Рубрики
Управление

Использование сайта преподавателя в повышении эффективности обратной связи с обучающимися

Современное общество немыслимо без широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие инновационные подходы. Это объясняется новыми условиями жизни. Поэтому в настоящее время информационные и интернет технологии занимают весомое место в профессиональной деятельности учителя.

0
Цыганова Алла Владимировна,
преподаватель информационных дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23»,
alla_parfyonova@mail.ru

Современное общество немыслимо без широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие инновационные подходы. Это объясняется новыми условиями жизни. Поэтому в настоящее время информационные и интернет технологии занимают весомое место в профессиональной деятельности учителя.

Важным элементом педагогической деятельности в колледже является «научить студента учиться», что является необходимым для самостоятельной внеаудиторной работы. Эта работа должна способствовать: расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории; активному приобретению новых знаний; развитию творческого подхода к решению поставленных проблем; проявлению индивидуальности студента [4].

Информатика является дисциплиной, освоение которой неразрывно связано с применением компьютера и других средств ИТ и в изучении которой данный инструментарий играет тройственную роль: средства обучения, объекта изучения и инструмента познания, позволяющего воздействовать на информационные объекты. Последнее обстоятельство дает возможность осваивать теоретические понятия и положения в процессе практической работы над информационными объектами и системами, включать студента в экспериментальную деятельность, в ходе которой оптимально сочетается самостоятельность и педагогическое руководство.

Работа преподавателя информатики предполагает в процессе обучения применение разнообразных компьютерных технологий обучения, в числе которых: мультимедиа-технологии, обучающие и контролирующие программно-педагогические средства, всемирная компьютерная сеть и др. Информационные технологии способны существенно повысить эффективность обучения. При этом важно иметь в виду, что использование подобных информационных технологий в процессе обучения должно быть корректным и уместным. На сегодняшний день существуют разнообразные компьютерные технологии, применяемые в образовании, среди которых системы управления контентом [5]. Важной характеристикой таких систем является их «открытость». С помощью подобных систем можно создавать web-проекты, а с помощью специальных модулей – в дальнейшем расширять их. Благодаря использованию подобной системы, мною был разработан сайт преподавателя информатики с добавлением структурированного материала по изучаемым темам и внедрен в педагогическую деятельность (Рис. 1 Сайт преподавателя информатики ГБПОУ Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 А.В. Цыгановой).

Рисунок 1. Сайт преподавателя информатики ГБПОУ Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 А.В. Цыгановой

Появление интернета и первого сайта произошло одновременно – 6 августа 1991 года. А первая страница во Всемирной паутине, расположенная по адресу info.cern.ch, как раз и была посвящена следующим концепциям Глобальной сети: принципы ее настройки; информация об установке браузеров; сведения о работе серверов. Благодаря этой странице стало возможным создание других сайтов, которые очень скоро появились и заполонили все информационное пространство интернета. Впоследствии владелец первого сайта и по совместительству основатель Всемирной паутины Тим Бернерс Ли превратил эту страницу в первый интернет-каталог.

Позже развитие прошло высокими темпами. Появились термины: модернизация сайтов, оптимизация и продвижение и как показывает международный опыт развития сети интернет, сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов преподавателей колледжей (сайты колледжей), так и отдельных преподавателей и студентов.

Создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом преподавателя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, студентов и родителей.

При ответе на вопрос, зачем же нужен преподавателю сайт, стоит выделить следующие неоспоримые плюсы:

1. презентация личного педагогического опыта большой аудитории коллег;

2. получение навыков использования дистанционных форм обучения учащихся;

3. получениенавыковинтерактивного взаимодействия;

4. повышения уровня ИКТ-компетенций.

Применение сайта в педагогической деятельности решает ряд задач:

1. использование сайта для представления портфолио учителя;

2. использование сайта для представления педагогическому сообществу своих материалов, с целью получения независимой оценки и советов;

3. использование сайта для поиска методов взаимодействия с учащимися;

4. организация дистанционного обучения учащихся;

5. использование сайта для помощи начинающим педагогам;

6. использование сайта для обсуждения проблем образования.

Для студентов наличие сайта у преподавателя, так же играет немаловажную роль. Студент удаленно может воспользоваться материалом, пропущенным и/или плохо усвоенным в аудитории. Так, например, студент может воспользоваться заданиями по предмету; перечнем дополнительной литературы (что прочитать к уроку); рекомендациями по подготовке к зачету или экзамену; задать преподавателю интересующие его вопросы и незамедлительно получить ответ (в виде гостевой книги).

