Рубрики
Воспитательная работа

К вопросу о проблемах в воспитании

Есть старая шутка о том, что все животные уверены, кем вырастут их детеныши: у козы будут козлята, у свиньи – поросята, у овцы – бараны и т. д. И только у человека может вырасти любое существо, в том числе и нечто из вышеперечисленного. Так от чего же зависит, кем будет человек, что из него получится? Какие факторы влияют на становление человеческой личности в человеческом обличье? Эти проблемы издавна волнуют людей, даже далеких от педагогики, ведь всем родителям независимо от их профессии хочется гордиться своими детьми, хочется вырастить их порядочными и воспитанными.

0
Хрущалина Ольга Александровна,
учитель английского языка,
 педагог-организатор
 ГБОУ г. Москвы «Школа № 2111 Новая волна»,
khrushchalinaoa@2111nw.ru

Успешная погоня за несколькими «зайцами» в процессе воспитания

Есть старая шутка о том, что все животные уверены, кем вырастут их детеныши: у козы будут козлята, у свиньи – поросята, у овцы – бараны и т. д. И только у человека может вырасти любое существо, в том числе и нечто из вышеперечисленного. Так от чего же зависит, кем будет человек, что из него получится? Какие факторы влияют на становление человеческой личности в человеческом обличье? Эти проблемы издавна волнуют людей, даже далеких от педагогики, ведь всем родителям независимо от их профессии хочется гордиться своими детьми, хочется вырастить их порядочными и воспитанными.

Учеными ведутся споры о влиянии различных факторов на воспитание человека — биологических, педагогических, социальных. С каждым из них трудно не согласиться и в то же время нельзя принимать во внимание каждый фактор в отдельности. Например, влияние генов на ребенка, с одной стороны, можно охарактеризовать как «у осинки не родятся апельсинки», но и в то же время, всем известно, что «в семье не без урода». Современное воспитание в семье так же трудно назвать единственно верным. Может ли ребенок поверить отцу, читающему мораль о вреде курения и держащему сигарету в руках? Много проблем добавляют воспитанию и внешние – социальные факторы. Школьные педагоги воспитывают качества, которые подвергаются сомнению или даже высмеиваются средствами массовой информации и опровергаются, благодаря общению со сверстниками.

Для достижения цели – воспитания современного человека, – необходимо решение очень непростых задач. В первую очередь, стоит разобраться, какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог найти свое место в обществе, и чтобы общество приняло его. Легко перечислить человеческие «благодетели», но все ли они востребованы в нашем современном социуме и не нуждаются ли они в пересмотре или корректировке? Любое прекрасное качество можно довести до абсурда и создать тем самым массу проблем его обладателю и окружающим людям. Но, даже создав некий «комплекс» уравновешенных положительных качеств и воспитав его в определенной группе людей, необходимо помнить, что их жизнь неотделима от социума, не все индивиды которого обладают подобными качествами. Как следствие – проблемы взаимоотношений неизбежны.

В своей работе я попытаюсь разобрать некоторые проблемы воспитания, и если не дать ответы на все поставленные вопросы, то хотя бы определить направления деятельности по их решению.

Система и постоянство – помощники достижения цели

Имея 16 лет педагогического стажа и пятилетний опыт вожатской деятельности, я постоянно сталкиваюсь со множеством проблем в воспитательной работе. Перечитав гору книг знаменитых и не очень педагогов прошлого и современности, я не смогла найти четкого ответа на главные вопросы: «кто виноват в современных проблемах воспитания» и «что же делать в сложившейся ситуации». Виноватых, как правило, слишком много, а предлагаемые решения одной проблемы неизбежно приводят к появлению других. Тем не менее, многие авторы если и не давали прямого ответа, то наталкивали меня на собственные идеи по решению той или иной проблемы. Я считаю, что каждая проблемная ситуация требует только индивидуального подхода и зависит от множества факторов, в том числе возрастных особенностей детей. У каждого возраста – свои проблемы, свои интересы. Наша задача – использовать интересы ребенка для решения его же проблем, а еще лучше – для их профилактики.

