Рубрики
Управление

Функционально-ролевой анализ управленческих команд. Часть 2

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В продолжение нашего разговора будет правильным вновь представиться и сказать несколько слов о себе. Булаева Майя Валерьевна, кандидат экономических наук, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 1905 г. Москвы. На рубеже нового тысячелетия свою деятельность в школе я начинала в качестве учителя экономики, и с тех пор мне интересно всё, что связано с рациональным использованием ресурсов. Очевидно, что «Кадры решают всё», и что именно этот ресурс является наиболее ценным в любой школе. О том, как использовать этот ресурс наиболее эффективно и бережно, как раз и пойдет речь в этой статье.

0
 Булаева Майя Валерьевна,
кандидат экономических наук,
заместитель директора по УВР
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1905,
bmw080588@gmail.ru

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В продолжение нашего разговора будет правильным вновь представиться и сказать несколько слов о себе. Булаева Майя Валерьевна, кандидат экономических наук, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 1905 г. Москвы. На рубеже нового тысячелетия свою деятельность в школе я начинала в качестве учителя экономики, и с тех пор мне интересно всё, что связано с рациональным использованием ресурсов. Очевидно, что «Кадры решают всё», и что именно этот ресурс является наиболее ценным в любой школе. О том, как использовать этот ресурс наиболее эффективно и бережно, как раз и пойдет речь в этой статье.

«Индивидуализм позволяет завоевывать призы,

а командная работа – чемпионские кубки»

Джон Максвелл, «Золотые уроки: Работа в команде»

Мы с вами уже много говорили о важности создания результативной управленческой команды в рамках образовательного комплекса, об актуальности этого вопроса на современном этапе развития общества.

Позволю себе кратко напомнить те вопросы, ответам на которые и посвящена эта работа. Я уверена, что они волнуют всех неравнодушных людей, неважно, управленцы это или учителя, работающие в образовательной организации. «Как создать действительно эффективную команду в условиях объединения образовательных организаций? Как максимально использовать ресурсы человеческого капитала? Как сделать так, чтобы каждый был на своем месте и получал удовольствие от той деятельности, которая у него получается действительно хорошо?».

В первой части статьи мы с вами выяснили, что управленческая команда образовательной организации прежде всего ориентирована на достижение высоких образовательных результатов, лишь в этом случае она является эффективной, а это возможно только при выполнении следующих условий:

• самооценка и профессионализм всех участников команды достаточно высоки;

• команда состоит из участников, которые примеряют на себя все командные роли;

• эффективность команды варьируется в зависимости от этапа ее развития.

«Руководителю важно знать, на каком этапе развития находится в данный момент команда, каких именно результатов можно от нее ждать. И ещё – каковы должны быть критерии оценки ее эффективности?». Очевидно, что ни у кого из нас не возникает противоречий относительно первого, а вот второе и третье как раз требуют уточнения. Мы с вами уже достаточно подробно познакомились с классификацией командных ролей, созданной на основе теории профессора Ицхака Кальдерона Адизеса. Сегодня я хотела бы вас познакомить с несколько другой точкой зрения и, как следствие, несколько иной классификацией. Мне кажется, что чем с больших углов зрения вы посмотрите на эту проблему, тем более велика вероятность того, что вы создадите свою собственную авторскую классификацию командных ролей, которая будет максимально подходить именно вашей, уникальной и неповторимой, школе. Итак, знакомьтесь: Меридит Белбин и её 8 командных ролей. Помимо перевода, если он покажется кому-то весьма вольным, заранее прошу прощения, я позволила себе прокомментировать каждую из них в контексте образовательной отрасли.

«Главный по тарелочкам». Очевидно, что этот человек должен обладать прежде всего спокойным характером, быть уверенным в себе; такие люди, как правило, постоянно контролируют не только свое поведение, но и то, как ведут себя окружающие. Этот член команды способен дать объективную оценку не только действиям своих коллег, но и совершенно трезво посмотреть на свой КПД. Это человек дела, главное для него – выдать результат, иногда любой ценой. Как это ни парадоксально, при всём сказанном выше, его интеллектуальные и творческие способности могут находиться на весьма среднем или чуть выше среднего уровне.

Руководитель образовательной организации, а именно он зачастую является председателем в управленческой команде, что абсолютно логично, обеспечивает контроль, координацию и обеспечение ресурсами. Он всегда должен быть ориентирован на реализацию командных целей.

