Изображение 1
Учитывая большой интерес к Фестивалю в 2014–2015 году, Городской методический центр Департамента образования города Москвы предложил идею продолжить проект «Я покажу тебе Москву» и провести Городской фестиваль образовательных фильмов «Удивительная Москва». Целью фестиваля является создание образовательных фильмов педагогами и родителями по сценариям пешеходных маршрутов первого этапа.
Учебный фильм прочно занял свою нишу среди большого разнообразия обучающих технологий в области образования. Задача учебного фильма не только обучить, но и увлечь аудиторию, захватить ее внимание, воздействовать на эмоциональную сферу. Образовательный фильм по сценарию пешеходного маршрута должен показать зрителю возможности эффективного использования образовательного потенциала культурно-исторического и социокультурных объектов Москвы.
Образовательные фильмы, создаваемые педагогами и родителями, Вы сможете просмотреть на сайте городского методического центра mosmetod.ruиспользуя QR-код (Изображение 2).
Изображение 2
Также можно просмотреть фильмы, перейдя по прямой ссылке.
Создание учебного фильма задача для непрофессионала сложная, но очень увлекательная. Фильм, сделанный качественно и интересно, приятно пересматривать самому и показывать другим. Многие считают, что в видеосъемке нет ничего сложного. Однако на практике педагоги сталкиваются с целым рядом сложностей.
В рамках проекта «Удивительная Москва» Городской методический центр предусмотрел проведение серии уникальных мастер-классов для педагогов и родителей, где участники проекта получают ответы на такие вопросы: как сделать учебный фильм эффективным, с чего начать, как подобрать необходимое оборудование для съемки, как пользоваться программами монтажа (Изображение 3).
Изображение 3
Любой фильм начинается с создания режиссерского сценария, который существенно отличается от традиционных сценариев экскурсий и конспектов занятий. Режиссёрский сценарий является тщательным и глубоко продуманным планом, это как бы запись фильма, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа ранее разработанных образовательных маршрутов и изучения всех связанных с его темой материалов (Изображение 4).
Изображение 4
На мастер-классах участники учатся составлять сценарный план: определять объекты съемки, крупность плана, действия, хронометраж; определяют творческую группу заинтересованных педагогов и родителей, и распределяют между всеми участниками основные роли: автора или авторский коллектив, режиссера, сценариста, оператора, экскурсовода. Это помогает сделать работу над фильмом более организованной и продуктивной.
Прежде, чем приступить к созданию режиссерского сценария, участникам проекта «Удивительная Москва» необходимо определить целевую аудиторию фильмов: для кого снимается, кого и чему может научить. Можно предположить, что основная часть потенциальных зрителей – это педагоги, которые находятся в поиске идей для проведения нестандартных занятий и стремятся освоить образовательное пространство Москвы, а так же родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Можно ли сразу начать снимать фильм, пропустив этап написания сценарного плана? «Скорее нет, чем, да»- так отвечают педагоги и родители, которые принимали участие в мастер-классах. План – это предварительный отбор одного решения их множества возможных, это конструирование содержания фильма. Понимание существенного отличия сценария пешеходных маршрутов первого этапа фестиваля и режиссерского сценария дает возможность участникам мастер-классов избежать ряда типичных ошибок.
Образовательные фильмы проекта, созданные в качестве средств обучения, должны соответствовать определенной структуре:
– 1 блок: информационно-познавательный блок: краткая информация об объекте, представленная доступным детям языком;
– 2 блок: познавательные мероприятия с детьми: игровые, исследовательские и познавательные действия с детьми;
– 3 блок: творческая работа с использованием рабочих листов.
Работа с режиссерским сценарием является первым этапом работы над образовательным фильмом проекта. Плодотворная работа творческой группы участников проекта на этом этапе существенно облегчит следующие этапы работы: процесс съемки и монтажа.
Съемка фильма – второй этап работы над проектом. В рамках проекта «Удивительная Москва» съемка – это специально организованная деятельность, постановочное мероприятие. Сложность этого этапа работы проекта заключается в том, что необходимо как минимум уметь обращаться с камерой. Часто некоторыефрагменты любительской видеосъемки просто невозможно смотреть. Наиболее распространенные ошибки начинающих видео-операторов усложняют монтаж видеофильма и ухудшают его качество: это и неудачный ракурс, и быстрая или наоборот медленная смена объекта. К тому же, в соответствии с требованиями к структуре фильма данного проекта, необходимо профессионально показать организованную и самостоятельную деятельность детей.
Для облегчения процесса съемки методистом дошкольного образования ГМЦ Четвертаковым К.В. подготовлен алгоритм видеосъемки образовательного маршрута для дошкольников, которым могут воспользоваться все участники проекта.
А в рамках мастер-классов педагоги и родители более подробно изучили секреты съемки на местности, получили элементарные навыки управления видеоаппаратурой, получили методические рекомендации по психологической подготовке детей дошкольного возраста к съемке, разобрали возможные ошибки съемки и нашли выход из ситуации.
Фильм снят, но на этом работа над проектом не закончилась. После предварительного просмотра отснятого материала всегда хочется что-то исправить, добавить титры или другие эффекты. Третьим этапом работы является монтаж. Навыкам элементарного монтажа участники проекта «Удивительная Москва» обучаются в практической части мастер-классов, проводимых в Городском методическом центре.
Умение монтировать видео самостоятельно пригодится каждому педагогу, осваивающему новые передовые методы обучения, тем более активизирующие процесс познания нового материала. Простейший фильм, без всяких эффектов, подразумевает сортировку и отбор снятого видеоматериала, вырезание неудачных частей или ракурсов, элементарный монтаж. Даже простое наложение соответствующей моменту музыки значительно повышает «смотрибельность» видео.
Благодаря приобретенным на мастер-классах знаниям и умениям использовать средства новых информационных технологий педагоги дошкольных образовательных организаций и родители могут не только создавать свои уникальные образовательные фильмы в рамках Городского фестиваля образовательных фильмов «Удивительная Москва», но и успешно решать самые разные образовательные задачи, сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, а значит и более продуктивным.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.