения, умения строить монологическую речь, организовывать диалог и  управлять им. Многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. У абсолютного большинства людей, выражаясь образными словами Корнея Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Общее пренебрежение к грамотности со стороны общества в первую очередь негативно сказывается на грамотности подрастающего поколения. Безграмотность внедряется в сознание молодых людей. У большинства молодежи сложилось впечатление, что грамотная речь и изящная словесность – принадлежность какого-то особого мира, оторванного от действительности.

Боевики, детективы, кровь и насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу.    Лечить нашу речевую культуру очень трудно. Готовых рецептов нет.  Надо бороться, но не установлением табу, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов серьезной и грамотной учебно-методической работы по  развитию речи, речевой культуры, речевого творчества обучающихся.

Развитие культуры речи старшеклассников требует на уроках и во внеурочной деятельности специальной заботы и особых видов учебной деятельности, соответствующих задачам развития общих способностей речи.

Практика показывает, что проблему повышения уровня речевой культуры учащихся 10 – 11 класса на базисном уровне, а также в рамках профильной и углубленной подготовки к ЕГЭ можно успешно решать средствами дополнительных специальных (элективных) курсов «Русский язык и культура речи».

Содержание такого курса должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассника, а также предоставлять ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию, помогать оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Чтобы сегодня учителю выработать эффективный план действий по обучению русскому языку и культуре речи, несомненно, необходимо учитывать спектр качественных характеристик нынешнего старшеклассника, к коим следует отнести следующие особенности: 1) низкий уровень гражданского сознания и познавательного интереса; 2) неуважение к правилам и нормам общественного поведения, недостаток воспитанности и отзывчивости; 3) потребительское отношение к жизни; 4) ориентация на отдых и развлечения; 5) неверие в традиционные ценности; 6) приспособляемость и прагматизм; 7) искусственное завышение самооценок при недостаточном уровнезнаний; 8) часто необоснованное стремление к лидерству, возможностьбыть успешным всегда, во всем, везде (часто за счет другого); 9) желание получить быстрый и высокий результат при  малыхзатратах на процесс деятельности;10) интеллектуальное равнодушие и равнодушие к учебе; 11) склонность к новым технологиям; 12) отсутствие глубины и качества знаний; 13) несформированность системы универсальных учебных действий (УУД), неумение использовать полученные знания в практической жизнедеятельности; 14) склонность к участию в межличностных и межнациональных конфликтах; 15) увлечение агрессивным содержанием западной и отечественной поп-культуры; 16) психологическая неустойчивость и плохое здоровье; 17) «поляризация» обучающихся по уровню умственного и психического развития; 18) этническая пестрота; 19) снижение качества чтения и общего уровня грамотности;20) низкий уровень общей культуры личности и коммуникативной вчастности: культуры чувств, культуры мышления, культуры речи  и общения.

В условиях ФГОС среднего общего образования, изменения приоритетов в методике преподавания русского языка нами разработан и апробирован специальный учебно-методический комплекс (УМК) по русскому языку и культуре речи нового поколения. В основу данного УМК включены: 1) учебное пособие – практикум для индивидуальной и коллективной работы: Русский язык и культура речи. Рабочая тетрадь для учащихся 10-11 класса; 2) серия оригинальных учебно-методических пособий для ученика и преподавателя: «Уроки лексики, или когда язык не заплетается», «От уроков лексики к речевому творчеству и культуре речи», «Русский язык и культура речи», 3) система частных практических методик: «Методика развития речетворчества старшеклассника», «Методика формирования орфографической зоркости», «Как почувствовать вкус слова», «Методика комплексного анализа текста нравственно-эстетического воздействия»; 4) комплект Укрупненных Дидактических Единиц – логико-структурных схем для освоения теоретического материала; 5) словарь «Язык заплетается», составленный на материале  письменных высказываний обучающихся; 6) сборники речевого творчества школьников.

Вышеназванный УМК реализует концепцию развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, философию и принципы творческой педагогики. Основное внимание сосредоточено на речи, речевой деятельности, речевом общении. Особенность данной программы в том, что весь материал развертывается не в логике описания языка лингвистической наукой (по уровням языковой системы), а в направлении развития коммуникативно-познавательных способностей наших учеников.

Логическая незавершенность научных рассуждений является главным дефектом действующих ныне программ, школьных учебников по русскому языку. Частично решить эту проблему  помогает разработанная нами комплексная система подачи теоретических знаний через разнообразные сигналы (зрительные, слуховые, образные, художественно-выразительные): 1) комплект занимательных логико-структурных схем и опорно-занимательных таблиц (ОЗТ), позволяющий  представить теоретический материал системно, структурно, во внутренних взаимосвязях его частей;  2) жесты; 3) зарифмованный образ; 4) музыкальный образ; 5) логические цепочки сочетаний слов.