«Тяни-толкай». Этот собранный, динамичный, часто экспансивный сотрудник. Для него немыслима сама мысль о рутине, он всегда готов противостоять инерции, неэффективности и успокоенности. Про таких обычно говорят: «Ну что ж ему спокойно не живется?» К сожалению, часто может быть раздражительным и нетерпимым, но именно благодаря его усилиям работа школы чётко организована, учителя вдохновенно трудятся, именно он делает так, чтобы дело сдвинулось с «мертвой точки». Эта роль также может быть у руководителя образовательной организации, но есть очень хорошие школьные управленческие команды, где всему выше перечисленному соответствует один из заместителей руководителя. Вопрос распределения ролей индивидуален. Один человек может совмещать в себе несколько ролей, но всегда необходимо помнить о взаимозаменяемости.

«Креативщик». Это, как правило, индивидуалист; может быть даже не ортодоксален и слегка неформален. Таким людям за их уникальный талант к генерированию подчас уникальных идей прощается многое. Имеет очень развитое воображение, высокий уровень интеллекта, разносторонние знания, которые, как ни странно, легко могут уживаться с низким уровнем коммуникативных способностей и рассеянностью, которая многих раздражает. Он может витать в облаках, склонен пренебрегать практическими деталями или протоколом, особенно в одежде. Зато постоянно генерирует свежие идеи, синтезирует знания, иногда окружающие от этого устают. Утрачивает интерес к проблеме, как только проходит так волнующее его интригующее чувство новизны. Про таких говорят «не от мира сего». Часто предпочитает иметь дело с идеями, фактами или техникой, а не с живыми людьми. Наверняка каждый из вас в этом описании узнал одного из своих учителей, а может быть, педагога-организатора (или любая другая должность в штатном расписании, этим людям совершенно все равно, что у них записано в трудовой). Они крайне редко формально входят в АУП, но к ним прислушиваются, и именно их деятельность позволяет школе держаться на гребне волны и воплощать в жизнь порой очень интересные проекты.

«Человек, открывающий все двери». Это экстраверт, безумно любознательный и полный энтузиазма, очень коммуникабельный. Способен легко завязывать контакты с людьми абсолютно любого уровня (в том числе вне команды), постоянно исследует новые возможности, в курсе последних тенденций в области образования, всегда готов принять брошенный ситуацией вызов. Я бы еще назвала этого человека хорошим пиарщиком, так как именно он информирует о работе команды внешнее окружение, часто вербует новых союзников, как правило, это контакты, за количеством которых просто иногда невозможно уследить. Даже если этот человек не знает ответа на какой то вопрос или затрудняется с решением какой-либо проблемы, он всегда найдет в своем телефоне контакт человека, с которым можно проконсультироваться. Как правило, это заместитель директора по развитию, но я знаю чудесную школу, где под это описание подходит заместитель директора по АХР.

«Баба-Яга против!!!». Помните, как в том фильме – «Так давайте же воспитаем Бабу-Ягу в своем коллективе! В нашем случае было бы более правильно, если бы это был новый человек в школе: так его работа будет более продуктивной. Этот человек должен обладать  трезвым умом, быть эмоционально уравновешен и рассудителен. Ему присущи такие качества, как здравость суждений и осторожность. Как правило, он малообщителен, неспособен мотивировать людей, часто ему присуща некоторая твердолобость. Постоянно даёт критическую оценку всему происходящему, оценивает достижение промежуточных результатов и качество командной работы в целом, следит за соблюдением сроков и планов. Я думаю, что все из нас в этом описании узнали заместителя руководителя по контролю качества образовательного процесса.

«Умница, красавица, комсомолка, спортсменка». Этого человека любят и ценят буквально все, он очень социально ориентирован, мягок, чувствителен, лоялен по отношению к команде, реагирует на проявление чувств и эмоций, знает по именам всех детей и внуков, беспокоится о здоровье буквально каждого члена коллектива, часто оценивает ситуацию на уровне интуиции, которая у него, кстати, очень развита. При этом способен адекватно реагировать на людей и ситуации, в курсе всего, что происходит в школе, поддерживать моральный климат команды. Для такого командного игрока жизненно необходимы внимательное отношение и забота. В критические моменты может быть нерешителен, иногда может забыть о порученном деле. Ответственность и пунктуальность не являются его сильными сторонами. Я уверена, что у каждого из нас в коллективе есть учитель, а может быть, педагог-организатор или профорг (что на мой взгляд, идеально), который всё про всех знает, со всеми общается, все этого человека любят, он неконфликтен, и вроде бы ни чего такого не делает, но если он вдруг заболел…. в коллективе начинаются распри, взаимные упреки и недовольство самими собой, родителями и детьми растут в геометрической прогрессии.

