Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Потенциал образовательного комплекса в работе с ученическим самоуправлением

Новые образовательные стандарты направлены на приобретение выпускниками «компетенции в обновлении компетенций», то есть готовности к непрерывному образованию, цель которого заключается «в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни» [1]. На практике же попытки подготовить выпускников к непрерывному обучению как важнейшему механизму достижения жизненного успеха часто ограничиваются ресурсными возможностями (или «невозможностями») образовательных организаций.

0
Панфилович Алина Евгеньевна,
старший вожатый
ГБОУ г. Москвы «Школа № 627»,
alisha-pani@rambler.ru

Новые образовательные стандарты направлены на приобретение выпускниками «компетенции в обновлении компетенций», то есть готовности к непрерывному образованию, цель которого заключается «в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни» [1]. На практике же попытки подготовить выпускников к непрерывному обучению как важнейшему механизму достижения жизненного успеха часто ограничиваются ресурсными возможностями (или «невозможностями») образовательных организаций. Попытки преодолеть дефицит ресурсов приводят к расширению и усилению различных форм сетевого взаимодействия, созданию разнообразных образовательных комплексов и центров – «устойчивых образовательных систем, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка» [3].

Каков же потенциал образовательного комплекса для эффективной работы ученического самоуправления? Рассмотрим это на примере школы № 627. В этот образовательный комплекс вошли 8 дошкольных учреждений и 6 школ. По меркам Москвы, это средний по размеру комплекс. Однако оказавшиеся в рамках объединения школы весьма разнообразны по формам и технологиям воспитания и обучения, подходам, материально-техническому оснащению. Например, одна из школ комплекса – это школа вальдорфской педагогики, в которой подход к образованию, и в частности к воспитательной работе глубоко отличается от традиционного. Казалось бы, такое разнообразие только создает проблемы в работе. Но именно богатство и разнообразие форм воспитательной работы способствует формированию интересной формы самоуправления в комплексе.

С чего начинается ученическое самоуправление? С детей. Детей-активистов. Образовательный комплекс дает возможность начать формирование лидерских качеств у учеников уже с дошкольной ступени (конечно, в детском саду возможны только элементы ученического самоуправления, но начать формировать активную жизненную позицию мы можем уже в старших и подготовительных группах детского сада). Выстроенная система преемственности позволит развивать лидерские качества в соответствии с возрастными особенностями. Сама система в нашей школе выглядит примерно следующим образом:

В детском саду ребенок приобретает первичные навыки проектной (семейное проектирование) и добровольческой деятельности (семейное добровольчество), навыки самостоятельной деятельности.

При переходе в начальную школу ребенок продолжает заниматься привычной уже с детского сада деятельностью и получает первый опыт участия в ученическом самоуправлении. В нашей школе есть положительный опыт шефской работы четвертого класса над первым. Он дал как шефам, так и подшефным возможность проявить активную жизненную позицию, способствовал их социализации.

К началу обучения в средней школе, у ребенка уже сформированы необходимые умения и навыки проектной (совместно с педагогом или родителями) и добровольческой деятельности, самостоятельной работы. На этом этапе обучения ребенок переходит к полной самостоятельности. Он самостоятельно создает и реализует проекты, подбирает команду, учится управлять собой и другими, анализирует результат своей деятельность. Таким образом, в школе происходит активная трансляция традиций и норм поведения от детского сада к старшей школе, что позволяет выстроить единую модель развития школьника.

Что еще дает объединение в комплекс? Разнообразие образовательных технологий. Я уже писала о том, что в нашем комплексе, наряду с традиционной формой, успешно реализуется система вальдорфской педагогики, где процесс обучения основан на возрастных особенностях детей. Так в рамках вальдорфской педагогики, предметы преподаются «эпохами»  в течение 34 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке  а воспитательная работа пронизывает всю урочную систему. Ученики, согласно этой системе, погружаются в особенности ученического самоуправления на уроках окружающего мира, истории, обществознания. Подобная методика сейчас в нашем комплексе успешно апробируется в других школах комплекса. При этом, вальдорфская педагогика и традиционная система находят одинаковые точки соприкосновения и дополняют друг друга, дают практический деятельностный выход в работе ученического самоуправления.