Психолого-педагогический мониторинг, диагностические исследования показали, что такой разносторонний подход к подаче теоретической информации вызывает у старшеклассников не только интерес, но и создает все предпосылки для того, что психологи именуют факторами «абсолютной грамотности».

Приведем краткую обобщенную характеристику методов обучения  русскому языку и культуре речи.

1. Метод статической речевой ситуации. Из речевой практики выбирается конкретная ситуация (или операции) в качестве объекта коллективного анализа для выявления ее положительных и отрицательных сторон, а также влияния или последствий в будущем.

2. Метод речетворческих проектов. Ученики разбиваются на группы, каждая из которых разрабатывает свой речетворческий проект. Каждый участник группы осуществляет разработку части общего проекта, выступает с ее защитой перед участниками других групп, которые при этом являются оппонентами. Разработка проектов занимает достаточно продолжительное время (например, триместр). В итоге работы формируется сводный доклад законченного проекта, сопровождающийся текстовым и иллюстративным оформлением.

3. Индивидуальная и групповая мастерская речевого творчества. Во время учебного (или дома в качестве самостоятельного задания) занятия ученики делятся на небольшие мини-группы (4 – 6 человек) для выполнения творческих заданий проблемного характера. За определенное время (от 10 до 30 минут в зависимости от уровня сложности речетворческого задания)  участники творческой группы (речевые игротехники)  выполняют определенное задание, предлагаемое главным речевым игротехником (учителем), например, «Почему у каждого  слова запах особый?» (конечный продукт речевого творчества – стихотворный или прозаический текст), «Почему говорят, что «язык идет вместе с жизнью народа», «Где прячется душа слова» и др.  Руководителю — ведущему каждой  мини-группы вручается «Лист – инструкция» с текстом «пошаговых» действий для наиболее эффективного выполнения задания и получения оптимального результата – конечного продукта речевого творчества. Основные этапы деятельности в речетворческой мастерской:

1) Этап осмысления речетворческого задания (знакомство с листом-инструкцией).

2) Этап практического погружения в речетворческую деятельность (собственное речевое творчество в письменной форме выражения).

3) Этап «содержательно-логического взаимодействия» (коррекция текстовой информации, «сборка» окончательного варианта текста речетворческой коллективной деятельности).

4) Этап презентации – представления – защиты  выполненного задания (озвучка готового текста ведущим игротехником).

5) Этап внутренней и внешней экспертизы (оценивания), этап рефлексии (самооценка речетворческой деятельности, анализ и оценка данного речетворческого продукта участниками (экспертами) других творческих групп).

4. Диктанты. Учащимся устно зачитывается содержание лингвистических определений, понятий. Их задача – «узнать» само понятие по его характеристике. Этот элемент педагогической технологии можно использовать вместо скучного текущего контроля знаний.

5. Кроссворды. Учащимся предлагается изложить в форме кроссворда содержание отдельных понятий или определений по спецкурсу «Русский язык и культура речи». При этом, укладываясь в рамки выбранной формы кроссворда, старшеклассники изучают содержание многих понятий и определений, работают с ними. Занимаясь формой и абстрагируясь от содержания понятия, ученики на новом, более высоком уровне сознания изучают эти понятия и определения.

6. Тестирование. Этот метод позволяет осуществить не только непосредственно контроль знаний старшеклассников, но и обеспечить обратную связь «ученик – учитель» на практических занятиях и откорректировать, если это требуется, качество последующих занятий. Подбор материалов носит тематический характер, затрагивая все основные вопросы темы. Использование тестов привносит в процесс обучения элемент игры и состязательности, выполняет обучающие и корректирующие функции.

7. Анкетный опрос. На разных этапах изучения курса «Русский язык и культура речи» ученикам предлагаются анкетные опросники для создания базы данных с целью адекватной самооценки своих знаний, практических умений и навыков.

Особая форма организации учебных занятий по русскому языку и культуре речи — мастерская речевого творчества или творческая речевая лаборатория – вызывает у старшеклассников устойчивый интерес. Комплексный речетворческий тренинг включает самые разнообразные задания, направленные на то, чтобы говорящий или пишущий смог наиболее полно самовыразиться в слове, сумел ощутить его внешнюю жизнь и внутреннюю суть, ибо слово задает тему, слово вызывает рефлексию, слово и его связи помогают рождению замысла.

