Рубрики
География

Формирование ИКТ-умений обучающихся через проектную деятельность на уроках географии (из опыта работы)

Многочисленные исследования по всему миру показали, что информационно-коммуникационные технологии могут улучшить результаты обучения детей и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования оказывают положительное влияние на успеваемость, особенно в области «Знание – понимание» и «Практические и презентационные навыки».

0
Омарова Татьяна Владимировна,
учитель географии высшей категории
МАОУ г. Новосибирска «Гимназия № 10»,
ross-1000@yandex.ru
Многочисленные исследования по всему миру показали, что информационно-коммуникационные технологии могут улучшить результаты обучения детей и качество преподавания учителей. Доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, доказал, что ИКТ в области образования оказывают положительное влияние на успеваемость, особенно в области «Знание – понимание» и «Практические и презентационные навыки».
ИКТ-компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, в том числе и на уроках географии. Каждый педагог должен выбрать правильное ИКТ-решение для самого себя.
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Современное понимание слова «технология» включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
А это можно сделать только на практике. Следовательно, большое внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Одним из оптимальных способов практической направленности учебных материалов, а, следовательно, повышения качества образования является внедрение метода проектов в образовательный процесс.
Метод проектов перестал быть чем-то сложным и недосягаемым, а современные технологии стали неотъемлемой частью методики преподавания. Это вызвано тем, что перед школой поставлена задача формирования личности обучающегося, способного добывать и применять знания, обдумывать применяемые решения, планировать действия, уметь эффективно сотрудничать в творческих группах.
Учитель сегодня – организатор процесса получения знаний с использованием ИКТ-технологий, соавтор, организатор процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ.
Ученик – активный участник процесса обучения, получает новые навыки, умения, анализирует, сопоставляет и делает выводы, раскрывая и развивая свой творческий потенциал.
Работа над любым проектом, конечно же, ведётся с использование возможностей компьютера. Возможности современного компьютера огромны. Выполняя проекты по географии, как и по другим предметам, учитель должен научить детей хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности.
Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс выполнения проекта, приобретает для ученика совершенно иной личностный смысл. Конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – проектной. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания.
У каждого проекта должен обязательно быть конечный продукт: пусть в виде рисунка, плаката, изготовленного буклета, какой-либо акции, презентации и однажды дети предложили, что можно придумывать и делать анимации, например, на экологические темы, а потом показывать их маленьким детям. Их можно делать в программе Macromedia Flash. Конечно же, представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью анимации, видео, графики, звука, намного интереснее воспринимается.
Мультимедийный проект «Экологический ролик»
Цель проекта для учителя Формирование системы ценностных ориентаций у школьников, действенного отношения к окружающему миру посредством работы над созданием экологического ролика.
Задачи проекта для учителя 1. Повышать уровень умения работать с различными информационными технологиями.

2. Направлять активную деятельность дошкольника на осознание сохранения природы.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы.

4. Формировать у детей экологическое сознание, умение предвидеть последствия действий человека по отношению к окружающей среде.

Цель проекта для ученика Создать мультимедийный ролик на одну из экологических тем.
Задачи проекта для учеников 1. определить одну из экологических проблем современности;

2. собрать материал по выбранной теме;

3. создать ролик, используя одну из компьютерных программ.

Конечный результат проекта Создание ролика при помощи одной из компьютерных программ.
Анализ результатов работы детей над проектом Работа над этим проектом способствует становлению и развитию в сознании учащихся единой картины мира, позволяет получать полноценные представления об окружающем мире, что важно для успешной социализации детей, как одной из ключевых компетенций ребенка.

Такой работой также повышается подготовка учеников в области современных информационных технологий и демонстрирует возможности компьютера, не только как средства для игры.

Тематика проектов привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно.

Создан цикл учебных проектов, выполняемых во время урочных занятий, либо как опережающее задание к ним. Например, в 9 классе при изучении раздела «Топливно-энергетический комплекс» был выполнен учебный проект «Территориально-производственная структура нефтяной промышленности РФ».

«Территориально-производственная структура

нефтяной промышленности РФ».

Цель проекта для учителя Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения проекта.
Задачи проекта для учителя Учить детей:

1. Самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников информации.

2. Приобретать коммуникативные умения, работая в группах.

3. Оформлять результаты исследований в виде презентаций.

Развивать:

1. Исследовательские умения.

2. Системное мышление.

Цель проекта

для учеников

В процессе групповой работы над проектами, определить территориально-производственную структуру нефтяной промышленности России на современном этапе.
Задачи проекта для учеников 1. Образовательная:сформировать знания о территориально-производственной структуре нефтяной промышленности РФ, создать электронный материал по данной теме.

2. Развивающая: развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география.

3. Воспитательная: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.