Таким образом, ученическое самоуправление в образовательном комплексе получило новый виток своего развития. Во-первых, мы можем наблюдать становление и развитие личности ребенка от дошкольника до старшеклассника, тем самым формируя непрерывный процесс становления личности. Во-вторых, модель ученического самоуправления комплекса развивается за счёт принятия сильных сторон и обмена опытом развитых систем самоуправления школ, входящих в комплекс.

Организация ученического самоуправления в нашем комплексе проходило в несколько этапов:

1 этап: изучение особенностей ученического самоуправления в каждом структурном подразделении, знакомство активов и разработка модели

При объединении школ мы выяснили уровень развития и историю ученического самоуправления в каждом подразделении. Особое внимание мы уделили знакомству активов, предположив, что его можно организовать в форме выездных мероприятий или игр в школе. Наибольший эффект дал выездной семинар, так как ребята-активисты участвовали в совместной деятельности. Все встречи-знакомства разрабатывались совместно с лидерами ученического самоуправления из всех СП, чтобы мнение каждого было учтено. Результатом выездного семинара-знакомства стала разработка модели ученического самоуправления комплекса, ведь каким будет самоуправление, и как оно будет работать, зависит от принятой модели. На этом этапе мы создали временный орган ученического самоуправления — комиссию, куда вошли представители от всех структурных подразделений (председатели и заместители председателей).

2 этап: сверка документации

При создании нового органа ученического самоуправления мы начали с Устава будущего комплекса, так как, пока он не подписан учредителем, в него можно сформулировать и внести изменения. После подписания мы занялись разработкой единой модели и документации ученического самоуправления. Это было необходимо, чтобы избежать путаницы и централизовать органы ученического самоуправления. Затем мы разработали проекты положений о совете обучающихся. У нас в комплексе все органы ученического самоуправления всех ступеней управления имеют свои положения, которые разрабатываются совместно с детьми.

3 этап: выборная конференция

Следующим этапом должны были стать выборы председателя, заместителя председателя, принятие положения, которые и были успешно проведены в комплексе.

4 этап: начало работы

На данный момент ученическое самоуправление нашего комплекса представлено административной моделью. Во главе стоит конференция ученической общественности комплекса, которая собирается 3 раза в год для решения вопросов, связанных с работой ученического самоуправления комплекса. Все остальное время управляет совет обучающихся комплекса (далее – СО комплекса), в который входят председатель и заместитель председателя совета комплекса, эти ученики являются освобожденными и не входят в состав советов обучающихся структурных подразделений (далее – СОСП) и председатели и заместители председателей всех СОСП. В каждом структурном подразделении есть свой СОСП, в который входят учащиеся с 5 по 11 класс. СОСП состоит из председателей и двух заместителей. В каждом классе действует свой внутренний СОК.

С целью формирования лидерских качеств у учащихся начальной школы, разработана программа «СТРАНА 627». Программа основана на программе «ГОРОДОК» успешно реализующейся на базе СП-2. Описание этой модели вы можете видеть в Приложении.

Сейчас Программа расширилась на все структурные подразделения, где есть начальная школа. «Страна 627» состоит из «Городков» — Города 1262, Города 553, Города 627. В этом году в декабре пройдет День Города, где в ряды горожан страны примут более 300 человек. Программа расширяется, в каждом подразделении у неё появляются свои особенности, она обогащается и пополняется.

Таким образом, объединение школ в образовательный комплекс дало новый виток развитию ученического самоуправления, обогатило все существующие системы, привлекло новых членов в свои ряды. Существенно расширилась программа развития ученического самоуправления начальной школы. Появилась возможность объединения профессионального сообщества старших вожатых и кураторов ученического самоуправления в методическое объединение (над его формированием мы работаем сейчас, и это одна из первейших методических задач внутри нашего сообщества, цель на ближайшее время). Расширился количественный состав ученического самоуправления, появилась вертикаль управления, у ребят стало больше возможностей для самореализации. Подводя итоги, можно сказать, что объединение в образовательный комплекс способствует обогащению модели самоуправления, делает её разнообразнее, позволяет включить в модель новые элементы. И, хотя работать в образовательном комплексе подчас сложно, это интересная и перспективная работа.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронная версия]. URL: http://www.elitarium.ru/2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html (дата обращения: 22.10.2015).
2. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
3. Чернобай Е. Крупные образовательные комплексы столицы как новые возможности для достижения новых образовательных результатов [Электронная версия]. URL: http://www.ug.ru/archive/49836 (дата обращения: 22.10.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.