«Человек, способный сделать конфетку буквально изо всего». Этот человек очень педантичен, размерен в своих действиях, пунктуален и аккуратен. Лучше всего у него получается  наносить завершающие «штрихи», «наводить лоск», готовить презентации и продавать публике готовый продукт, в этом ему нет равных. Склонен очень сильно беспокоиться о мелочах, иногда стремиться форсировать события, чтобы быстрее перейти к своему этапу работы. Получает колоссальное удовольствие от работы, связанной с доводкой задачи до полного соответствия требованиям. Такие люди тоже необходимы в команде, в некоторых школах эту роль может брать на себя и сам руководитель. Но правильнее, на мой взгляд, действительно найти в своей команде человека, который реально получает от этого процесса удовольствие.

«Рабочая лошадка». Ну куда же без них!!! Они консервативны и вне зависимости от возраста, обязательны предсказуемы. Всем нам понятно, что эти люди должны обладать организаторскими способностями, здравым смыслом, быть дисциплинированны и работоспособны. При этом они зачастую негибки, невосприимчивы к неподтвержденным идеям, осторожны во взглядах и суждениях. Стараются любые идеи перевести на язык практического применения, работают вдумчиво и аккуратно. Они легко справляется с большими объемами работы в ограниченные сроки. Очевидно, что и без таких людей команда не сможет функционировать эффективно. Чаще всего эту функцию в образовательном учреждении выполняет секретарь, но это может быть и специалист кадровой службы, бухгалтер или контрактный управляющий.

Всем нам совершенно понятно, что характеристика командных ролей – это очень важно, но каждому из нас хотелось бы получить какой-то практически применимый инструмент, который вот уже сейчас поможет нам определить уровень эффективности управленческой команды. Именно поэтому я предлагаю Вашему вниманию пошаговый тест, разработанный Меридит Белбин, предложив который членам своей команды, Вы сможете многое узнать о ее структуре, внутренних связях, и, безусловно, изменить ее к лучшему.

Действие 1. Перед Вами семь кейсов, описывающих ваши индивидуальные особенности при работе в составе команды. Для каждого кейса предложены восемь вариантов ответов (они обозначены буквами от а до з). Вам нужно определить, насколько точно тот или иной вариант из предложенных восьми соответствует вашим представлениям о себе как о члене команды, и выставить по каждому пункту от а до з баллы по следующему правилу:

• для работы с каждым кейсом дается 10 баллов, которые вы можете распределить, как захотите;

• каждый пункт от а до з может получить любое количество баллов от 0 до 10, но их сумма должна составлять 10 баллов (например, Вы можете все баллы отдать одному пункту, тогда остальные получат 0 баллов, или Вы выбираете 3-4 пункта и распределяете 10 баллов между ними произвольным образом), можно также распределить 10 баллов между всеми восемью пунктами.

Кейс 1:«Вы уверены, что можете быть полезны команде своей способностью…»

а) быстро и точно оценивать и использовать вновь открывающиеся возможности;
б) плодотворно работать в одном коллективе с самыми разными людьми;
в) выдвигать новые идеи;
г) принимать жесткие решения, если Вы убеждены, что они в конце концов приведут к положительным результатам и улучшат работу организации;
д) цементировать общие усилия и подводить итоги;
е) мотивировать людей на сотрудничество, иметь возможность получить от них помощь всякий раз, когда чувствуете, что она необходима в решении командных задач;
ж) предвидеть, какие идеи, планы, замыслы реалистичны и будут работать;
з) быть настойчивым в решении изменения способа деятельности в том случае, если традиционные способы не приводят к необходимым результатам.

