Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Корнилов А.В. Дидактический материал по подготовке к ОГЭ, ГВЭ по русскому языку

Корнилов Алексей Вадимович,
учитель русского языка и литературы СП № 968
 ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением иностранного языка № 1236»,
alexvk09@rambler.ru

 

Представленный дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 класса позволяет определить уровень учебных достижений школьников и направлен на осуществление взаимосвязи уроков русского языка и литературы. КИМ способствует формированию универсальных учебных действий, повторению материала за курс основной школы и подготовке учащихся к ОГЭ и ГВЭ по основным разделам русского языка: «Фонетика», «Лексикология», «Орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация». 

Разнообразные задания, направленные на поиск информации, сравнение, сопоставление, систематизацию,  анализ, формируют  метапредметные умения и навыки школьников.

Творческая часть (задание № 19) направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выработку умений излагать свою точку зрения по проблеме и аргументировать её.

При составлении работы учитывались возрастные особенности школьников, а также эргономические требования.

Время выполнения работы – 90 минут.

Дополнительные материалы и оборудование школьниками не используются.

Инструкция  для  учащихся

На выполнение работы отводится 90 минут.

Ответы к заданиям 1 – 18 записываются в бланк ответа без пробелов и дополнительных знаков. Если ответом является одна буква или цифра, то она записывается в первую клеточку.

Задание 19 (сочинение – рассуждение) выполняется на  обратной стороне бланка тестирования. 

Листы с текстом заданий можно использовать в качестве черновика.

Дополнительные материалы и оборудование при выполнении работы не используются.

Желаем успеха!

Рисунок 1

Прочитайте текст, выполните задания 1 – 18.

(1) Наш окоп, вырытый на огороде, был типовой противовоздушной защитой тех времён: в форме буквы «Т», два метра глубиной, сантиметров семьдесят шириной. (2) Такими щелями были изрыты дворы, скверы и улицы. (3) Советское радио призывало их рыть и объясняло, как.

(4) Но мы с дедом работали несколько дней, улучшая схему. (5) Земляные стенки мы обшили досками, пол выложили кусками кирпича, а сверху сделали покрытие. (6) У нас, конечно, не было брёвен, чтобы сделать три наката, но мы намостили поверх окопа полутораметровые дровяные плашки и вообще навалили сверху все дрова, какие только нашлись в сарае.

(7) Дед рассуждал так: если на окоп упадёт бомба, она, значит, шарахнет в эти дрова, поленья разлетятся, как бильярдные шары, а нас взрыв не достанет: куда ему, подлому, разрушить такую крепость!

(8) Для прочности мы ещё набросали на дрова земли, для маскировки обложили дёрном, так что получился внушительный и ярко приметный холм, под которым, если опустить входной люк, было глухо и темно, как в могиле.

(9) Наше счастье, что поблизости ничего не взорвалось, а то все эти дрова так бы и рухнули нам на головы. (10) Но тогда мы этого ещё не знали, гордились делом рук своих и были уверены, что сидим в  безопасности.

(11) Прежде, пока у нас не было такого хорошего бомбоубежища, мы с дедом и бабкой прятались от бомб под кроватью.

(12) Кровать была старинная, добротная, со спинками из листового железа, на которых были нарисованы масляными красками картины: мельницы, озёра с лебедями и замки. (13) Мы думали так: если бомба упадёт, она пробьёт крышу, потолок, подпрыгнет на пружинном матраце с периной, разорвётся, а перина осколков, естественно, не пропустит.

(14) Чтобы не лежать на голом полу, бабка постелила под кроватью одеяло, положила подушки, так что вышло очень уютно.

(15) И когда начиналась стрельба и стёкла зудели от воя бомбардировщиков, дед кидался под кровать первым. (16) Он закатывался подальше и прижимался к стенке. (17) За ним вкатывался кубарем я. (18) А бабка, вечно замешкавшись у печки, прихватывала кота Тита, ложилась с краю, закрывая всех нас собой. (19) И так мы спасались.

(20) Дед шептал молитвы и ругался в мой адрес:

(21) – От, гомон, чего ты крутишься, будто червяк в тебе сидит?

(22) Закончив строительство нашего мощного окопа, мы стали бегать в него в той же последовательности, только бабка всегда бежала с подушками и одеялом (она их в окопе не оставляла, чтобы не сырели).

(23) Кот Тит привык к войне. (24) При первых же выстрелах, задрав хвост, огромными прыжками нёсся прямо к люку в окоп и мяукал, чтобы его спустили. (25) Потому что по отвесной лестнице он мог только вылезать, а спускаться не научился.

