Рубрики
Литература

Гареева А.Ю. «Пристально всматриваясь в город…»: педагогическая мастерская в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Гареева Альбина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1716 "Эврика-Огонёк"»,
gareeva.albina.72@yandex.ru

 

Предисловие

Данное занятие разработано в духе мастерских. Мастерская – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.

Индуктор – прием, обеспечивающий «наведение на проблему»; свернутый смысл темы.

Самоконструкция – диалог ученика с самим собой.

Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.

Социализация – «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.

Реконструкция – создание своих вариантов ответа, текста, правила, закона, формулы и т.д.

Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления.

Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

Афиширование– представление работ на общее обсуждение.

«Пристально всматриваясь в город…»

1. Индуктор. Напишите слово «город». Подберите к нему слова-ассоциации и созвучные слова.

2. Социализация в группе.Прочитайте друг другу записанные слова. По желанию можете дополнить свои списки услышанными от товарищей словами.

3. Составьте предложение о городе, используя данные слова.

4. Социализацияв группе, затем – в классе.

5. Вы живете в городе Москве. Кто-то из вас родился в этом городе, кто-то – нет. Но так или иначе все вы в нем живете и учитесь. Скажите: нравится ли вам ваш город? Почему? А что такое город? Обмен мнениями.

6. Выскажите свое мнение о том, от кого зависит облик города и благополучие его жителей. Социализация.

7. Вспомните комедию Н.В.Гоголя «Ревизор». В ней тоже изображен город. Попробуйте его нарисовать или описать словами. Какие краски вы выберете? Самоконструкция.

8. Афиширование. Комментирование рисунков.

9. Выпишите из списка действующих лиц фамилии главных героев, а рядом — сферу их деятельности. В ходе социализации учитель рисует на доске или показывает на слайде презентации схему:

ГОРОДНИЧИЙ

ГОРОД

10. Гоголь говорил: «Никто не заметил честного лица, бывшего в пьесе» (Н.В.Гоголь. Театральный разъезд после представления новой книги). Давайте попробуем найти честное лицо в этой пьесе, ориентируясь на список действующих лиц и обозначенные на схеме сферы их деятельности.

11. Социализация. Учащиеся дают характеристики персонажам и делают вывод о том, можно ли кого-либо из них назвать «честным лицом в пьесе».

12. Мастер зачитывает вторую часть высказывания Гоголя: «Это честное, благородное лицо – смех».

13. Попытайтесь нарисовать или описать смех Гоголя. Социоконструкция.

14. Афиширование.Защита рисунков и своего мнения.

15. Найдите в тексте эпизоды, которые вызывают смех, и объясните, почему возникает у читателя такая реакция. Социализация.

16. Пользуясь справочным материалом, определите, какие приемы создания комического использует Гоголь в выделенных вами эпизодах. (Предлагаются информационные карточки с определениями различных приемов изображения комического. Приемы даются в избытке, то есть включая и те, к которым гоголь не прибегает в своей пьесе (см. Приложение1).  Само- и социоконструкция.

17. Социализация.

18. К.С. Станиславский задавался вопросом: «Почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?» (Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953). Согласны ли вы с таким прочтением пьесы? Социализация  в группе и в классе.

19. Сравните свое мнение с высказываниями самого автора. Чтение информационной карточки (см. Приложение 2). Какие открытия вы сделали для себя?

20. Письменная работа на тему «Пристально всматриваясь в город…»

21. Афиширование.

22. Рефлексия.

Приложение 1

Анекдот – краткий устный рассказ с остроумной концовкой. В художественной литературе А. иногда вкрапляется в повествование, в речь персонажа.

Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее тот или иной стилистический эффект: «причешите мне уши» (Маяковский)

Градация – стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке – нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация употребляется в прозе («Пришел, увидел, победил»). Повторение слов или однородных оборотов может создать интонационную градацию.

Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Ирония – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания.

Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни.

Пародия – ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Комическое – общественно значимое жизненное противоречие (цели – средствам, формы – содержанию, действия – обстоятельствам, сущности – ее проявлению), которое в искусстве является объектом особой эмоционально насыщенной эстетической критики – осмеяния.

Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М.: Просвещение,1974.

Приложение 2

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

(Н.В.Гоголь, Авторская исповедь)

У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего.

(Из письма Гоголя матери (1833 г.))

Всмотритесь-ка пристально в город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России… Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?… Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повелению он послан, и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее…

(Н.В. Гоголь, Авторская исповедь)

Список литературы:

1. Гоголь Н.В. Авторская исповедь. Псков: издательство «Всероссийский фонд культуры».1990.
2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 11. М.: Издательство московской патриархии. 2010.
3. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение,1974.
4. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.