Рубрики
Дошкольное образование

Введение дошкольников в мир искусства средствами мини-музея «Сказки в матрёшке»

А знаете ли вы, что первая матрешка появилась больше ста лет назад? Мастер игрушек Василий Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин расписал ее. Получилась девочка, розовощекая, в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Так появилась на свет милая деревенская Матрена – так раньше часто называли девочек. Вот и назвали куклу – МАТРЁШКА.

0
Юрьева Ирина Анатольевна,
воспитатель высшей категории ДО 3
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1799 «Экополис»»,
irina220676@mail.ru

 

Программное содержание:

– Привлечь внимание детей к народной игрушке – матрешке.

– Уточнить представления о происхождении и особенности игрушки – матрешки.

– Учить выделять детали костюма матрешки (кофта, сарафан, платок, фартук).

– Формировать целостное восприятие предмета.

– Закрепить навык самостоятельной работы с тканью в технике «аппликация».

– Развивать мелкую моторику.

– Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

– Воспитывать интерес и прививать любовь к искусству своего народа.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением матрешек, нерасписанная матрешка, образец изделия, контуры матрешек, заготовки из ткани, тесьма, ножницы, памятка «Правила безопасной работы с ножницами, клей ПВА, кисточки, клеенки, тряпочки для промакивания, поднос для обрезков.

Конспект «Подарок матрешке»

1.  Организационный момент

– Сегодня вы пришли в гости к замечательной игрушке, которая спряталась в этом коробе. Как вы думаете, кто это?

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Воспитатель достает из короба матрешку.

2. Рассказ воспитателя о матрешке

Фотография 1

– А знаете ли вы, что первая матрешка появилась больше ста лет назад? Мастер игрушек Василий Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин расписал ее. Получилась девочка, розовощекая, в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Так появилась на свет милая деревенская Матрена – так раньше часто называли девочек. Вот и назвали куклу – МАТРЁШКА.

Это сон? Не могу понять.

Здесь была одна матрешка,

А теперь их стало пять.

Воспитатель разбирает матрешку.

– Вот такая дружная семья умещается в одной игрушке. Наша русская матрешка понравилась детям не только в нашей стране. Сегодня ее знают во всем мире. Дарят на память о нашей великой стране России. Матрешка стала русским сувениром.

Изготавливают матрешек из липы и березы. Дерево сушат, а потом распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую – она не открывается, потом следующую – побольше, еще больше, еще – и самую большую. Готовые  фигурки мастерицы расписывают яркими красками.

3. Динамическая пауза «Куколка-матрешка»

Дети выполняют соответствующие движения.

Куколке-матрешке

Строим дом хороший,

Вот такой высокий,

Вот такой широкий.

В дом вошла матрешка,

Наша кукла-крошка

Весело там пляшет

И платочком машет.

4. Продуктивная деятельность детей

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

– Давайте удивим наших матрешек, приготовим им подарок – нарядим их в красивую одежду.

Чтоб начать работу нам

Все разложим по местам.

Ножницы и клей,

Аккуратней, не разлей!

Основу, ткани лоскутки,

Что забыла – подскажи!

– Перед началом работы вспомним о правилах работы с ножницами:

Не держи ножницы острыми концами вверх.

Оставляй ножницы на рабочем месте только с закрытыми концами.

При вырезании детали удобнее поворачивать ткань, а не ножницы.

При работе правой рукой береги пальцы левой руки.

– Молодцы!

Фотография 2

– Какие детали вам нужно вырезать?

Ответы детей.

– Приступайте к работе.

– Что мы сначала наденем на матрешку? Какой наряд следующий? За ним?

5. Пальчиковая гимнастика «Матрешка»

Раз, два, три – Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного.
На матрешку посмотри! Удары кулачками друг о друга.
Раз, два, три, четыре – Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного.
Мы матрешечку купили! Хлопки в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять – Загибают по одному пальцу.
Будем с ней теперь играть! Удары кулачками друг о друга.

– Возьмите вырезанную деталь кофточки, равномерно нанесите на изнаночную сторону клей, приложите к основе и промокните специальной тряпочкой.

– Берем деталь сарафана, совмещаем с контурами и приклеиваем.

– Только на верхнюю часть детали передника наносим полоской клей. Передник весь не приклеиваем. Украшаем его пояском из тесьмы.

– Осталось надеть на голову платочек. У нашего платочка узелок – отдельная деталь. Нанесите клей только на узелок и приклейте к платочку.

– Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Чем они похожи? А чем отличаются? Расставьте матрешек по росту на подставочку.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

– Сколько подружек идет по дорожке? Сколько идут им навстречу? А сколько всего матрешек у нас получилось?

Фотография 3

6. Подведение итогов

– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились.

Кукла МАТРЕШКА нарядно красива.

Кукла МАТРЕШКА – улыбка России.

Матрешка – игрушка, ты всем нам нужна.

Матрешка – подружка на все времена.

– Наша матрешка благодарит трудолюбивых ребят.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.