Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Синицын В.А. Авторская мастерская постановки голоса и выразительного чтения для 5–6 классов как средство реализации ФГОС основного общего образования

Синицын Вячеслав Анатольевич,
кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ г. Москвы СОШ № 2017,
sva2561@mail.ru 

 

Школа – это мастерская, где формируется, мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

                                                                                                        Анри Барбюс

       Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.

                                                                                             С.Я. Маршак

Снижение качества чтения и общего уровня грамотности, низкий уровень общей культуры и коммуникативной в частности (культуры чувств, культуры мышления, культуры речи  и общения) – важные причины, которые  сегодня приводят к духовно-нравственному торможению личности.

Серьезная проблема всей системы школьного обучения – формирование и развитие навыка чтения. Выработка навыка выразительного чтения способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения…

Каким читателем вырастет пятиклассник, сумеет ли понять смысл прочитанного и выразительно прочитать текст? Конечно, это зависит от степени грамотности руководства его чтением со стороны учителей и родителей.

Выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге — результат более качественной социализации учащихся…       

Большой книжный магазин «Библио-Глобус» на Лубянке в центре нашей столицы. Секция «Учебники и учебно-методическая литература». Отделы: «Начальная школа. Чтение», «Основная школа. Литература. 5 класс, 6 класс». На полках пестрое обилие самых разнообразных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей. Заголовки обложек: «Дидактический материал для развития техники чтения», «Диагностика техники чтения», «Быстрое обучение чтению», «Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-5 классы», «Тренажёр по литературному чтению. Диагностические работы»…

Названия не вызывают сомнения в том, что сегодня мы живем и работаем в русле педагогики нового времени: и научно, и звучно. Но так ли это на самом деле? Среди книжного многоцветья мы не увидели ни одной учебной книги, в названии которой бы встречалось понятие «выразительное чтение». Конечно, существуют давно известные и описанные методики обучения выразительному чтению уважаемых авторов, в педагогических изданиях опубликованы сотни статей. Но до сих пор в начальной школе выразительное чтение рассматривается как приложение к учебному курсу «Литературное чтение», а в основной школе (5-9 классы) используется лишь на уровне теоретического понятия в урочной и внеурочной деятельности. Хлопотно это и далеко не так просто – создать интересное и эффективное учебное пособие для обучения выразительному чтению детей того или иного класса начальной или основной школы. Да и отдельных часов на эту  «второстепенную» деятельность не было до недавнего времени предусмотрено в учебном плане. Поэтому в массовой практике выразительное чтение до сих пор учителя рассматривают как технику чтения, скорочтение и т.п.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования задача планомерного, системного обучения навыкам выразительного чтения школьников может быть успешно решена в рамках внеурочной деятельности.

Авторский спецкурс по литературе в 5-6 классах «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения выполняет следующие функции: 1) прививает интерес к учебному предмету и углубляет содержание базового учебного предмета «Литература», 2) вырабатывает навыки выразительного чтения; 3) развивает все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), 4) интегрирует содержание предметов гуманитарного цикла; 5) совершенствует важнейшие практические умения и навыки, обучает универсальным учебным действиям; 6) формирует речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции школьников.        

Концептуальной основой данного спецкурса являются две ведущие идеи: понимание главной цели обучения чтению для обеспечения единства языкового, речемыслительного, литературного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития школьников, центральная роль языка и взаимодействие ребенка с окружающим миром.          

Цель – разностороннее развитие личности. Задачи: формирование образа мира средствами выразительного чтения, развитие устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения. Ключевые понятия предметного содержания: ГОЛОС, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, ОБЩЕНИЕ, КНИГА, ТЕКСТ, СМЫСЛОВОЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Занятия в мастерской постановки голоса и выразительного чтения не ставят своей задачей «накачать», «напичкать», «нагрузить» учащихся знаниями для более быстрого оперирования абстрактно-логическими понятиями.

Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволит ученику не утратить ход естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребенке уверенность в собственных силах, подчеркивает личностную значимость, создает ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности.  На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.

Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» предназначен для учителей, которые по-настоящему стремятся своих учеников научить пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, хотят сформировать у детей осознанные навыки выразительного чтения и культуры общения.

Отличительные  особенности спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения»

1. Решает задачу формирования активной творческой личности.

2. Формирует личностные мировоззренческие позиции «Я – часть мира и мое отношение к этому миру».

3. Закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

4. Реализует идею сотрудничества и взаимопомощи.

5. Учит ученика ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; делать выбор между добром и злом; видеть связь между предметами и явлениями; сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельные решения; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт решения конфликтных ситуаций, навыки сотрудничества, основанные на миролюбии, доброжелательности, доверии и взаимопонимании; комплексной, системной и последовательной, аналитической работе с текстом.

Общая характеристика рабочих тетрадей «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них»

Комплект (рабочие тетради для 5-6 классов и методическое пособие для учителя) является логическим продолжением УМК «Мастерская выразительного чтения» для начальной школы (1-4 классы).

Предлагаемая программа спецкурса по постановке голоса и выразительному чтению в 5-6 классах призвана решить три основные задачи: 1. Добиться от учащихся правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове. 2. Сформировать у детей представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова). 3. Закрепить у обучающихся практические навыки искусства выразительного чтения через систему урочной и внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые задания, конкурсы художественного чтения, школьный театр.

Материалы тетради в двух частях включают систему разноуровневых развивающих упражнений, творческих заданий, игр для обучения постановке голоса и выразительному чтению. Инновационное учебное пособие нового поколения предназначено для индивидуальной и коллективной работы в школе и для домашних занятий родителей с детьми.

Рисунок 1

Общая методика работы учащихся с учебной книгой заключается в плавной и последовательной выработке учебного алгоритма «ПРОЙДИ ЭТАПЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»:

1 этап: «начальный» (нацеливает ученика на получение новой и необходимой информации);

2 этап: «смысловое чтение» (продуманная система аналитических вопросов и заданий нацеливает ученика на  выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценку – анализ, в процессе которого ребенок учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его);

3 этап: «творческое чтение – интерпретация» (система разнообразных творческих заданий рождает у юного читателя собственные мысли, идеи, образы под влиянием мыслей автора).

В результате общения с учебной книгой пятиклассник (шестиклассник) научится: подробно и сжато пересказывать текст; делить текст на смысловые части; составлять план как опору для воспроизведения текста; «сжимать» текст с целью определения главной мысли; составлять (проектировать) письменную аннотацию к прочитанной книге; развивать качество своего природного голоса; выразительно читать стихотворения и прозаические тексты в школе и дома; исполнять стихи наизусть; инсценировать; отвечать на вопросы по содержанию текста; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: (определять главную тему, общую цель и назначение текста;  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;объяснять порядок частей, содержащихся в тексте);выделять в тексте непонятное; прогнозировать содержание художественного текста; составлять характеристики  литературных героев; сравнивать литературных героев с другими персонажами; интерпретировать текст; приобретать новые и необходимые знания  по теории литературы; приобщаться к семейному чтению и др.   

Инновационное учебное пособие нового типа предоставляет возможность УЧИТЕЛЮ:

– организовать процесс обучения в режиме интенсивного речевого творческого развития;

– выстраивать систему детско-взрослых отношений, основанных на содружестве и сотворчестве;

– учить ребёнка искусству речи;

– реализовать системно-деятельностный подход к постановке голоса и обучению выразительному чтению учащихся;

– усилить воспитательный потенциал предметного материала;

– решать задачи интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического воспитания и развития школьников;

– применять для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома, на уроке и вне урока, самостоятельно и со взрослыми, для устной и письменной работы;

– отбирать и адаптировать материалы с учётом типа школы (общеобразовательная, лицей, гимназия, гуманитарная) и уровня подготовленности учащихся;

– «оживить», «очеловечить» теорию и практику учебного предмета;

– осуществлять принцип преемственности и дифференцированный подход в обучении;

– учить универсальным учебным действиям (УУД);

– использовать в качестве специального курса части «Внеурочная деятельность» базисного учебного плана.

…УЧЕНИКУ:

– участвовать в творческой деятельности;

– привить интерес к голосу, речи, чтению, книге, тексту;

– учиться чувствовать слово и добиваться интонационной выразительности устного и письменного высказывания;

– развивать все виды речевой деятельности: говорение, чтение, слушание (аудирование), письмо;

– формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;

– получать удовольствие от процесса речевого самовыражения и выразительного чтения;

– развивать гибкость и самостоятельность мышления;

– учиться делать выводы и обобщения;

– приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом и художественно-абстрактном;

– вырабатывать навыки самооценки, рефлексивной деятельности.