Кейс 2: «Если в Вашей работе в составе команды и присущи какие-то недостатки, то это потому, что Вы…»

а) ощущаете себя слишком неуютно на собраниях, которые плохо спланированы и организованы;
б) чересчур терпимо относитесь к чужим точкам зрения, даже если они недостаточно четко сформулированы;
в) предрасположены вести слишком много разговоров обо всем и со всеми в процессе обсуждения новых идей;
г) не можете, да и не хотите всегда находить общий язык с коллегами;
д) часто излишне жестоки и авторитарны, когда необходимо обеспечить выполнение какой-либо конкретной задачи;
е) слишком щепетильны к сложившимися в команде отношениями;
ж) очень увлекаетесь озаряющими Вас идеями, что иногда теряете контроль над событиями реальной жизни;
з) необоснованно много заботитесь о деталях и возможных неудачах.

Кейс 3: «Когда Вы работаете над проектом совместно с другими коллегами, то…»

а) коллеги поддаются Вашему влиянию, хотя Вы не стремитесь оказывать на них давление;
б) благодаря Вашей бдительности, Вы не допускаете ошибок по невнимательности;
в) на Вас можно положиться в том, что касается организации выполнения работ;
г) Вы всегда готовы предложить что-то оригинальное и действительно новое;
д) Вы всегда готовы поддержать стоящее интересное предложение;
е) Вы внимательно следите за самыми свежими идеями и новыми разработками в различных смежных областях;
ж) Вы уверены, что Ваша рассудительность и здравый смысл всегда помогут Вам принять единственно правильное решение;
з) Вы всегда стараетесь как можно быстрее перейти к реальной работе, чтобы избежать пустой траты времени.

Кейс 4: «Характерная особенность Вашего подхода к работе в составе команды состоит в том, что…»

а) Вы стремитесь ближе и лучше узнать своих коллег;
б) Вы не боитесь противопоставить свое мнение мнениям других или разделить мнение меньшинства;
в) Вам обычно удается аргументированно «провалить» неудачное и неинтересное предложение;
г) Вам кажется, что у Вас талант организовывать реальную, практическую работу;
д) Вы предпочитаете избегать очевидных путей решения проблем и обычно предлагаете что-нибудь неожиданное и нестандартное;
е) за какую бы задачу Вы не брались, Вы стараетесь придать ей черты совершенства и  законченности;
ж) Вы всегда стремитесь использовать свои связи вне команды для общей пользы;
з) если Вы заинтересованы со всех точек зрения, то Вы принимаете решения быстро и без колебаний.

Кейс 5: «Вы получаете удовлетворение от работы в составе команды потому, что…»

а) Вам нравится анализировать различные ситуации и оценивать и просчитывать возможные варианты;
б) Вам интересно находить пути практического решения проблемы;
в) Вам нравится чувствовать, что благодаря Вам в команде устанавливается хороший микроклимат и теплая, дружеская рабочая обстановка;
г) Вы способны оказывать серьезное влияние на принятие решений, лоббировать выгодные именно Вам идеи;
д) у Вас есть возможность знакомиться с людьми, способными предложить что-то новое и интересное;
е) Вы способны убедить людей согласиться с необходимостью предпринять определенные действия;
ж) Вы интуитивно чувствуете, в какой момент следует уделить все ваше внимание отдельным этапам работы;
з) Вы стараетесь находить такие направления в работе, которые развивали бы Ваше воображение, таланты и интеллектуальные способности.

Кейс 6: «Если Вам неожиданно предлагается решить трудную задачу за ограниченный промежуток времени и в сотрудничестве с незнакомыми Вам людьми, то Вы…»

а) предпочтете взять тайм-аут для того, чтобы сосредоточиться, подумать наедине с самим собой;
б) готовы взяться за решение этой задачи, но только в сотрудничестве с людьми, проявившими наиболее конструктивное отношение к работе, лояльность по отношению друг к другу и к Вам лично;
в) попытаетесь найти способ распределить задачу в соответствии с тем вкладом, который реально могут внести в ее решение конкретные сотрудники;
г) мобилизуете все Ваши усилия на то, чтобы обеспечить соблюдение графика выполнения задания;
д) способны сохранить самообладание, ясность мысли и  критическую оценку происходящего;
е) будете твердо идти к цели, невзирая на внешнее давление и сопротивление принятому плану действий;
ж) будете готовы взять на себя конструктивное руководство, если почувствуете, что Ваша команда не может добиться успеха;
з) организуете общее обсуждение с целью стимулировать рождение новых мыслей и сдвинуть с «мертвой точки» практическую работу.