Основная идея проекта Создать электронный материал по теме «Территориально-производственная структура нефтяной промышленности РФ».
Конечный результат проекта Создание учебного пособия для учащихся и учителей гимназии.
Подготовительный и конструктивный этапы Задание № 1 (для 1 проектной группы): изучив литературу, выделить основные этапы становления и развития нефтяной промышленности в России, подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 2 (для 2 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения нефти в Западной Сибири, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 3 (для 3 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения Волго-Уральской нефтяной базы, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 4 (для 4 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить, на шельфах каких морей, омывающих берега России, разведаны и используются месторождения нефти, подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 5 (для 5 проектной группы): определить географию нефтепроводов, обозначить проблемы и перспективы нефтяной промышленности, подготовить презентацию по данной теме.

Чтобы подобрать материал для проекта современные дети чаще пользуются ресурсами Интернет. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный и иллюстративный материал.

Передо мной, как учителем, встает цель – научить ребенка обрабатывать информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.

Географическое образование должно вооружить школьников умением пользоваться различными источниками географической информации, правильно её принимать, обрабатывать, сохранять.

Использование ИКТ-технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников.

Например, выполняя творческий проект «Природные и культурные достопримечательности России и родного края», весь наглядный материал о красивейших местах России можно взять из интернет-ресурсов и тогда дети, даже не бывая в этих частях нашей страны, могут наглядно увидеть её красоту и разнообразие.

Справочник «Природные и культурные достопримечательности

России и родного края»

Цель проекта для учителя Способствовать развитию у детей любви к Родине, к своему родному краю, научить видеть ценное и прекрасное в природе и культурном богатстве страны.
Задачи для учителя 1. Создавать условия для формирования и развития творческой активности учащихся.

2. Повышать мотивацию к обучению, формирование интереса к внеурочной деятельности.

3. Повышение интереса к предмету, рост количества и качества творческих работ учащихся.

Цель проекта для учеников Создать наглядно-информационную папку (справочник) с материалами о природных и культурных достопримечательностях России и родного края, на основе которого можно увидеть всё разнообразие и неповторимость природы и культуры России.
Задачи проект для учеников 1. Изучить, систематизировать и описать природные и культурные достопримечательности России и родного края.

2. Собранные данные оформить в виде папки, которую можно пополнять, а также использовать на уроках природоведения, географии, биологии и в проведении тематических внеклассных мероприятиях.

Конечный результат проекта Создание наглядного и информационного пособия для учащихся и учителей гимназии.
Анализ результатов проекта Проанализировать можно увидев, пополняется папка учениками или нет, то есть, заинтересовала их или нет работа по изучению природных и культурных достопримечательностей России.

Программа подготовки презентаций Роwer Рoint используется для создания наглядности, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта, с показом видеофильмов или слайдов, с добавлением звуковых эффектов.

В исследовательские проекты ученики включают графические фрагменты, работая в табличных процессорах или электронных таблицах Excel, предназначенных для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения мы обрабатываем, например, данные анкетирований, проводимых в исследовательской части проекта и создаём графики и диаграммы для презентации.

Учителя географии часто сталкиваются в работе со статистическим материалом. Трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Учебные проекты подходят и для решения и этой проблемы.

Например, в 10 классе при изучении тем о населении, в проектах детей содержатся интересные картосхемы, диаграммы, дополняющие и углубляющие информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта – презентацией можно пользуюсь при объяснении темы «Население Мира».

В зависимости от выступления дети могут включать в презентацию своего проекта анимацию, видеофильмы, музыкальное или голосовое сопровождение, и даже ролики, отснятые ими же со своими выступлениями по поставленной проблеме.

Например, ученики 9 класса при изучении темы «Металлургический комплекс» выполняли проект «Применение новых научных технологий при добыче полезных ископаемых», заранее сняли свои небольшие выступления и этот материал используется на уроках.

Шестиклассники в программе MoviMaker сделали ролики из старых фотографий для проекта о становлении и развитии своего родного города.

Хочу ещё сказать об одном важном моменте использования ресурсов Интернет как общепризнанном ресурсе образования.

Конечно, мы с детьми используем его для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектах, научно-практических конференциях, способствующих раскрытию юных талантов, повышению мотивации в учебе, способствующих индивидуализации учебного процесса.

В ходе подготовки к мероприятию между учителем и обучающимися формируются особые взаимоотношения, возникает открытый образовательный процесс.

Конкурсы стимулируют к саморазвитию.

На протяжении нескольких лет мы отправляем свои проектные работы на различные конкурсы и НПК, участвуем в дистанционных олимпиадах.

Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными.

ИКТ-технологии позволяют создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, а значит, у ребят возникает необходимость в самообразовании, саморазвитии, что соответствует «Концепции модернизации российского образования» и требованиям времени.

Список литературы:

1. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. 2004. № 5. С. 48.
2. Образовательные ресурсы сети Интернет.
3. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. 2004. № 4. С. 46.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0