Рубрики
Химия

Сценарий мероприятия «Познакомьтесь, это химия!»

Мероприятие рассчитано на обучающихся 1–4 классов, воспитанников дошкольных подразделений. Подготовка проводится заранее. Обучающиеся старших профильных классов, посещающие занятия во второй половине дня по химии, подготавливают простейшие опыты по химии, протекающие с участием известных веществ, которые можно наблюдать в повседневной жизни.

0
Анащенко Наталья Александровна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1716 «Эврика-Огонёк«»,
oga10@rambler.ru

Мероприятие рассчитано на обучающихся 14 классов, воспитанников дошкольных подразделений. Подготовка проводится заранее. Обучающиеся старших профильных классов, посещающие занятия во второй половине дня по химии, подготавливают простейшие опыты по химии, протекающие с участием известных веществ, которые можно наблюдать в повседневной жизни.

Оборудование и реактивы: апельсиновый сок, вишневый сок, яблочный сок, растительное масло, шипучая таблетка аспирина, 3 химических стакана, лимонная кислота, вода дистиллированная, чашка Петри, фильтровальная бумага, зубочистки, резиновый шарик, сода, раствор столового уксуса, колба 250 мл, репродукция картины Ф. Кащеев «Утро в заводской лаборатории», стеклянная палочка, пинцет, мерный стакан, весы.

В Америке в 40-х годах прошлого века были зафиксированы странные случаи: в больницах из раковин для умывания раздавались… выстрелы. Они были холостые, никому не повредили. После проведенного расследования было установлено, что сотрудники больницы выливали в раковины вещества, которые использовались в больнице. Эти вещества взаимодействовали с медными трубами водопровода, получалась почти взрывчатка. Химия – это наука экспериментальная. Необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности при проведении опытов любой сложности. Используя репродукцию картины Ф. Кащеева «Утро в заводской лаборатории», обучающиеся старших профильных классов знакомят младших обучающихся с правилами техники безопасности. Правила следующие:

• Надевай фартук или халат.

• Строго следуй указаниям наставника-старшеклассника.

• Никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомые вещества.

• Никогда не смешивай незнакомые вещества, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

• Соблюдай правила поведения в кабинете-лаборатории.

После проведения инструктажа по технике безопасности наставники-старшеклассники начинают работать в небольших группах. Под руководством наставников обучающиеся начальной школы и воспитанники дошкольных подразделений проводят первые в своей жизни самостоятельные занимательные опыты по химии, знакомятся с химической посудой, учатся взвешивать твердые сыпучие вещества, отмерять необходимый объем жидких веществ.

Опыт «Сказочные жидкости»

В три химических стакана необходимо налить по 50 мл яблочного сока, апельсинового сока, вишневого сока. В каждый стакан с соком налить 10 мл растительного масла. В каждый стакан добавить таблетку шипучего аспирина. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.

Опыт «Шпионские чернила»

5 г лимонной кислота растворить в 20 мл дистиллированной воды. Все перемешать стеклянной палочкой. На фильтровальной бумаге размером 5 см на 6 см предложить написать название любимого лакомства. Для этого необходимо опустить зубочистку в раствор лимонной кислоты. В чашку Петри добавить 5 мл дистиллированной воды и 23 капли спиртового раствора иода. Взять пинцетом фильтровальную бумагу с секретным словом и опустить в полученный раствор. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.

Опыт «Живой шарик»

В колбу 250 мл добавить 10 г  питьевой соды, 15 мл дистиллированной воды, 50 мл столового уксуса. Резиновый шарик закрепить на горлышке колбы. В ходе опыта обучающиеся обсуждают его.

Участникам мероприятия раздают самоклеющиеся листочки. На них предлагают выразить свое настроение одним словом или рисунком. При выходе из кабинета-лаборатории участники наклеивают свои листочки на лепестки ромашки. Ромашка  символический отчет о мероприятии.

Список литературы:

1. Кузнецова Н.П. Химия. В.: Учитель, 2007.
2. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии. М.: 5 за знания, 2006.
3. Лаврова С.А. Занимательная химия. М.: Белый город, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0