Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Социальный проект как инструмент КТД в работе ученического самоуправления

Работа в школе всегда пугала меня, наводила на меня ужас. Однако, будучи борцом по натуре, я привыкла смотреть своим страхам в глаза, и в прошлом году решила, что пора заниматься воспитанием подрастающего поколения не только в загородных и зарубежных лагерях и попробовать свои силы в школе.

0
Голубева Александра Андреевна,
Старший вожатый
ГБОУ г. Москвы «Пушкинский лицей № 1500»,
karpova.a.a@gmail.com

Всё творчески, иначе зачем?

Иванов И.П.

Социальный проект как инструмент организации КТД ученического актива

Работа в школе всегда пугала меня, наводила на меня ужас. Однако, будучи борцом по натуре, я привыкла смотреть своим страхам в глаза, и в прошлом году решила, что пора заниматься воспитанием подрастающего поколения не только в загородных и зарубежных лагерях и попробовать свои силы в школе.

Я, конечно, идеалист, именно поэтому все, что происходило со мной в первые месяцы работы, больше всего напоминало мне триллер с элементами глупой комедии. Начнем с того, что у меня не было команды. Не было актива. Вообще. Было, как в сказке, полтора землекопа, имеющих представление, где находится вожатская, но отнюдь не горящих желанием что-то делать для школы. И еще было 14 классов, в которых, очевидно, были активисты, но и эти активисты больше любили погулять.

Мало-помалу, мы все нашли общий язык и точки соприкосновения, стали принимать участие в нашем окружном фестивале ученического самоуправления, добиваться каких-то, пускай небольших, но результатов. Мало-помалу, находясь в процессе сотворчества, мы подружились. Но работа с активом  это не только творчество, работа с активом  как срез почвы, чем глубже копнешь, тем больше аспектов. И тут, на мое счастье, на горизонте замаячил фестиваль социального проектирования «Алый парус», который был организован и проведен специалистами Городского методического центра и ДООЦ «Команда». Надо сказать, что дети боятся словосочетания «социальное проектирование» как огня. Тут же у свободных детей находится миллион отговорок, почему именно он не может сейчас заняться социальным проектом. Почему такая реакция? Я думаю, что подсознательно слово «проект» ассоциируется у них с научным проектом, с библиотеками, книгами и не всегда интересной темой. А на самом деле, технология социального проектирования – технология творчества практически в чистом виде. Мы вместе подумали над определением социального проекта «Социальный проект  сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению» (В.И. Курбатов «Социальное проектирование: учебное пособие»), и поняли, что такой подход к делу нам по душе, потому что под таким углом мы будем практически творцами собственной вселенной.

Я недаром провела параллель между социальным проектом и КТД. Ведь что такое КТД? Коллективное Творческое Дело. На мой взгляд, социальное проектирование в школе отвечает всем позициям: социальный проект создается коллективом; создать социальный проект, придумать идею, оформить ее, запустить проект в массы – что это, если не творческое дело? Таким образом, на мой взгляд, социальный проект не просто инструмент КТД для работы с активом, это новейший вид методики КТД.

Сравнительный анализ этапов КТД и социального проектирования

КТД

ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
1.Предварительная работа воспитания Определение проблемной ситуации, требующей целенаправленных действий для ее преобразования. 1.Уяснение проблемы
2.Коллективное планирование Уяснение необходимости разрешения некоторой социальной проблемы с помощью моделирования возможных вариантов преобразуемой социальной ситуации. 2.Социальный заказ
3.Подготовка дела

Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития, отображение потребности (мотив); отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); отображение конечных результатов, последствий; разработка конкретных средств, мероприятий, действий.

Предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Выбор из множества моделей наиболее эффективной, обеспечивающей наименьшие затраты при достижении запланированного результата.

3.Паспортизация объекта

4.Определение целей

5.Установление основных задач

6.Выбор стратегии проектной деятельности.

7.Составление организационной программы

8.Прогнозирование

9.Моделирование

10.Конструкт

11.Проект системы

4.Проведение дела Четкое следование плану, системность. 12.Реализация социального проекта

5.Подведение

итогов

Каковы фактические результаты проекта на данный момент и как они соотносятся с целями проекта?