(26) До сих пор не знаю, что это за слово – гомон. (27) Дед умер, я забыл у него спросить. (28) А червяк любознательности мучил меня всегда. (29) Я высовывался, чтобы разглядеть самолеты и увидеть на них жуткие кресты, пытался разглядеть, как рвутся бомбы.

(30) В окопе горела керосиновая лампа, пахло чадом. (31) Дед ел. (32) Он у нас всегда ел, когда волновался. (33) Его седая борода, разделённая на два клинышка, резко двигалась, потому что из-за вставных челюстей он не жевал, а «жамкал», как говорила бабка, и крошки сыпались ему в бороду. (34) Бабка едва слышно молилась, крестясь перед иконой Божьей матери, которую принесла сюда.

(35) А в стенах за досками что-то тихо шуршало, возилось: там жили своей личной жизнью, абсолютно безразличной к войне, жуки и черви, и деятельные муравьи.

(По Анатолию Кузнецову)

 

1.Укажите количество звуков в словах:

А) ПОЛЕНЬЯ (предложение № 7)  _______________

Б) ДОБРОТНАЯ (предложение № 12)  _______________

В) ОДЕЯЛО (предложение № 14)  _______________

2. Из предложенных слов выпишите те, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: ПОКРЫТИЕ (предложение № 5), ПРОБЬЁТ (предложение № 13), ЧЕРВЯК (предложение № 21), ЖУТКИЕ (предложение № 29), МУРАВЬИ (предложение № 35).

Ответ: ___________________________________________________________________

3. Подберите к предложенным словам стилистически нейтральные синонимы.

А) ШАРАХНЕТ (предложение № 7)  ________________________________________

Б) ВНУШИТЕЛЬНЫЙ (предложение № 8)  ___________________________________

В) ДОБРОТНАЯ (предложение № 12)  _______________________________________

4. Из предложенных слов выпишите то, которое будет являться синонимом к слову ЗАМЕШКАВШИСЬ (предложение № 18): РАССТРОИВШИСЬ, УСПОКОИВШИСЬ, ЗАДЕРЖАВШИСЬ, ПРИГОТОВИВШИСЬ, РАЗБЕЖАВШИСЬ.

Ответ: ___________________________________________________________________

5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗУДЕТЬ. Определите значение, в котором данное слово употреблено в 15 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) Испытывать зуд; чесаться. Тело зудит от укусов клещей.

2) Надоедать, докучливо приставать с чем-либо. Зудеть насчёт женитьбы.

3) Издавать монотонный звенящий звук. Зудят комары, мухи.

4) О страстном желании сделать что- либо. Язык зудит у кого.

Ответ: _______________

6. Из предложений 22 – 25 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Ответ: ___________________________________________________________________

7. Из предложений 6 – 8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный звук, то в приставке пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

Ответ: ___________________________________________________________________

8. Из предложений 11 – 14 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

Ответ: ___________________________________________________________________

9. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, которое является исключением из правила «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Ответ: ___________________________________________________________________

10. Установите соответствие. Предложенные слова из текста разделите на две группы:

А) С безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

Б) С чередующейся гласной в корне слова;

1) ЗЕМЛЯНЫЕ  2) ЛЕБЕДЯМИ  3) ЛОЖИЛАСЬ  4) СПАСАЛИСЬ  5) ГОРЕЛА

Номера слов запишите в таблицу. Каждой букве соответствует несколько цифр.

Орфограмма

Номера слов

А) Проверяемая безударная

гласная в корне слова

 

Б) Чередующаяся гласная 

в корне слова

 

 

11. Установите соответствие. Предложенные слова из текста разделите на пять групп по морфологическим признакам:

А) неизменяемая часть речи;

Б) качественное прилагательное;

В) относительное прилагательное;

Г) притяжательное местоимение;

Д) неопределённое местоимение.

1) МОЩНОГО (предложение 22), 2) ЗАКОНЧИВ (предложение 22), 3) НАШЕГО (предложение 22), 4) КЕРОСИНОВАЯ (предложение 30), 5) ЧТО (предложение 35).

Номера слов запишите в таблицу. Каждой букве соответствует одна цифра.

Морфологический признак

Номер слова

А) Неизменяемая часть речи

 

Б) Качественное прилагательное

 

В) Относительное прилагательное

 

Г) Притяжательное местоимение

 

Д) Неопределённое местоимение

 

 

12. Установите соответствие. Предложенные словосочетания из текста разделите на три группы по видам подчинительной связи:

А) согласование;

Б) управление;

В) примыкание.

1) КУСКАМИ КИРПИЧА (предложение 5), 2) МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ (предложение 12), 3) ОЧЕНЬ УЮТНО (предложение 14).