…РОДИТЕЛЯМ

– быть активнымиучастниками творческого содружества семьи и школы;

– применять творческую методику индивидуальной работы в домашних условиях;

– влиять на личностное развитие ребенка;

– стимулировать стремление ребенка к чтению вне школы;

– определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.

Основное достоинство представленного курса – логично продуманная структуризация материалов,  межпредметная, интеграционная и культурологическая основа, органическая связь с другими предметами обучения гуманитарного и художественно-эстетического цикла: «Литература», «Русский язык», «История», «Естествознание»,  «Изобразительное искусство», «Музыка».

Новизна подходов – это «пошаговая» практическая методика обучения пятиклассника(шестиклассника) выразительному чтению, интеграция языкового и речевого аспектов обучения, нетрадиционная технология подачи учебной информации, развитие литературно-творческих способностей  ребенка через умелый подбор разнообразных текстов, дающих возможность обучаемому  воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать новые знания и практические действия, возможность учиться и самосовершенствоваться.

Материал для тренировки, отработки умений и навыков представлен в виде заданий аналитического и творческого характера для развития чувства слова, языковой интуиции, речевого творчества.

Ученику предлагается такой способ общения с учебной книгой, когда не нужно зазубривания текста. В ходе системно организованной учебной деятельности, шаг за шагом, ребенок будет самостоятельно преодолевать теоретический и практический путь рассуждений, чтобы итоговые формулировки прочно вошли в память.

Авторне ставил целью «привязать» тетрадь к конкретной программе или учебнику. Материалы не носят строгой регламентации: их можно использовать в качестве основного или дополнительного учебного пособия к любому из действующих УМК «Литература» для 5 (6) класса основной школы, в классе и дома, на уроке и вне урока, самостоятельно и со взрослыми, для устной и письменной работы.  Учителю предоставляется творческая свобода: возможность самому выбрать то, что он считает наиболее полезным и важным в соответствии с обучающими, развивающими и воспитательными целями, с учетом общего развития и уровня подготовки учащихся.

Содержание двух частей рабочей тетради поможет учителю выстраивать занятия, на которых ребенок учится читать, слушать, говорить, сочинять, развивает чувство  уместности своего высказывания, формирует творческое воображение, фантазию, вырабатывает устойчивое убеждение в том, что с помощью выразительного устного и письменного слова можно творить чудеса. 

Предлагаемая методика позволит учителю выйти на самостоятельный творческий уровень, поможет в стимулировании желания постоянно совершенствовать своё методическое мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и саму эту методику.

В содержании учебных тетрадей для 5 класса следующие разделы:

I.  Давай познакомимся!

II. Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос!

III. Учись читать, чтоб больше знать!

1. Как хорошо уметь читать!

2. Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!

3. Читать хорошо – это трудно и легко!

IV. Учись технике выразительного чтения!

1. Что такое техника выразительного чтения?

2. Обращай внимание на знаки препинания!

3. Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!

4. Учись технике выразительного чтения!

V. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать!

VI. Учись выразительно читать и анализировать притчи!

VII. Поэтическая смехопауза, или Учись читать выразительно тексты в стихах о крылатых выражениях и словах!

VIII. Папа, мама и я – выразительно читает вся семья!

IX. Инсценируем авторские сказки!

X. Подведём итоги!

В содержании учебных тетрадей для 6 класса следующие разделы:

I.  Всему есть свое начало, или Полезнее книги нет вещи на свете!

II. Учись выразительно читать пословицы и афоризмы, стихи о книге и пользе чтения!

III. Учись выразительно читать вопросы книжной викторины и правильно отвечать на них!

IV. Всяк своим голосом скажется. Учить развивать свой природный голос!

V. Вспомни о помощниках выразительного чтения. Учись технике выразительного чтения!

VI. Учись понимать и выразительно читать притчи!

VII. Учись понимать и выразительно читать короткие рассказы!

VIII. Учись понимать и выразительно читать письма!

IX. Учись понимать и выразительно читать басни!

X. Учись понимать и выразительно читать стихи о природе, доме, Родине, России!

XI. Подведём итоги.

Соавторы учебного пособия и их функции

Вымышленные герои – профессор Любомудров, его ученики и помощники Маша и Саша – главные персонажи учебной книги,  носители и проводники авторской методической концепции. Для пятиклассников  друзья – сверстники являются хорошим образцом для подражания: дети умеют дружить, стараются соблюдать культуру общения, стремятся к знаниям, обучаются правилам постановки голоса и выразительного чтения, прислушиваются к советам старших, делают доброе и полезное для окружающих. Маша и Саша – пример для подражания; тот уровень, на который учитель должен ориентировать своих учеников.

