Рубрики
Дошкольное образование

Использование компьютерной игры «Зоопарк» («Ферма») на индивидуальных занятиях по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Представить себе современный мир без компьютерных технологий уже невозможно. Нередко можно видеть, как маленький ребёнок, который ещё не умеет говорить, пользуется электронным гаджетом. Это предъявляет качественно новые требования к работе учителя-логопеда. Использование компьютерных технологий должно обеспечивать вариативность коррекционно-образовательного и коррекционно-воспитательного процесса, насыщать его элементами новых технологий развития.

0
Большакова Ирина Васильевна,
учитель-логопед ДО № 6
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1412»,
vityuchka@yandex.ru

Представить себе современный мир без компьютерных технологий уже невозможно. Нередко можно видеть, как маленький ребёнок, который ещё не умеет говорить, пользуется электронным гаджетом. Это предъявляет качественно новые требования к работе учителя-логопеда. Использование компьютерных технологий должно обеспечивать вариативность коррекционно-образовательного и коррекционно-воспитательного процесса, насыщать его элементами новых технологий развития.

Компьютерная игра «Зоопарк» (второй вариант – «Ферма») предназначена для развития психологической базы речи, расширения семантического поля и повышения уровня грамматической и фонологической компетенции детей дошкольного возраста.

Развитие психологической базы входит в структуру коррекционной работы по развитию речи.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия [1], [2] отмечали существование первичной психологической базы для формирования речи: внимания, восприятия, памяти, мышления.

Внимание и память – одни из базовых аспектов для развития высших психических функций, они входят в структуру коррекционной работы.

Развитие произвольного внимания, умения сконцентрировать его на конкретном задании.

Задание: запомни в каком порядке расположены животные. Найди две одинаковых картинки, открой их, и они исчезнут. И чем быстрее ты это сделаешь, тем лучше будут твой личный рекорд. Результаты отображаются в таблице рекордов. На следующем занятии мы сможем сравнить твои результаты с результатами других ребят и попытаться их улучшить.

В игре присутствует соревновательный мотив. Таким образом, у детей развивается стремление добиваться ещё более высоких результатов. При этом необходимо не забывать о создании доброжелательной атмосферы, комфортного микроклимата, отмечать у детей даже небольшие успехи.

Одна из задач этой игры – это развитие зрительной кратковременной памяти, развитие памяти на линейный ряд.

Кратковременная память кроме объёма характеризуется линейностью. Память на линейный ряд – это основа для овладения фразой, так как в фразе все слова расположены в строго заданной последовательности. Сформированность линейной базы важна для овладения любым видом анализа: анализ предложения, звуковой анализ слова, слоговой анализ.

Задание: открой картинки, запомни, как они расположены и назови в том же порядке.

Для детей подготовительной группы объем памяти на линейный зрительный ряд в начале года составляет 7 + 2 элементов, а в конце года – 11 элементов.

Расширение семантического поля ребёнка  это ещё одна из возможностей использования этой игры.

Введение новой лексики в речь детей очень важный этап в силу того, что именно он формирует у детей языковые и речевые навыки.

Необходимо развивать как качественный, так и количественный словарный запас детей.

Открывая ту или иную картинку, спрашиваем ребёнка:

 Кто где живёт?

 Кто как голос подаёт?

 Какую пользу приносит людям?

 Как за ними надо ухаживать?

 Как называются детёныши животных?

 Кто у них мама, папа?

Особое внимание уделяем увеличению словаря прилагательных, введению его в речь ребёнка.

 Скажи, а тигр он какой? А ещё какой?

Игра способствует развитию грамматической компетентности ребёнка.

В процессе игры формируем навыки словообразования.

Образование притяжательных прилагательных:

 Чей это хвост, уши, голова…

 Как можно сказать по-другому?

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с уменьшенным и увеличенным значением (умение образовывать новые слова суффиксальным способом):

 Скажи ласково (кошкакошечка).

– Это кот, а это котище.

Игру можно использовать для развития способностей к описательному рассказу как наиболее сложному виду связной речи. Можно предложить ребёнку несколько карточек и попросить описать животное. Предложить проблемные ситуации:

 Потерялась кошка (карточки с кошкой, собакой и другими животными – вариант «Ферма»). Нам надо описать её так, чтобы её смогли узнать и найти. Вы нашли потерявшуюся собаку. Вам нужно дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал собаку по описанию.

– У друга вы увидели кошку. Расскажи маме, какая она.

Игра предназначена и для развития фонологической стороны речи. Задание:

 Открой картинку, назови животное и скажи (можно открыть несколько картинок в произвольном порядке и выбрать понравившуюся):

 Какой первый (последний) звук ты слышишь в этом слове?

 Назови по порядку все звуки в этом слове.

 Сколько всего звуков в этом слове?

 Отхлопай и скажи сколько слогов в этом слове?

Эта игра также позволяет решать задачи экологического и нравственного воспитания, учит ценить, любить и беречь живую природу, развивает умение сопереживать и жить в гармонии с окружающим миром. Можно провести беседу о Красной книге, о заповедниках. о том, что делает наша страна в деле сохранения редких животных (карточка с тигром). В разделе с домашними животными («Ферма») поговорить о проблеме бездомных животных, о том, как им можно помочь.

Компьютерная игра несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Включение в индивидуальное занятие компьютерных игр и программ делает занятие более интересным и динамичным, обеспечиваетличностно-ориентированный подход, повышается уровень познавательных возможностей ребёнка. Это многократно усиливает мотивацию к обучению, всегда вызывают у детей яркую эмоциональную реакцию, интерес к логопедическим занятиям. Часто дети сами просят взять их на занятия, интересуются, будут ли они заниматься на компьютере.

Игра в прилагаемой заархивированной папке (инструкция по установке в файле «Установка.txt»). Архив с игрой Вы можете скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/cJM0ks66j9z23 (дата обращения: 8.10.2015).

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1990.
2. Лурия А.В. Основы нейропсихологии. М., 2000.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.