Нестандартная технология обучения позволяет обучающимся с увлечением учиться грамотному диалогу, осознавать психологическую природу языка, разбираться в механизмах порождения речевого высказывания. На занятиях в творческой лаборатории – мастерской речетворчества проповедуется культ родного слова: не скучного и унылого, а живого, очеловеченного, умного и занимательного, выразительного и волнующего. В содружестве и сотворчестве с учителем ученик занимается самостоятельной научно-исследовательской деятельностью, решает конкретную творческую языковую задачу, например, «Как сварить слово и вытащить его изо рта?», «Почему у каждого слова запах особый?», «Чем пахнут слова?» «Где прячется душа слова?», «Как слово из одной части речи превращается в другую часть речи?» и т.п.

Интенсивному развитию речевой культуры и речевого творчества учащихся служат самые оригинальные, неожиданные и в то же время эффективные авторские приемы работы со словом, предложением, текстом.

«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту) – методический прием, позволяющий представить отдельно взятое (самостоятельное) слово с разных позиций: научной и нравственно-эстетической, общечеловеческой (слово – живое существо, с конкретной душой и характером!). Ученику предлагается пофантазировать и представить, что произнесенное и записанное им слово превратилось в «магнит». Это «слово-магнит» способно притягивать, присоединять к себе другие слова, сочетания слов. Называются возможные варианты. Приготовлено необычное «поле слов» – своеобразный строительный материал («речевые кирпичики») для конструирования целого здания – составления собственного связного письменного текста. «Слово-магнит» – это своего рода шифр, смысл которого и соединяет другие слова, притягивает их к себе, создавая, таким образом, информационный ряд слов, объединенных какими-то определенными тематическими рамками. «Слово-магнит» — эффективный способ «копания» в своей речи, ведь происходит естественный процесс ее развития, процесс речевого созидания. После того, как текст создан, пишущий должен объяснить некоторые моменты текстовой «сборки». Эта информация необходима преподавателю, ибо позволяет ему сделать определенные выводы о психологии порождения речи конкретного ученика.

Опорная обобщающая учебно-занимательная таблица «Путь к слову» наглядно показывает, как отдельно взятое слово «ведет», «работает» в том, или ином разделе языкознания.

Рисунок 1

Дается план рассуждений, предлагается путь, который необходимо пройти; преодолеть маршрут, следуя которому окунаешься в гущу слову.

Слово выстраивается как целостное произведение. Рисуется своеобразный портрет слова, созданный по своим определенным законам.

Изучаемая информация, принимая свернутый вид, более четко организует мыслительную деятельность, обеспечивает осознанные и прочные знания.

Содержание таблицы складывается из 2-х частей: Iчасть (7 ступенек пути) – это характеристика самостоятельного слова в системе науки о языке (разделах школьного языкознания); IIчасть (4 ступеньки) – описание данного слова с нравственно-эстетической, человеческой точки зрения (слово – живое, очеловеченное!). Не случайно калмыцкий поэт Давид Кугультинов произнес:

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одежа…

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа.

Чтобы почувствовать, ощутить слово, проникнуть в его глубинный смысл, необходимо преодолеть все 11 ступенек этого не совсем простого, но увлекательного пути.

Вторая часть необычной таблицы – плана направлена на развитие речевой интуиции, речевого творчества: предлагается поразмышлять о душе, характере слова, подобрать к нему рифмующиеся слова или сочетания слов, соответствующие личным представлениям образы, представить это слово «магнитом», на основе составленного «поля слов» придумать и записать текст.

Содержание учебной таблицы «ПУТЬ К СЛОВУ» можно «поддержать» эмоционально, эстетически, художественно. Поэтическую образность и одновременно достоверность, убедительность придают таблице стихи известного польского поэта Юлиана Тувима:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Итак, чтобы по-настоящему почувствовать вкус слова, НЕОБХОДИМО хорошо ЗНАТЬ его ЛЕТОПИСЬ РОСТА, то есть охарактеризовать с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания, определить ДУШУ, ХАРАКТЕР слова, ПРЕОДОЛЕТЬ ПУТЬ от произнесения до включения в свой авторский текст.

Новое авторское пособие, книга-практикум «Русский язык и культура речи» для учащихся 10-11 классов отражает многолетний практический опыт и поможет старшеклассникам сформировать навыки культурной письменной и устной речи, повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, правильно выражать свои мысли, позволит по-настоящему почувствовать и ощутить истинный вкус родного слова.

Представленные в пособии теоретико-практические материалы, методические разработки, не совсем привычные творческие задания и образцы их выполнения позволят во многом по-новому  взглянуть на родной язык: ощутить его как стройную, живую и гармоничную систему, приобщиться к тайнам искусства слова, понять и почувствовать его нравственно-эстетическую ценность.     