Персональный сайт педагога также можно эффективно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Размещение для студентов оригинальных и занимательных задач, логических головоломок, тренажеров способствует повышению интереса к учебе. Любознательность и интерес влекут прочное усвоение и запоминание новых знаний. Однако, надо помнить, что все вышесказанное является только частью многогранного и многоликого процесса обучения студентов.

Если создать сайт с учётом сложившейся системы работы преподавателя и эффективно использовать его возможности в образовательном процессе, то можно добиться как  эффективной организации труда преподавателя и студентов, так и повышения интереса к предмету.

При проектировании образовательного сайта в поддержку учебного процесса, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Аудитория пользователей сайтом: форма обучения (очная, заочная); возрастная категория (психологические особенности учащихся).Для каждой категории определяются конкретные дидактические задачи и функции образовательного сайта, а также технология его использования в процессе освоения дисциплины.

2. Структура и содержание изучаемой дисциплины: линейный характер или модульное построение. В зависимости от логики построения учебного курса будет определяться концепция построения сайта и технология его использования.

3. Обеспеченность учебного курса традиционными печатными информационными материалами: учебник, хрестоматия, практикумы, методические указания и рекомендации. От их наличия или отсутствия будет зависеть содержание материалов, размещаемых на сайте. Иногда полезно дублировать на сайте некоторые печатные материалы для удобства их использования обучающимися.

4. Этапы освоения учебного содержания: подготовка к изучению нового материала, актуализация полученных ранее знаний по теме, освоение нового материала, первичное закрепление, обобщение и систематизация. Целесообразно продумать варианты использования материалов сайта на разных этапах обучения. В зависимости от этого можно применять разные варианты заполнения страниц сайта: до занятия выложить информацию для предварительного ознакомления, заполнять страницы постепенно по мере изучения тем, прикреплять материалы урока после его проведения для тех обучающихся, которые пропустили занятие.

5. Планируемые методы использования сайта в образовательном процессе и формы организации деятельности  обучающихся:фронтальная или индивидуальная аудиторная работа под руководством преподавателя; самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа (групповая, индивидуальная); контрольные мероприятия (опрос, тестирование). В каждом из вариантов имеется своя специфика, определяющая функции преподавателя
в образовательном процессе.

6. Уровень готовности пользователей к применению сетевого ресурса: рекомендации к работе с сайтом, обучающие занятия. Все это может потребоваться, если обучающиеся не владеют основами работы в среде образовательного сайта.

7. Организация обратной связи: журнал продвижения по курсу, интегрированный в сайт; объявления, комментарии; загрузка файлов выполненных работ. Для реализации некоторых функций потребуется изменять настройки доступа к сайту и назначать определенные роли участникам образовательного процесса.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных на интернет-технологиях. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьёзно усиливается интенсивность учебного процесса. Эти преимущества обусловили активизацию работы по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.

Наряду со всеми перечисленными достоинствами, нетрудно предположить, что применение сайта в образовательном процессе повысит эффективность обучения, но вместе с тем, не стоит забывать, что затраты труда преподавателя, несомненно, будут велики. Не стоит и забывать о том, что сайт является лишь инструментом. И как мы его будем применять в своей деятельности – зависит только от нас. Сайт может либо помочь нам в работе, если его использовать логически правильно в контексте наших занятий, либо помешать нам и дезориентировать студентов, если его применение в данный момент неуместно.

Одно сказать можно точно, использование информационных технологий привносит принципиально новые возможности в учебный процесс, как для преподавателя, так и для студента. Методические находки и наработки каждого из работающих учителей становятся общим достоянием всех преподавателей, позволяя оперативно получить проверку и апробацию коллег.

Список литературы:

1. Корнилов В.С. Анализ систем управления контентом, используемых в системе образования / В.С. Корнилов, В.И. Цыганов. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 1 / 2013. – С. 60–66. Тираж 500 экз.
2. Левченко И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии / И.В. Левченко, О.Ю. Заславская. // Сборник учебных задач. Часть 1: Для учащихся средних школ и средних профессиональных учебных учреждений. – М.: АПКиППРО, 2006. – 156 с.
3. Мелешко С.В.Дистанционные технологии в информационно-образовательной среде вуза как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы с целью повышения готовности студентов к самообразованию / С.В. Мелешко, И.А. Невидомская. Тамбов: Грамота, 2012. – №5. – С. 87–89.
4. Стародубцева В.А.Особенности современного образовательного процесса / В.А. Стародубцева, О.М. Шепель, А.А. Киселев. // Высшее образование в России. 2011. № 8–9. С. 72.
5. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов // URL:http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid=323ABCF22F39FB380B9404A89A8F1D69?document.id=561 (дата обращения: 06.11.2015).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.