Рубрики
Дошкольное образование

Реализация городского проекта «Дети в музее» (опыт работы дошкольного отделения № 3 ГБОУ «Гимназия № 1799 «Экополис»»)

Дошкольное образование – самая первая общественно-государственная форма, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в конгитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. Именно здесь, в сочетании с семейной формой воспитания, закладывается та база, которая впоследствии  станет основой жизненных достижений молодого человека. 

0
Апарина Татьяна Фёдоровна,
Почётный работник общего и среднего образования РФ,
педагог-организатор дошкольного отделения № 3
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1799 «Экополис»»
Музыкантова Марина Анатольевна,
Почётный работник общего и среднего образования РФ,
старший воспитатель дошкольного отделения № 3
ГБОУ г. Москвы  «Гимназия  № 1799 «Экополис»»
ds1808@mail.ru

Дошкольное образование – самая первая общественно-государственная форма, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в конгитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. Именно здесь, в сочетании с семейной формой воспитания, закладывается та база, которая впоследствии  станет основой жизненных достижений молодого человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его развитие. Человека стремящегося к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение последующей жизни (школе, институте и др.).

Включение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний – отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний – личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды.

В системе московского дошкольного образования определена формула «Успешного детского сада».  «Успешный детский сад» – это детский сад, в который с удовольствием по утрам спешат дети, деятельностью которого довольны родители, в котором работают творческие педагоги. Мы считаем, что эти три слагаемых есть в нашем дошкольном отделении. Для того, чтобы детский сад стал «успешным», он, кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные образовательный технологии и методики.

Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком и побудила педагогов нашего дошкольного отделения к участию в реализации городского проекта «Дети в музее».

Цель проекта  использование богатейшего культурного наследия Москвы в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного развития современного москвича, становления его личности, приобщения к культуре родного города.

Задачи проекта:

• интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях;

• обогащение воспитательных систем, внесение в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;

• развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре;

• развитие воспитательного потенциала дошкольных образовательных организаций и семьи.

С 2006 года в дошкольном отделении функционирует музейный комплекс «Хочу все знать», который насчитывает 16 мини-музеев: «Преображенское сквозь века», «Музей сказок», «Подводный мир», «Космос», «Затерянный мир», «Пятачок», «Куклы в народном костюме», «Сказка в матрешке», «Колокольчики», «Игрушки-забавы», «Города России», «Ребятам о зверятах», «Цирк», «Мини-музей насекомых», «Музей кукол», «Волшебные сказки в стране мастеров».

Все начиналось с одного мини-музея «Преображенское сквозь века», идейным вдохновителем создания которого стал кандидат исторических наук Александр Владимирович Бугров, автор книг и статей по истории Москвы. Он предложил материал для создания мини-музея по истории района Преображенское.

Работа над проектом захватила не только педагогов, но и семьи воспитанников. С их помощью в каждой группе созданы мини-музеи, тематика которых не повторяется. Они разнообразны, удивительны, интересны.

Педагоги дошкольного отделения №3, участники городского Фестиваля музеев, окружных педагогических панорам «Растим патриотов России» и «Педагог – профессия творческая».

Работа над проектом позволяет обогащать воспитательную систему, реализуемую в дошкольном отделении. Особенно эффективны игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения (метод проектов). Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Работа в мини-музеях предлагает воспитателям разные формы организации, но одна из ведущих – это экскурсия. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности (рисунок, лепка, моделирование).

Раньше, чтобы повысить спосбность дошкольников к восприятию и запоминанию, мы использовали общеизвестный набор форм: беседа, слушание, которые дополняли такими аспектами, как визуализация: плакаты, рисунки, к ним добавлялись и экспонаты мини-музеев. Сейчас мы используем и невербальную коммуникацию – музейные игры. За счет этого произошла активизация творческих способностей воспитанников и, как результат, повысились их творческие возможности.

Музейная педагогика в условиях дошкольного отделения позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы:

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор,открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами дошкольного отделения;

• мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Музейные экспонаты создают условия для проведения музейных игр. Во время таких игр дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми. Ребенок становится активным участником данного процесса.

Работа над проектом показывает, что музеи играют большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. В ходе реализации проекты мы нашли эффективные формы работы не только с детьми, но и семьями воспитанников.

 

Список литературы:

1. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика (из опыта методической работы). М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006.
2. Прохорова Л.Н., Модеокина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров. М.: ООО «5 за знания», 2006.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музеи в детском саду. М.: Линка-пресс, 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.