Воспитание – это непрерывный процесс, им нельзя заниматься периодически, «от случая к случаю». Нужна система, которая поможет ребенку выработать необходимые качества, умение сориентироваться в сложных жизненных ситуациях, которая даст обществу настоящего гражданина с твердой жизненной позицией. Главная опора этой системы в условиях школьного социума – личный пример, способность преподавателя не только словом, но и делом показывать и доказывать приоритет высоких моральных качеств. В условиях полного отсутствия цензуры в средствах массовой информации, огромного количества пропаганды жестокости и вседозволенности, это очень трудная задача. Усложняется она еще и постоянно падающим авторитетом педагога в нашем обществе. Я не исключаю наличие своих трудностей у педагогов первой половины и даже середины XX века, но у них были большие преимущества в виде признанного авторитета среди детей и родителей и отсутствие навязывания образа агрессивного и свободного от обязанностей перед обществом «героя». Но время течет, все меняется. Безусловный авторитет учителя канул в лету, все чаще дети заявляют о своих правах, никого не смущает разговор ученика и учителя «на равных». Как выстраивать процесс воспитания в современной ситуации, когда каждое слово учителя подвергается сомнению со стороны ученика и критике со стороны родителей?

Как бы то ни было, воспитание – это наша цель, достижение которой необходимо в любых условиях и с максимальным результатом.

Шаги к достижению цели

Обычно для достижения цели необходимо ставить и решать определенные задачи. Но в процессе воспитания, на мой взгляд, есть этапы, которые не нужно «решать», их нужно просто пройти, чтобы выполнить. И нет сомнений, что этот процесс – не односторонне направленный вектор: ведь только всесторонне развитая личность может считаться «полноценным продуктом» системы. Каждое из направлений будет состоять из аналогичных шагов-действий: познакомить, заинтересовать, увлечь, сделать привычкой. Эта объединяющая черта всех направленностей воспитательной работы и поможет нам в успешной «охоте» сразу за несколькими трофеями. Исходя из логичных требований современного общества к своему полноценному гражданину – человеку, который полезен обществу, успешен в личной жизни, обладает рядом важных моральных и физических качеств – можно выделить ряд основных направленностей, по которым и должна выстраиваться воспитательная работа. Ее можно представить по принципу движения по спирали от центра в следующих направлениях:

– здоровьесберегающая направленность;

– гражданско-патриотическая направленность и нравственное воспитание;

– творческо-эстетическое развитие;

– развитие межкультурного интереса и толерантности.

Каждое из этих направлений воспитательной работы играет важную роль в развитии и становлении человеческой личности, и в то же время ни одно из них не может развиваться отдельно от других. Поэтому нет смысла искать культуру там, где нет нравственности или отсутствует толерантность, а развитие одного положительного качества обязательно «потянет за собой» развитие других.  Так, например, увеличивая потребности человека в творческой деятельности, мы усиливаем его желание в развитии межкультурного интереса, стремление узнать как можно больше.

На одном из классных часов по теме «Идеальный Человек», ребята пытались сами создать его образ, наградив массой положительных качеств. Но когда их задача усложнилась минимизацией этих качеств, все сошлись во мнении, что это должен быть обязательно патриот с крепким здоровьем, полезный обществу и развивающий свое личное мастерство, талант в любом виде деятельности. Эти качества, как конечная цель перечисленных выше направленностей, доказывают верность выбранных направлений работы. Осталось только подобрать способы, средства и методы, которые помогут достичь цели.

Здоровьесбережение

Я уверена, здоровье – начало всех начал, это бесценный дар природы, «качество» и «срок годности» которого находится в наших руках. И воспитание в ребенке ответственности за свое здоровье, стремления сохранить и укрепить его – наша первоочередная задача. Современного ребенка окружает огромное количество соблазнов, противостоять которым все труднее и труднее. С экранов смотрит «супер герой» с сигарой, «красивая жизнь» обязательно сопровождается наркотиками и алкоголем. И не важно, чем все это кончается: человеку хочется жить здесь и сейчас. Тем более, что со всех сторон идет «подбадривающая» информация: «все вылечим», «все исправим». Ограничили рекламу алкоголя и никотина, но оставили рекламу фаст фуда и других вредных для здоровья продуктов и напитков. Как разобраться, как сделать правильный выбор, как увидеть опасность за привлекательностью, как предугадать последствия своего решения? Как объяснить ребенку, что такое «здоровый образ жизни»? Как убедить его, что это не просто красивые слова, а единственно верное решение для современного человека? Стоит ли испытывать «запас прочности» своего здоровья никотином, алкоголем, или все-таки лучше постараться поддержать и укрепить его физическими упражнениями и правильным питанием? Можно долго и нудно читать детям лекции на эти темы, но будет лучше, если они самостоятельно придут к нужным выводам в процессе игры, дискуссии, или проведении тренинга.