Кейс 7: «Что касается проблем, с которыми Вам приходится сталкиваться при работе в команде, то…»

а) Вы склонны проявлять нетерпимость в отношении людей, которые, по Вашему мнению, препятствуют прогрессу в работе;
б) Ваши коллеги могут критиковать Вас за чрезмерную аналитичность и недостаточную интуицию;
в) Ваше стремление обеспечить надлежащее завершение работы иногда критикуется и воспринимается «в штыки»;
г) Работа может быстро наскучить Вам, поэтому приходится полагаться на других членов команды;
д) Вам трудно выполнять работу, если ее цели определены нечетко или не понятны Вам;
е) Временами Вы не слишком успешно излагаете сложные мысли и идеи, приходящие Вам в голову;
ж) Вы не считаете возможным требовать от других того, чего не в состоянии сделать сами;
з) Вы теряете уверенность, если, отстаивая свое мнение, сталкиваетесь с открытой оппозицией и неприязнью.

Действие 2. А сейчас давайте подсчитаем баллы и определим рейтинг каждой роли. Перенесем оценки в таблицу 1, помещая их рядом с буквой, обозначающей каждый вариант ответа. Заполнив все семь строк, просуммируем баллы в каждом столбце, соответствующем определенной роли, и запишем результаты в строке «Итого» таблицы 1. Для этого используем таблицу 2 и определим рейтинг каждой роли (он может быть низким, средним, высоким или очень высоким).

Таблица 1. Анализ самооценки и представленности ролей.

Кейсы Количество баллов по каждому выбранному высказыванию
 1 г — е — в — а — з — б — д — ж-
 2 б — д — ж — в — г — е — з — а —
 3 а — в — г — е — ж — д — б — з —
 4 з — б — д — ж — в — а — е — г —
 5 е — г — з — д — а — в — ж — б —
 6 в — ж — а — з — д — б — г — е —
 7 ж — а — е — г — б — з — в — д —
Итого баллов
Роли «Главный по тарелочкам» «Тяни-толкай» «Креативщик» «Человек, открывающий все двери» «Баба-Яга против!!!» «Умница, красавица, комсомолка, спортсменка»  «Человек, способный сделать конфетку буквально изо всего» «Рабочая лошадка»

Таблица 2.  Рейтинг командных ролей.

Роль Рейтинг низкий, если роль набрала: Рейтинг средний, если роль набрала: Рейтинг высокий, если роль набрала: Рейтинг очень высокий, если роль набрала свыше: Ваш рейтинг роли:
«Главный по тарелочкам» 0 — 6 баллов 7 — 11 баллов 12 — 16 баллов 16  баллов
«Тяни-толкай» 0 — 8 баллов 9 — 13 баллов 14 — 17 баллов 17 баллов
«Креативщик» 0 — 4 баллов 5 — 8 баллов 9 — 12 баллов 12 баллов
«Человек, открывающий все двери» 0 — 6 баллов 7 — 9 баллов 10 — 11 баллов 11 баллов
 «Баба-Яга против!!!» 0 — 5 баллов 6 — 9 баллов 10 — 12 баллов 12 баллов
«Умница, красавица, комсомолка, спортсменка» 0 — 8 баллов 9 — 12 баллов 13 — 16 баллов 16 баллов
 «Человек, способный сделать конфетку буквально изо всего» 0 — 3 баллов 4 — 6 баллов 7 — 9 баллов 9 баллов
«Рабочая лошадка» 0 — 6 баллов 7 — 11 баллов 12 — 16 баллов 16 баллов

Мне хотелось бы надеяться, что искра интереса к этой проблематике превратилась в яркий костер, и Вам непременно удастся ознакомиться с трудами такого замечательного автора, как Меридит Белбин и на практике применить приведенный мной тест для апробации на своей управленческой команде. Ну и конечно же, я уверена в том, что Вы с нетерпением ждете выхода в свет заключительной части трилогии, в которой пойдет речь об этапах развития управленческой команды. Если у Вас возникли вопросы, я с удовольствием отвечу на них по электронной почте: bmw080588@gmail.ru.

Список литературы:

1. Дерзкова Н.П. Команда: этапы становления и поведение руководителя // Директор школы. 1996. № 1.
2. Максвелл Д. Золотые уроки: Работа в команде. М.: Альпа Паблишер, 2014.
3. Belbin M. Management Teams. 1981.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.