На примере Маши и Саши школьники развивают:

доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

умения слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

умения планировать и реализовывать  совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

умения разрешать конфликты на основе договоренности;

способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

– любознательность, инициативу в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы.

Повествование – изложение учебного материала органично сочетается с поучительными разговорами – диалогами Маши и Саши, уместно прерываемые профессором Любомудровым для выводов и обобщений, а также с целью одобрения или неодобрения действий своих учеников.

Выполняя творческие задания, ученик выступает в разнообразных и неожиданных для себя ролевых позициях.

Ролевая позиция ученика

1. «Читатель». 2. «Слушатель». 3. «Рассказчик». 4. «Писатель – сочинитель». 5. «Рецензент». 6. «Аналитик». 7. «Наблюдатель». 8. «Расшифровщик». 9. «Корректор». 10. «Литературовед». 11. «Лингвист – языковед». 12. «Импровизатор». 13. «Турист – путешественник». 14. «Экскурсовод». 15. «Защитник природы – эколог».

Задания – учебные действия ученика

1.«Прочитай…»

2.«Понаблюдай…»

3.«Поставь…»

4.«Проверь…»

5.«Подбери…»

6.«Перескажи…»

7.«Подчеркни…»

8.«Произнеси…»

9.«Произведи…»

10.«Помоги…»

11.«Поразмышляй…»

12.«Поделись…»

13.«Пофантазируй…»

14.«Выбери…»

15.«Выучи…»

16.«Выдели…»

17.«Объясни…»

18.«Ответь…»

19.«Обведи…»

20.«Отметь…»

21.«Определи…»

22.«Озаглавь…»

23.«Запиши…»

24.«Добавь…»

25.«Исполни…»

26.«Научи…»

27.«Обратись…»

28.«Посоветуй…»

29.«Придумай…»

30.«Поиграй…»

31.«Инсценируй…»

32.«Разыграй…»

33.«Сверь…»

34.«Сформулируй…»

35.«Сделай вывод…»

36.«Сократи…»

37.«Измени…»

38.«Ответь…»

39.«Обозначь…»

40.«Соедини…»

41. «Раздели…»

42. «Размести…»

43. «Расставь»

44.«Найди…»

45. «Рассмотри…»

46. «Проверь…»

47. «Оцени…»

 

 

Алгоритм подготовки к обучению выразительному чтению учащихся 5-6 классов

1.     Подготовительный этап

Подбор художественных текстов, определение способов работы с художественным текстом

 

2.     Мотивационный этап

Осознание целей и задач чтения: зачем? для какой цели?

 

3.     Деятельностный этап

Процесс деятельности, система действий и операций по восприятию, осмыслению текстовой информации, чтение – исполнение текста

 

4.     Оценочный этап

Оценка достигнутых результатов в соответствии с замыслом и поставленной целью

 

Памятка для учителя и ученика «На пути к выразительному чтению художественного текста»

Я (ЧИТАТЕЛЬ) и художественный текст (АВТОР)

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ («МОЛЧАЛИВОЕ») ЧТЕНИЕ: ЧИТАЮ  несколько раз «для себя»: «вхождение в текст»

 

ПЕРЕСКАЗЫВАЮ основную текстовую информацию – содержание

 

ДЕЛЮСЬ читательскими настроениями, чувствами, переживаниями после первого знакомства с текстом

 

ВЫДЕЛЯЮ в тексте смысловые части – отрезки

 

СОСТАВЛЯЮ план

 

ОПРЕДЕЛЯЮ значение – смысл неизвестных слов, выражений, оборотов речи, их роль в тексте

 

РАССУЖДАЮ о теме, основной мысли (идее), СТАРАЮСЬ НАЙТИ место (-а), где это наиболее ярко выражено; УКАЗЫВАЮ фрагменты текста, в котором (-ых), проявляются чувства автора, его (авторская) позиция

 

Список литературы:

1. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения: Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы. М.: РОСТ, 2015.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.