Рубрики
Дошкольное образование

Использование мелкого строительного материала в образовательной деятельности дошкольников

Как помочь ребенку-дошкольнику овладеть навыками ориентировки в пространстве, развить точность в движениях, улучшить координацию, развить мелкую моторику?

0
Долгополова Мария Михайловна,
воспитатель ДО (Глубокий переулок, 3)
ГБОУ «Школа с углублённым изучением иностранного (английского) языка № 1241» г. Москвы,
marydolg@mail.ru

Как помочь ребенку-дошкольнику овладеть навыками ориентировки в пространстве, развить точность в движениях, улучшить координацию, развить мелкую моторику? Использование мелкого строительного материала, включающего в себя основные строительные детали, такие как кубики, кирпичики, призмы, пластины, кроме вышеназванных развивающих задач также помогут дошкольнику научиться:

 ориентироваться в пространственных свойствах вещей (форме, положении, размерах);

 видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;

 работать в парах, группах: научиться распределять обязанности, действовать  в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу (Фото 1).

Фото 1 

Строительный материал может использоваться в организованной познавательной деятельности. Работа строится последовательно, руководствуясь принципом «от простого к сложному». В процессе ознакомления со строительными деталями дети узнают, как графически можно изобразить деталь с трех позиций: вид спереди, вид сверху, вид сбоку. Далее переходят к работе с простейшими комбинациями из 34 деталей. Постепенно дети учатся читать схематические изображения, возводить по ним постройки, сами составляют схемы готовых и будущих построек. Использование современных ИКТ технологий позволяет работать со схематическими изображениями на планшете, компьютере, моделировать постройки, достраивать их, давая детям навыки обращения с современными видами оборудования.

Использование строительного материала в свободной деятельности детей трудно переоценить. Игры с ним носят творческий характер, предполагают наличие у детей игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, работу воображения, интерес детей к процессу деятельности (Фото 2).

Фото 2

Конструирование из строительного материала может быть включено в сюжетную игру и игру-драматизацию, обогащая игровое содержание  и позволяя объединяться группам детей. Также строительный материал может использоваться в оформлении групповых помещений – уголков дорожного движения, театрального уголка, выставок работ детского творчества (Фото 3).

Фото 3

Варианты игровых упражнений с мелким строительным материалом:

«Создай постройку и расскажи о ней»

Дети из строительного материала создают постройку по замыслу. После выполнения задания дети рассказывают  о своей постройке по предложенному плану: назвать постройку, рассказать, для кого она предназначена, для каких целей и т.п. (Фото 4).

Фото 4

«Узнай деталь по чертежу»

Детям предъявляются карточки, на которых изображены строительные детали, вид с трех сторон: спереди, сверху, сбоку. Так, узким прямоугольником может быть обозначен брусок, кирпичик с узкой стороны, цилиндр. Узнать деталь помогут изображения со второй и третьей позиций. Детям предлагается определить деталь и доказать свой выбор. Дети старшего дошкольного возраста работают с  чертежами деталей в масштабе 1:1, прикладывают строительную деталь к чертежу с трех позиций. Детям подготовительной группы можно предложить чертеж в другом масштабе (Фото 5).

Фото 5

«Создай постройку по заданному чертежу»

Различные здания и сооружения  придумывают архитекторы, выполняют  чертежи, а строители по этим чертежам создают постройки. Предложить детям  построить по заданному чертежу. Усложненный вариант этого задания — использование изображения постройки с двух или трех позиций: спереди, сверху, сбоку (Фото 6).

Фото 6

«Найди указанное место по чертежу»

В готовой постройке предложить детям найти  конкретное место, используя игровую ситуацию (сокровищница во дворце, или место для кухни, и т.п.). Детям указывается место на чертеже. Найдите это место и обозначьте его с помощью игрового предмета (ларца, фишки, столика и т.п.).

«Помоги восстановить постройку»

Создание игровой ситуации: подул очень сильный ветер, он превратился в ураган и частично разрушил постройку. Помогите восстановить постройку. Это игровое упражнение можно использовать и с использованием ИКТ-технологий (Фото 7).

Фото 7

«Работа в парах: архитектор-строитель»

Дети работают в парах. Один ребенок  архитектор, он придумывает постройку и выкладывает ее из картонных  заместителей строительных деталей (фронтальная проекция). Второй ребенок  строитель, он воспроизводит постройку из деталей конструктора. Аналогичную работу можно выполнить с использованием планшета: архитектор создает постройку на планшете, строитель – в объеме из строительных деталей (Фото 8).

Фото 8

«Тематическая физкультурная минутка»

Использование тематических физкультурных минуток позволяет сохранить игровой замысел организованной деятельности в течение длительного времени, а также дает возможность отдохнуть и восстановить работоспособность.

Мы строгали, мы строгали  (дети имитируют работу рубанком)

доски ровненькими стали,

Мы пилили, мы пилили, (дети «работают» пилой)

Чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком, (широкий разворот слева направо)

Забивали молотком, (дети «работают» молотком)

Получился птичий дом (в воздухе рисуем дом двумя руками).

Мы на улицу идем, (шаги на месте)

Чтобы птицы прилетали, (широкие махи руками)

А котята не достали (погрозили пальчиком).

«Конструирование под влиянием музыкальных впечатлений»

Еще одним интересным видом работы со строительным материалом является конструирование  под влиянием музыкальных впечатлений. Прослушав классическое произведение, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского, дети создают свои постройки и потом рассказывают о них.

«Конструирование по мотивам сказок»

Конструирование по мотивам сказок учит детей работать в парах, малыми группами, договариваться о предмете строительства и распределению обязанностей, позволяет  создавать развернутые конструктивные композиции по мотивам литературных произведений (Фото 9).

Фото 9

Игры со строительным материалом открывают широкие возможности для проявления детской инициативы, умственной и двигательной активности.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете наглядно увидеть в фильме варианты использования мелкого строительного материала в  образовательной деятельности дошкольников (Изображение 1).

Изображение 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.