Номера словосочетаний запишите в таблицу. Каждой букве соответствует одна цифра.

Вид связи

Номер

словосочетания

А) Согласование

 

Б) Управление

 

В) Примыкание

                                             

 

13. Укажите количество грамматических основ в следующих предложениях:

А) № 15 – _______________

Б) № 35 – _______________

14. Среди предложений 11 – 15 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите данное обобщающее слово.

Ответ:  __________________________________________________________________

15. Среди предложений 2 – 7  найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________

16. Среди предложений 14 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________

17. Укажите верную характеристику 32 (тридцать второго) предложения текста.

1) простое с однородными членами;

2) сложносочинённое;

3) сложноподчинённое;

4) сложное бессоюзное.

Ответ: _______________

18. Укажите верную характеристику 34 (тридцать четвёртого) предложения текста.

1) простое с обособленным обстоятельством;

2) сложносочинённое;

3) сложноподчинённое с придаточным определительным;

4) сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.

Ответ: ______________

19. Сочинение – рассуждение.

Тема войны – одна из ведущих и основополагающих в отечественной литературе. Перед Вами – обложки книг, посвящённых Великой Отечественной войне. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы: какие мысли и чувства вызывают у Вас названия книг и иллюстрации к ним? Какие произведения о войне прочли Вы? Какое из прочитанных произведений произвело на Вас наибольшее впечатление и почему? Озаглавьте свою творческую работу.

Объём творческой работы – не менее 90 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рисунок 2

Ответы на задания 1 – 18.  Критерии оценивания.

Правильный ответ

Критерии оценивания  (в баллах)

1

А-7;   Б-10,   В-7

от 0 до 3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

2

пробьёт, червяк

1 балл за верный ответ

3

А-ударит;

Б- большой (или огромный);

В- качественная (или прочная)

 

от 0 до 3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

4

задержавшись

1 балл за верный ответ

5

3

1 балл за верный ответ

6

лестнице

1 балл за верный ответ

7

рассуждал

1 балл за верный ответ

8

нарисованы

1 балл за верный ответ

9

ещё

1 балл за верный ответ

10

А-1,2,4;   Б-3,5

от 0 до 2 (по 1 баллу за каждую правильную строку)

11

А-2;  Б-1;  В-4;  Г-3;  Д-5

от 0 до 3 (3 балла — за правильно выполненное

задание;  за каждую ошибку- минус 1 балл)

12

А-2;   Б-1;   В-3

от 0 до 3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

13

А-3;  Б-2

от 0 до 2 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

14

картины

1 балл за верный ответ

15

6, 7 (либо 7, 6)

1 балл за верный ответ

16

18

1 балл за верный ответ

17

3

1 балл за верный ответ

18

3

1 балл за верный ответ

 

Итого: максимум 28 баллов.

Критерии оценивания задания 19 (сочинение – рассуждение).

1.Наличие ответов на поставленные вопросы

Баллы

Учащийся ответил на все поставленные вопросы на высоком содержательном уровне. При этом учащимся привлекается для ответа (аргументации)  не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

2

 

Учащийся ответил на поставленные вопросы, однако допустил незначительные

 отклонения от темы (концепции). Учащимся привлекается для ответа (аргументации)  не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

1

Ответы учащегося на вопросы даны вне контекста задания. Литературный материал для ответа (аргументации) не привлекается.

0

2.Заглавие творческой работы

 

Учащийся озаглавил творческую работу; заглавие соответствует содержанию сочинения, отражает основную его идею.

1

Учащийся не озаглавил творческую работу, или  заглавие не соответствует содержанию сочинения.

0

3.Смысловая цельность, последовательность изложения материала

 

Творческая работа характеризуется смысловой цельностью. Логических ошибок нет. Последовательность изложения не нарушена.

2

Творческая работа характеризуется смысловой цельностью. Последовательность изложения не нарушена. В работе имеется одна логическая ошибка.

1

Творческая работа характеризуется хаотичным расположением материала, отсутствием связи между частями. В работе допущено более одной логической ошибки.

0

4.Композиционная стройность работы

 

Творческая работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью.

1

В творческой работе допущена одна и более ошибок в построении текста.

0

5.Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две – три  ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

6.Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две – три  ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

7.Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

8.Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две – три  ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

9.Фактическая точность

 

Фактических ошибок в изложении материала и в употреблении терминов нет

1

Допущена одна и более ошибок в изложении материала или употреблении терминов

0

 

Итого: максимум 15 баллов.

Максимальный балл за всю работу  43.

Перевод в пятибалльную систему

Начальные баллы

Отметка

40-43

5

31-39

4

18-30

3

0-17

2

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.