Что можно считать основными достижениями проекта?

Что по сравнению с планом сделать не удалось и почему?

Каковы перспективы продолжения работы по окончании проекта?

13.Оценка реализации социального проекта
6.Ближайшее последействие

Критерии отбора тем для социального проектирования

Итак, вместе со своими детьми мы решили, что социальному проекту в нашей школе быть. Но какому?

Все мои активисты очень любят настольные игры. Все свободное время в моем кабинете они играют. Да что уж там, я и сама очень люблю поиграть. В этом я солидарна с Макаренко:

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег…»

Исходя из этой любви к играм, мы подумали, что неплохо было бы, чтобы социальный проект был не только полезным, но и приносил бы нам такое же удовольствие, как когда мы играем. Долго мы не думали.  Решили, что нужно учить маленьких играть в настольные игры, чтобы настольные игры чему-нибудь научили маленьких. Так родился наш социальный проект «Учимся играть = играя, учимся!»

Анализируя сейчас выбор темы для социального проекта, я пыталась понять критерии, которыми мы руководствовались. Ничего принципиально нового в нашем случае не произошло, и критерии, по которым мы выбрали тему сложно назвать новаторскими, однако именно они, наверное, составляют ту незыблемую основу, на которой может базироваться дело.

Итак, что же особенно важно? Важно, чтобы:

 предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;

 предложенная детским коллективом идея была воспринята воспитателем как собственная;

 организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей  имела гуманистическую и альтруистскую цель;

 на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Значение социального проекта «Учимся играть = играя, учимся!» для развития важнейших социальных навыков у детей старшего школьного возраста

У нас несложный проект: активисты из старшей школы раз или два раза в неделю примеряют на себя роль игротехников, берут с собой множество настольных игр и на полтора часа уходят к детям, которые остаются в группе продлённого дня. Само собой, для детей начальной школы игротека – счастье. Но помимо самого очевидного бонуса, хорошего настроения, через полгода нами были замечены и другие приятные изменения.  На основе проведенных опросов и анкетирования среди учеников начальной школы, их родителей и классных руководителей можно сказать, что дети стали усидчивее, коммуникабельнее, стали лучше считать, грамотнее говорить, у них возросла скорость реакции и многое другое. Но на это, собственно, и был направлен социальный проект: развить ученическое самоуправление и создать досугово-развивающую площадку для младших школьников.

А что же взрослые дети? Для старшеклассников этот проект стал своеобразной профориентационной площадкой. Площадкой, на которой собрались педагогически ориентированные дети. И помимо развития специфических профессиональных данных, мною было замечено так же развитие важнейших социальных навыков. Человек – по природе своей существо социальное. Одиночество не сделает из человека Человека. Поэтому самое важное, наверное, развить в человеке умение общаться. Дети, которые были игротехниками, в проводимых опросах заметили, что у них резко упал уровень напряжения при разговоре с малознакомыми людьми, они стали гораздо внимательнее слушать чужую речь, им стало легче проявлять сочувствие и заинтересованность к другим людям в различных ситуациях, появилась способность создавать атмосферу согласия, поддерживать зрительный контакт.

Современное школьное социальное проектирование  это один из самых эффективных способов работы с ученическим активом, развития у активистов социокультурных, нравственных и гражданских качеств.

Новый учебный год несет на своих плечах массу новых забот и перемен. Не обошли перемены стороной и нашу начальную школу. Так, например, вся продленка у нас теперь будет платной. И расписание у них теперь довольно загруженное, и внеурочная деятельность, и кружки, и домашние задания. Конечно, вписать в это расписание игротеку  задача не из легких. Мы, однако, делаем для этого все возможное. И будем надеяться, что к концу сентября наша игротека будет работать в том же режиме, что и в прошлом году. Ведь основной вид деятельности детей – игра, нам ли не знать об этом?

Список литературы:

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Луков В.A. Социальное проектирование: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
3. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения, М., 1977.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.