Принципиальная позиция автора: язык – основное средство общения, познания и воздействия, как знаковая система, изучается через значимые единицы, центральная из которых – слово.  В лексическом значении, семантике слова – его душа, характер. Через  семантику, значение слова, употребление его в разных ситуациях общения ученик усваивает подлинный смысл читаемого. Этим объясняется пристальная и многообразная творческая работа со словом.

Речевое творчество и методы его развития рассматриваются как эффективное средство формирования языковой личности, способной понимать и чувствовать слово, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.

Содержание пособия составляют следующие главы:

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Не наставления ради, или слово автора для учеников и преподавателей

2. Всяк кулик свое болото хвалит, или какие возможности пособие нового типа предоставляет ученику и учителю

3. На все есть свой порядок, или о содержании и планировании курса «Русский язык и культура речи»

4. Всему свое начало, или как составить конспект

II. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.  Язык и речь. Культура речи

2. Грамматическая правильность русской речи

3. Лексикология. Лексика. Лексическая норма

4. Речевые ошибки, или когда язык заплетается

5. Текст как средство повторения орфографии и пунктуации

6. Текст и его строение

7. Стили речи и их особенности

8. Речевой этикет

9. Контрольные вопросы и задания. Образцы выполнения

10. Термины, относящиеся к языку и стилю художественного произведения

III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

IV. ТЕСТЫ. КЛЮЧИ

V. ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Отличительные особенности авторской модели элективного курса:

– образовательный продукт – учебное пособие нового поколения;

– содержание и методическое сопровождение, реализующие принципы практико-ориентированного образования и коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку;

– ключевые понятия (главные смысловые линии) предметного содержания:

КУЛЬТУРА – ОБЩЕНИЕ – МИРОЛЮБИЕ – ТВОРЧЕСТВО;

– отбор, структурирование и представление учебного материала на основе системно-деятельностного принципа;

– целостная разновариантная предметно-тематическая система тренировочных и контрольных заданий;

– методика развития детского речевого творчества;

– удобная и практичная система условных обозначений, символика для внутритекстовой информации.

Учебная книга нового типа ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ:

– расширить знания о языковой системе русского языка;

– развивать гибкость и самостоятельность мышления;

– участвовать активно в речевой творческой деятельности и получать конкретный результат;

– реализовать личностную успешность в учебной деятельности;

– приобрести опыт речевого взаимодействия и партнерства;

– анализировать чужие и контролировать собственные речевые ошибки;

– формировать орфографическую зоркость; 

– совершенствовать умения и навыки комплексного анализа художественного текста;

– учиться чувствовать вкус слова;

– получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;

– приобщиться к научно-исследовательской и проектной деятельности;

– подготовиться целенаправленно к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

УЧИТЕЛЮ:

– организовать процесс обучения в режиме интенсивного речевого развития;

– познакомиться и апробировать на практике эффективность разнообразных методик обучения русскому языку;

– использовать практическую методику развития детского речетворчества;

– обучиться нетрадиционным методическим техникам преподавания родного языка;

– иметь разнообразие дидактического «добротного сырья», методических  заготовок: способов подачи теоретического и практического материала, продуманных методических ходов, связок, приемов, форм работы со словом, предложением, текстом.

– применять материал для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома, на уроке и вне урока, для устной и письменной работы, как обычное тренировочное упражнение и как форму промежуточного и итогового контроля;

– плавно и последовательно готовить учащихся к выполнению научно-исследовательской и проектной деятельности.

– отбирать и адаптировать материалы с учетом количества учебных часов, типа школы (общеобразовательная, лицей, гимназия, гуманитарная) и уровня подготовленности учащихся;

– повысить интерес к учебному предмету обучения, «оживить», «очеловечить» его теорию и практику.

– усилить воспитательный потенциал предметного материала;

– решать задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития учащихся;

– иметь образец для создания собственных программ, факультативных, элективных курсов по русскому языку.

Книга послужит хорошим справочным и учебно-методическим пособием ученикам и учителям школ, расположенных в удаленных регионах и сельской местности, русскоязычных школ за рубежом, где нередко испытывают большие трудности с подбором подобной учебной литературы.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Синицын В.А. От уроков лексики к речевому творчеству и культуре речи. Пособие для старшеклассников, студентов и преподавателей. М.: НАНОО «МСГИ», 2005.
2. Синицын В.А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи. Изд. 2-е испр. и дополн. М.: АО «Столетие», 1997.
3. Синицын В.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М: НАНОО «МСГИ», 2005.
4. Синицын В.А., Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык не заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. М.: МСГИ, 2002.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.