В нашем классе проводится немало мероприятий, направленных на поддержание и укрепление своего здоровья.  Их можно разделить на теоретические – направленные на получение необходимой информации: тренинги, круглые столы, уроки-дискуссии, лекции; и практические: спортивные мероприятия, командообразующие тренинги, веревочные курсы, а также экспедиционные выезды.

Что я должен знать о своем организме? Что важно для моего здоровья? Как я могу укрепить свое здоровье? Правда и мифы о «красивой жизни», влияние вредных привычек, опасные болезни и возможности заражения, употребление лекарственных средств, специфика физических упражнений, личная гигиена – эти и многие другие вопросы обсуждаются на наших классных часах и внеклассных мероприятиях.  Часто на наши обсуждения мы приглашаем гостей-специалистов, людей, которые помогут профессионально дать ответы на наши вопросы: врачей, психологов, диетологов, фитнес-тренеров.

Так как в нашей школе ведется углубленное изучение химии и биологии, очень часто ребята-старшеклассники сами рассказывают о влиянии внешних факторов на здоровье человека, объясняют зависимость нашего здоровья и экологии. Такие встречи очень важны не только в направлении здоровьесбережения; они помогают и в развитии преемственности в школе, в нравственном воспитании.  Это взаимовыгодное и очень плодотворное сотрудничество: у старшеклассников оно развивает чувство ответственности, помогает самим лучше усвоить материал, ребята осознают необходимость использования дополнительных источников информации; восьмиклассники получают полезную информацию не от поднадоевшего учителя, а от авторитетного старшеклассника, который грамотно и доступно все объяснит и на вопрос ответит.

Очень важно доступно объяснить детям последствия первой затяжки до того, как они могли бы ее осуществить. Чувство коллективизма – важный фактор в принятии решения, особенно для детей этого возраста.

В нашей школе проводится немало мероприятий, направленных на развитие физической активности и пропаганду здорового образа жизни. Всем классом мы активно в них участвуем и стараемся извлечь максимум пользы, будь то полезная информация или заряд бодрости и хорошего настроения. Кроме того, командные мероприятия очень сплачивают коллектив, что создает благоприятные условия для воспитания каждого индивида. Участвуя в Неделе Чистой Воды, мы узнали о значении воды в жизни человека, выяснили, что такое живая и мертвая вода, задумались об экологической обстановке и проблемах загрязнения воды. Что мы как жители города и граждане своей страны можем сделать в сложившейся обстановке?

Поднимались вопросы экономии и рачительного использования воды, велась дискуссия о способах очистки и переработки водных ресурсов. Так направление здоровьесбережения «перетекло» в вопросы нравственности и гражданско-патриотического воспитания.

Физическая активность и занятия спортом являются немаловажной составляющей здорового образа жизни. Я думаю, здесь очень важно не переборщить с соревновательным духом. Физическая подготовка и состояние здоровья изначально у всех находится на разных уровнях, поэтому нет смысла сравнивать высокие спортивные показатели одного, физически здорового ребенка, и скромные достижения другого, часто болеющего. Ребенок должен сравниваться с самим собой «вчерашним». Тогда не возникнет чувство превосходства у одного и чувство зависти и комплекса неполноценности у другого. Задача учителя – найти индивидуальный подход к каждому, объяснить его возможности, помочь поставить перед собой реальные цели и достигать их.

Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

В начале учебного года мы проводили классный час на тему «Положительные и отрицательные человеческие качества». Ребята слушали, а потом сами красиво и правильно рассказывали о том, каким должен быть современный человек. Но меня заставили задуматься результаты анонимного анкетирования после этого занятия. Оказывается, те качества, которые ребята ценят и хотят видеть в себе (ум, смелость, принципиальность, целеустремленность и т.д.), совсем необязательно должны присутствовать в лучшем друге, который, в первую очередь, должен быть честным, добрым, уступчивым. О чем говорит этот факт? От других мы требуем того, на что сами не всегда соглашаемся. Мы хотим, чтобы нам, принципиальным и смелым, по-доброму уступали. Когда я предложила ребятам обсудить этот факт, дискуссия была долгой, но в результате мы пришли к выводу, что в жизни очень важно умение найти компромисс, возможность договориться, пойти на уступки. И в тоже время, есть ситуации, в которых компромисс невозможен. Ребята вспоминали героев войны и понимали, что уступить врагу означало потерять Родину. Как разобраться в сложных вопросах нравственного поведения? Как узнать, не будет ли компромисс шагом к поражению? На эти и другие вопросы призваны ответить мероприятия, формирующие твердую гражданскую позицию и определяющие социально нравственные принципы.

Неоценимую помощь в гражданско-патриотическом воспитании оказывают нам представители Совета ветеранов района Выхино-Жулебино. Настоящие ветераны войны проводят Уроки Мужества, принимают участие в обсуждении современных политических ситуаций, выступают судьями в конкурсах военных песен и стихов. Для ребят они – живой пример настоящего Человека, патриота своей страны.

В нашей школе есть немало добрых традиций, и одна из них – встречи с ветеранами. Только самые достойные ученики имеют возможность присутствовать на этих встречах в школьном музее Мужества. Это – определенный стимул хорошей учебы и активного участия в школьных мероприятиях, ведь лучшие получают грамоты и слова поздравления от самих ветеранов! Еще одна традиция, из которых складывается формирование гражданской позиции – поздравление ветеранов в преддверии памятных дат и возложение цветов к мемориальным доскам. Следует сказать, что наш класс второй год шефствует над мемориальным комплексом К-19 на Кузьминском кладбище. Для нас это не просто уборка осенних листьев и возложение цветов. Ребята изучили историю этой подводной лодки, членов ее экипажа. Кроме того, планируя экскурсионные выезды в другие города, мы обязательно узнаем о наличии в этом городе музеев и памятников, связанных с подводными лодками и историей войны и по возможности посещаем их. Так мы побывали в школьном музее героя-подводника Сергея Преминина в селе Красавино Вологодской области, узнали о его подвиге; посетили подводную лодку-музей в городе Вытегра, осмотрели Аврору и Военный музей в Санкт-Петербурге. Я думаю, чем больше ребята узнают о героических подвигах советских людей, тем больше им хочется гордиться своей родиной и быть похожими на этих героев.

С удовольствием мы участвовали в школьной акции «Война коснулась и нас». Ребята расспрашивали своих родных об участии их прадедушек и прабабушек в Великой Отечественной войне. Ведь сегодняшние подростки – последнее поколение, которое имеет возможность еще увидеть живых участников той ужасной войны. Мы должны максимально собрать и сохранить всю информацию о ней, чтобы передать ее последующим поколениям. Ребята писали о своих родных, переживших ужасы войны, о воевавших на фронтах и ждавших их дома. Из этих рассказов была составлена «Книга памяти», находящаяся теперь в школьном музее. К этой работе подключились и родители, которые потом благодарили нас за то, что их ребенок другими глазами стал смотреть на свою старенькую прабабушку или стал чаще навещать своего прадеда: ведь мы привыкли, что герои – это где-то далеко, а кто рядом – это просто обычный родственник. Я считаю, что общение с ветеранами играет огромную роль в воспитании. Возможно, общение «отцы — дети» предполагает наличие конфликта, а общение «деды — внуки» подразумевает его отсутствие. Как бы то не было, слова пожилых людей быстрее доходят до сознания и находят отклик в душах подростков.

Нравственное воспитание современного подростка – очень непростая задача. Даже на сам вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» в современных условиях нет однозначного ответа. Но тем не менее, есть незыблемые человеческие качества, отсутствие которых не дает возможности назвать человека культурным и воспитанным. На одноименном классном часе мы с ребятами постарались вывести самые необходимые положительные качества современного человека. После долгой дискуссии мы остановились на уважении к старшим, трудолюбии, стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию. Ребята посчитали (и с этим трудно не согласиться), что проявление таких качеств, как доброта, принципиальность, открытость требует определенной ситуации. Помогает разобраться в непростых ситуациях система классных часов, направленных на обсуждение нравственных вопросов. Мы устраиваем совместные просмотры фильмов и спектаклей с обязательным последующим обсуждением и предложением своих вариантов решения той или иной проблемы. Так же не обходятся без разбора все конфликтные ситуации, случающиеся в классе. Очень важно «переиграть» ситуацию, и если не выйти из нее без конфликта, то хотя бы минимизировать негативные последствия.

