Рубрики
Дошкольное образование

«Путешествие в Древний мир» (сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста)

Множество загадок, тайн, секретов хранит история человечества, и чем она древнее, тем больше интересного она сможет нам рассказать. Как же её лучше изучать? Как сделать историю интересной и увлекательной для детей дошкольного возраста?

0
Бахтова Елена Васильевна,
воспитатель высшей категории ДО-3
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1799 «Экополис»»,
bahtova@mail.ru

Множество загадок, тайн, секретов хранит история человечества, и чем она древнее, тем больше интересного она сможет нам рассказать. Как же её лучше изучать? Как сделать историю интересной и увлекательной для детей дошкольного возраста?

Дошкольники – народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что-нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Ребенку действительно очень важно понимать, откуда он произошел, какова история его семьи, рода, страны, история других государств.

Ребенку важно дать ощущение прошедшего времени через рассказы о быте и людях той или иной эпохи. Именно поэтому мы начали путешествие в историю с изучения древнего мира и поиграли с ребятами в пещерных людей.

Предлагаю Вашему вниманию разработанный мной конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Древний мир».

Программное содержание:

• Познакомить детей с жизнью первобытного человека.

• Воспитывать интерес к истории развития человека.

• Развивать любознательность.

• Расширять поисково-познавательную деятельность детей.

• Учить правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.

• Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

• Развивать память, логическое мышление, речь, интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

• Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

Активизация словаря: жилище, пещера, племя, священный огонь, тотем, наскальные рисунки.

Материалы и оборудование: «машина времени», пещера, шкуры животных, «священный огонь», камни и палочки для «разведения» костра, силуэты животных, листы бумаги, «водопад», марципан, шпажки, угольки.

Музыкальное оформление: аудиозаписи – звук «Машина времени», «Звуки животных», «Звуки воды»,«Звуки природы».

Предварительная работа:

Чтение книг и энциклопедий по теме «Древний мир».

Конспект игры «Путешествие в Древний мир»

– Ребята, посмотрите, что я нашла рядом с группой. Как вы думаете, что это такое? (Машина времени.)

– Кто-нибудь может объяснить, что такое машина времени и зачем она нужна? (Механизм, с помощью которого можно путешествовать во времени.)

– Интересно, куда же мы можем попасть с помощью этой машины времени? (Дети рассматривают картинки и надписи на машине времени. Делают вывод, что можно попасть в Древний мир.)

– Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто-нибудь хочет отправиться в путешествие со мной? А вдруг путешествие окажется опасным: нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь?

Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени.

Приготовились!

Звучит аудиозапись – звук «Машина времени».

– Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить,

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкура на них была.

– Смотрите, перед нами первобытная пещера! (Перед детьми стилизованная пещера, вокруг которой разбросаны маленькие камни и палочки.)

– Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что есть в пещере. (Из «пещеры» достаем детям «шкуры».)

– Что ели первобытные люди? На чем они готовили пищу? (Ответы детей.)

– Давайте и мы с вами разведем огонь. Как же нам добыть огонь, ведь ни спичек, ни зажигалок у древних людей не было? (Дети пытаются добыть огонь с помощью камней и палочек. Воспитатель «заготавливает» ветки для костра. Разводим бутафорский огонь.)

– У нас с вами всё получилось! Садитесь вокруг огня.

Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.

Один ребенок показывает, остальные отгадывают. Например:

1. Я хочу есть.

2. Я видел большого мамонта за горой.

3. Пора идти на охоту.

4. Я устал и хочу спать.

– Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя. У каждого племени было свое священное животное – тотем. Люди верили, что это животное их оберегает, приносит им удачу на охоте. Давайте и мы с вами выберем священное животное, которое будет оберегать наше племя. (Дети предлагают священное животное, объясняют свой выбор.)

– Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (Охота, добыча еды.)

– Что делали древние люди, чтобы охота была удачной? (Они исполняли ритуальный танец.)

– Да, наши предки верили, что охота будет удачной, если перед предстоящей охотой исполнить ритуальный танец, в котором люди просили священное животное своего племени помочь им в удачной охоте, послать легкую, но богатую, крупную добычу. И показывали, какие смелые люди идут охотиться.

Вы хотите исполнить такой танец?

А чтобы священное животное скорее услышало нас, мы будем издавать громкие шумовые звуки. (Детям раздаются коробочки от киндер-сюрпризов с различным наполнением. Исполняется ритуальный танец.)

– Ребята, а вдруг наш огонь погаснет, пока мы будем охотиться. Давайте попросим «старейшин»-гостей, хранить наш огонь, поддерживать его. (Гостям-«старейшинам» раздаются бусы.)

– Как же мы с вами будем охотиться на животных? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней. А мы с вами сделаем из бумаги специальное оружие на древнего зверя. Скомкайте бумагу сильнее. Теперь можно отправляться на охоту, но, чтобы не спугнуть зверя, идти нужно очень тихо.

Звучит аудиозапись «Звуки животных».

(Дети делают из листов бумаги комки и сбивают ими силуэты животных. Подводится итог: ребята называют животного, в которого попали бумажным комком.)

– Славно поохотились, богатая добыча. Спасибо нашему священному животному. Что ж, пора возвращаться к пещере.

На обратном пути звучит аудиозапись «Звуки воды».

– Ребята, кажется, я слышу звук водопада. Не хотите помыть руки после удачной охоты? (Из кувшина поливаем на руки. Внизу стоит ведро или тазик.)

– Ребята, а полотенец-то не было у древних людей! Как же нам руки высушить?

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

– Вот мы и пришли. Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?

Кладем добычу  ** в костер. Ждем.

Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится?

По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать? (Из костра достаются готовые «куски» добычи – марципан на шпажках. Дети едят.)

  

– Ребята, вам нравится наша пещера? Не хотите ли вы ее украсить. Чем же древние люди украшали стены своей пещеры?

Наши предки на стенах пещеры запечатлевали самые важные и интересные моменты своей жизни.

У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью на стенах нашей пещеры нарисуем то, что видели сегодня, что больше всего понравилось.

Звучит тихая музыка «Звуки природы». Дети рисуют на обоях угольками.

  

– Через некоторое время гудит «машина времени».

Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть?

Дети решают, кто возвращается, а кто хочет остаться.

– Я бы с удовольствием осталась, но мне пора. Кто возвращается со мной – вставайте ближе к машине времени. Кто хочет еще немного задержаться, не забудьте, чтобы вернуться обратно, вам надо нажать на кнопку, под которой изображен детский сад.

Возвращение!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.