Мероприятие рассчитано на обучающихся 1–4 классов, воспитанников дошкольных подразделений. Подготовка проводится заранее. Обучающиеся старших профильных классов, посещающие занятия во второй половине дня по химии, подготавливают простейшие опыты по химии, протекающие с участием известных веществ, которые можно наблюдать в повседневной жизни.
Оборудование и реактивы: апельсиновый сок, вишневый сок, яблочный сок, растительное масло, шипучая таблетка аспирина, 3 химических стакана, лимонная кислота, вода дистиллированная, чашка Петри, фильтровальная бумага, зубочистки, резиновый шарик, сода, раствор столового уксуса, колба 250 мл, репродукция картины Ф. Кащеев «Утро в заводской лаборатории», стеклянная палочка, пинцет, мерный стакан, весы.
В Америке в 40-х годах прошлого века были зафиксированы странные случаи: в больницах из раковин для умывания раздавались… выстрелы. Они были холостые, никому не повредили. После проведенного расследования было установлено, что сотрудники больницы выливали в раковины вещества, которые использовались в больнице. Эти вещества взаимодействовали с медными трубами водопровода, получалась почти взрывчатка. Химия – это наука экспериментальная. Необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности при проведении опытов любой сложности. Используя репродукцию картины Ф. Кащеева «Утро в заводской лаборатории», обучающиеся старших профильных классов знакомят младших обучающихся с правилами техники безопасности. Правила следующие:
• Надевай фартук или халат.
• Строго следуй указаниям наставника-старшеклассника.
• Никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомые вещества.
• Никогда не смешивай незнакомые вещества, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
• Соблюдай правила поведения в кабинете-лаборатории.
После проведения инструктажа по технике безопасности наставники-старшеклассники начинают работать в небольших группах. Под руководством наставников обучающиеся начальной школы и воспитанники дошкольных подразделений проводят первые в своей жизни самостоятельные занимательные опыты по химии, знакомятся с химической посудой, учатся взвешивать твердые сыпучие вещества, отмерять необходимый объем жидких веществ.
Опыт «Сказочные жидкости»
В три химических стакана необходимо налить по 50 мл яблочного сока, апельсинового сока, вишневого сока. В каждый стакан с соком налить 10 мл растительного масла. В каждый стакан добавить таблетку шипучего аспирина. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.
Опыт «Шпионские чернила»
5 г лимонной кислота растворить в 20 мл дистиллированной воды. Все перемешать стеклянной палочкой. На фильтровальной бумаге размером 5 см на 6 см предложить написать название любимого лакомства. Для этого необходимо опустить зубочистку в раствор лимонной кислоты. В чашку Петри добавить 5 мл дистиллированной воды и 2–3 капли спиртового раствора иода. Взять пинцетом фильтровальную бумагу с секретным словом и опустить в полученный раствор. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.
Опыт «Живой шарик»
В колбу 250 мл добавить 10 г питьевой соды, 15 мл дистиллированной воды, 50 мл столового уксуса. Резиновый шарик закрепить на горлышке колбы. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.
Участникам мероприятия раздают самоклеющиеся листочки. На них предлагают выразить свое настроение одним словом или рисунком. При выходе из кабинета-лаборатории участники наклеивают свои листочки на лепестки ромашки. Ромашка – символический отчет о мероприятии.
Список литературы:
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.