Творческо-эстетическое развитие

Потребность в прекрасном проявилась в человеке на самом раннем этапе его развития. Наскальные изображения, элементы декорирования одежды – все это говорит о стремлении человека творчески выразить свое мировоззрение. Наша задача – сформировать у ребенка чувство прекрасного, развить его творческие способности, помочь ему вырасти гармонично развитой личностью.

Современное образование включает в себя первые шаги на пути формирования эстетического вкуса человека: это уроки рисования, художественного труда и мировой художественной культуры. Но это – лишь малая часть вложения в творческо-эстетическое воспитание человека, которое продолжается и развивается на протяжении всей его жизни. Культура взрослого человека начинается с малого и идет из семьи: взаимоотношения родителей, чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов, совместные прогулки, культура речи и поведения. В школу ребенок поступает с багажом своих «культурных ценностей», заимствованных из семьи. И это не всегда только положительный опыт; бывают моменты асоциального поведения. Проблемы семьи часто провоцируют ребенка на неприглядные поступки, создают проблемы его общения со сверстниками и учителями. Какими культурными и воспитанными не старались бы выглядеть родители в глазах окружающих – ребенок видит ситуацию «изнутри», когда родители позволяют себе нецензурные высказывания, а порой и откровенно хамское поведение в общественных местах. Двойственность поведения близких людей словно заранее оправдывает неприглядные поступки ребенка – «взрослые тоже так делают». Задача школы – объяснить, предупредить, минимизировать отрицательное и, кроме образования, дать правильное направление по пути самовоспитания, самоопределения и самореализации.

Развитие межкультурного интереса и толерантности.

Мы живем в поликультурном и многонациональном обществе. Познание культуры и традиций других народов должно развивать интерес к этим странам и людям и усиливать свое чувство патриотизма. Это в теории. На практике часто получается неприятие чужой культуры и пренебрежение своей. Мое детство прошло во времена «пятнадцати республик- пятнадцати сестер», когда искусственно не поднимался вопрос об отсутствии толерантности. Когда Петя если и дрался с Абдуллой, то разбирался случай драки одноклассников. И никакого намека на «межнациональную рознь» и «разжигание межнационального конфликта». Я не оправдываю решение разногласий применением физической силы, но искать в потасовке 7-12 летних подростков межнациональную неприязнь – это значит осознанно заставлять их видеть то, о чем они и не думали. В какой момент в обиходе образовательных учреждений появился этот термин – «конфликт на почве межнациональной неприязни» мне трудно сказать. Но его употребление часто неоправданно и провоцирует еще бОльшую агрессию к представителям другой культуры.

В нашей школе учатся ребята многих национальностей. И так как проблема в обществе, а значит и школе, как части общества, уже существует, мы проводим ряд мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с неприятием другой культуры. Это Фестивали национальных культур – Хоровод Дружбы, Традиции Кухни, Язык Танца, — на которых ребята в доступной форме знакомятся с красотой и гармоничностью традиций разных народов; они учатся видеть не пугающие различия, а привлекательные особенности, «изюминки». Кроме того, знакомство с чужой культурой лучше помогает понять свою, познать и оценить ее красоту и мудрость. Ведь все познается в сравнении. Главный девиз подобных мероприятий – «Мы разные –в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». И ребята понимают, что различия между нами –это не дефект каждого, а многообразие проявлений богатой культуры жителей Земли.

В заключении, хотелось бы напомнить слова Антуана де Сент Экзюпери о том, что «все мы родом из детства». Школа – это часть детства, поэтому ее роль в воспитании и становлении личности трудно переоценить. Наша задача – максимально использовать возможности своего педагогического образования, жизненного опыта и искреннего стремления вырастить еще одно поколение достойных людей для передачи эстафеты жизни.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0