Программное содержание:
– Привлечь внимание детей к народной игрушке – матрешке.
– Уточнить представления о происхождении и особенности игрушки – матрешки.
– Учить выделять детали костюма матрешки (кофта, сарафан, платок, фартук).
– Формировать целостное восприятие предмета.
– Закрепить навык самостоятельной работы с тканью в технике «аппликация».
– Развивать мелкую моторику.
– Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
– Воспитывать интерес и прививать любовь к искусству своего народа.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением матрешек, нерасписанная матрешка, образец изделия, контуры матрешек, заготовки из ткани, тесьма, ножницы, памятка «Правила безопасной работы с ножницами, клей ПВА, кисточки, клеенки, тряпочки для промакивания, поднос для обрезков.
Конспект «Подарок матрешке»
1. Организационный момент
– Сегодня вы пришли в гости к замечательной игрушке, которая спряталась в этом коробе. Как вы думаете, кто это?
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Воспитатель достает из короба матрешку.
2. Рассказ воспитателя о матрешке
Фотография 1
– А знаете ли вы, что первая матрешка появилась больше ста лет назад? Мастер игрушек Василий Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин расписал ее. Получилась девочка, розовощекая, в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Так появилась на свет милая деревенская Матрена – так раньше часто называли девочек. Вот и назвали куклу – МАТРЁШКА.
Это сон? Не могу понять.
Здесь была одна матрешка,
А теперь их стало пять.
Воспитатель разбирает матрешку.
– Вот такая дружная семья умещается в одной игрушке. Наша русская матрешка понравилась детям не только в нашей стране. Сегодня ее знают во всем мире. Дарят на память о нашей великой стране России. Матрешка стала русским сувениром.
Изготавливают матрешек из липы и березы. Дерево сушат, а потом распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую – она не открывается, потом следующую – побольше, еще больше, еще – и самую большую. Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками.
3. Динамическая пауза «Куколка-матрешка»
Дети выполняют соответствующие движения.
Куколке-матрешке
Строим дом хороший,
Вот такой высокий,
Вот такой широкий.
В дом вошла матрешка,
Наша кукла-крошка
Весело там пляшет
И платочком машет.
4. Продуктивная деятельность детей
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
– Давайте удивим наших матрешек, приготовим им подарок – нарядим их в красивую одежду.
Чтоб начать работу нам
Все разложим по местам.
Ножницы и клей,
Аккуратней, не разлей!
Основу, ткани лоскутки,
Что забыла – подскажи!
– Перед началом работы вспомним о правилах работы с ножницами:
Не держи ножницы острыми концами вверх.
Оставляй ножницы на рабочем месте только с закрытыми концами.
При вырезании детали удобнее поворачивать ткань, а не ножницы.
При работе правой рукой береги пальцы левой руки.
– Молодцы!
Фотография 2
– Какие детали вам нужно вырезать?
Ответы детей.
– Приступайте к работе.
– Что мы сначала наденем на матрешку? Какой наряд следующий? За ним?
5. Пальчиковая гимнастика «Матрешка»
Раз, два, три – | Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. |
На матрешку посмотри! | Удары кулачками друг о друга. |
Раз, два, три, четыре – | Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. |
Мы матрешечку купили! | Хлопки в ладоши. |
Раз, два, три, четыре, пять – | Загибают по одному пальцу. |
Будем с ней теперь играть! | Удары кулачками друг о друга. |
– Возьмите вырезанную деталь кофточки, равномерно нанесите на изнаночную сторону клей, приложите к основе и промокните специальной тряпочкой.
– Берем деталь сарафана, совмещаем с контурами и приклеиваем.
– Только на верхнюю часть детали передника наносим полоской клей. Передник весь не приклеиваем. Украшаем его пояском из тесьмы.
– Осталось надеть на голову платочек. У нашего платочка узелок – отдельная деталь. Нанесите клей только на узелок и приклейте к платочку.
– Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Чем они похожи? А чем отличаются? Расставьте матрешек по росту на подставочку.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
– Сколько подружек идет по дорожке? Сколько идут им навстречу? А сколько всего матрешек у нас получилось?
Фотография 3
6. Подведение итогов
– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились.
Кукла МАТРЕШКА нарядно красива.
Кукла МАТРЕШКА – улыбка России.
Матрешка – игрушка, ты всем нам нужна.
Матрешка – подружка на все времена.
– Наша матрешка благодарит трудолюбивых ребят.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.