Рубрики
Дошкольное образование

Проектная деятельность в детском саду как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта работы)

В Федеральном государственном стандарте общего образования (ФГОС) озвучены такие принципы дошкольного образования, как: содействие сотрудничеству детей и взрослых, обеспечение партнерства с семьями; формирование познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющим собой систему норм, задаваемых взрослым.

0
Комазенкова Анна Александровна,
воспитатель ДО № 10
ГБОУ г. Москвы «Школа № 947»,
annushka25@mail.ru

В Федеральном государственном стандарте общего образования (ФГОС) озвучены такие принципы дошкольного образования, как: содействие сотрудничеству детей и взрослых, обеспечение партнерства с семьями; формирование познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющим собой систему норм, задаваемых взрослым. С целью реализации данной программы в своей педагогической практике мною активно применяется метод проектной деятельности, основанный на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования, способствующий формированию универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые (первостепенная роль отводится родителям) должны оказывать детям помощь при реализации замысла. Подобная форма работы позволяет родителям и детям лучше понять друг друга, найти точки соприкосновения, осуществить совместное времяпрепровождение, что крайне ценно в русле современного динамичного мира.

Проект – это готовый, оформленный продукт, конечный итог какой-либо деятельности. Деятельность – форма психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность невозможно представить без действий, а действиям соответствует своя частная цель или задача. В структуру деятельности входят: цель, мотив, способы, условия, результат. Учебные действия – действия, с помощью которых воспитанники решают учебные задачи. А учебные задачи в свою очередь – цели, которые надлежит достигнуть воспитаннику в определённых условиях учебного процесса. Универсальные учебные действия  включают в себя несколько ступеней: постановка проблемы; общие или конкретные способы разрешения проблемы; контроль; оценка; коррекция. Конечно, учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, огромная роль в формировании и организации учебных действий отводится воспитателю. Он ставит цель, предлагает способы разрешения проблемы, направляет работу детей в нужное русло, а ребята, в свою очередь предлагают способы решения поставленной задачи, обучаются приемам решения поставленных задач в нетрадиционной догматической форме. Приведу на конкретном примере схему проекта в рамках своего дошкольного образовательного учреждения. Нами в подготовительной группе был реализован проект «Мир глазами детей», включавший в себя:

1. Исследование представлений детей о многообразии профессий, их специфики и продуктов деятельности (беседы).

2. Консультации для родителей по теме: «Ребёнок в мире профессий».

3. Проведение сюжетно-ролевых игр по темам: «Магазин», «Аптека», «Больница», «Стройка» и т.п.

Фотография 1

4. Реализация образовательной области «Рисование» по теме: «Профессии».

Фотография 2

5. Экскурсии по территории ДОУ (кухня, физкультурный зал, наблюдение за работой сотрудников ДОУ).

6. Чтение художественной литературы по теме.

Практический блок:

1. Подготовка материала по теме: «Профессия моих родителей».

2. Выступление, защита проекта.

Закрытие, защита проекта:

1. КВН между воспитанниками подготовительных групп.

 

Фотография 3                                                                                              Фотография 4

2. Презентация видеофильма: «Профессии моих родителей» (фильм снимался воспитателям без привлечения родителей). В фильме прозвучали видеозаписи с интервью детей о профессии их родителей.

(Видео профессии наших родителей)

 

Фотография  5                                                                                                Фотография 6

Отмечу, что интервью проводилось воспитателем тет-а-тет с ребёнком. Для детей это оказалось довольно сложным, но в то же время интересным. Поначалу это было для них испугом, поскольку на камеру довольно трудно сформулировать свою мысль, однако, потом каждому хотелось, чтобы их записали, услышали. Дети обдумывали каждую фразу, пытались аргументировать свой ответ, что характеризует личностный рост ребёнка. А каким сюрпризом стал фильм для родителей, ведь в нем они увидели, как дети видят профессию своих мам и пап со стороны.

Конечно, помимо задач, которые возложили на себя воспитатели, большое значение уделялось работе родителей дома. Мы столкнулись с такой проблемой: многие родители не знали, как объяснить ребёнку свою профессию ребёнку на доступном уровне, чтобы он смог понять и самостоятельно рассказать своим друзьям. Финансист, экономист, инженер оказались затруднительными для детского сознания, но приложенные усилия родителей и педагогов помогли найти оптимальные способы объяснения. Ребятки рассказывали о профессиях родителей со слов старших, многие побывали на работе, практически соприкоснулись с ней. Важно, что детки лучше стали ориентироваться в мире профессий, у них возник интерес к изучению данной темы, а также они стали лучше понимать, какие необходимы условия для её получения.

Это не единственный проект, внедряемый в нашей работе. Бесспорно, нельзя не вспомнить памятную дату, посвященную годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Да, довольно трудно объяснить ребенку шести лет, события 70-летней давности, но, легче, если эти события преподнести на конкретном примере. Таким примером стал проект создания «Книги памяти», в которую внесены были сведения о ветеранах в семьях наших воспитанников. Дети рассматривали семейные альбомы, многие ребятки вместе с родителями обращались к своим дальним родственникам, чтобы найти хоть какую-то информацию о ветеранах, ездили на экскурсии по памятным местам. Они писали небольшие очерки, приносили фото, которые мы оформили в виде газеты. Полученный материал мною был запечатлен в виде презентации «Книга памяти», которую можно посмотреть на сайте http://www.docme.ru/doc/1081236/kniga-pamyati. Весь материал создан родителями и воспитанниками подготовительной группы. Важно отметить, что каждому ребенку было приятно осознавать, что в их семье есть герой, внесший вклад в общую Победу нашего Народа!

Это лишь несколько примеров работы над проектами, но на примере их можно с уверенностью сказать, что благодаря слаженной работе воспитателей и семей воспитанников мы несем огромный вклад в формирование универсальных учебных действий, развитие личности ребенка, в обучении и воспитании складываются субъект-субъектные отношения. Перед детьми ставится проблема, предлагаются пути решения, они вносят свои предложения по решению данного вопроса, что вызывает положительные эмоции, непреднамеренно учит планированию своей деятельности, вносит интерес в учебно-познавательный процесс. А, следовательно, достигаются поставленные цели.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2011.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Профи, ЦПО, 2003.  С. 23.
4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С.11–12.
5. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2003.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.
7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.