Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Возможности образовательного комплекса в организации работы с активом

Территориальная разобщенность школьных отделений (структурных подразделений) ослабляет мобильность деятельности вожатых и ученического актива. Организация дел замедляется, контактность заметно снижается. Главная причина этому – время преодоления расстояний между отдельными корпусами. 

0
Деров Михаил Борисович,
куратор ученического самоуправления
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
tamerlan_derov@mail.ru

Когда несколько школ района становятся единым образовательным пространством, возникающие при интеграции трудности можно условно разделить на следующие группы:

• территориальная разобщённость школьных отделений;

• увеличенный объём работы и нагрузки вожатых;

• слабая контактность учащихся из разных школьных отделений.

Территориальная разобщенность школьных отделений (структурных подразделений) ослабляет мобильность деятельности вожатых и ученического актива. Организация дел замедляется, контактность заметно снижается. Главная причина этому – время преодоления расстояний между отдельными корпусами.

В современных реалиях очень редко можно встретить в школе освобожденного старшего вожатого, который бы занимался одной только работой с ученическим самоуправлением или детским общественным объединением. Чаще – это учитель или иной педагогический работник, совмещающий должность вожатого со своей основной нагрузкой. В условиях реорганизации учебных заведений объём работы отдельных сотрудников существенно возрастает. При этом раздвигается и поле деятельности вожатых; увеличивается число детей, количество совместных дел и отчетности.

Типичными стали ситуации, когда в процессе объединения школ в одно образовательное пространство, соединяются школы с разными потенциалами, в том числе и потенциалами учебной деятельности учащихся. «Сильные» и «слабые» школы вынуждены отныне тесно сотрудничать друг с другом и вести совместную образовательную и воспитательную работу. Что из этого выйдет  покажет время. А в рамках открытого вопроса можно говорить о проблеме разобщенности детей, разделенных до объединения не только расстоянием, но и успеваемостью, мотивацией, а иногда и конкуренцией. Отныне им приходится находить общий язык и работать «плечо к плечу», достигая совместно поставленных целей. Процесс такой интеграции может быть весьма затруднительным.

Опыт работы в образовательном комплексе показывает, что проблемы эти решаемы. При совместной работе школьного актива, вожатых, педагогического коллектива и школьной администрации можно сглаживать, направлять в нужное русло, решать эти и другие подобные проблемы, с которыми сталкиваются все заинтересованные лица в процессе работы с активом учащихся вновь созданных образовательных комплексов.

Массовость, широкая вариативность кадрового состава активных групп при организации работы со школьным активом учащихся является самым главным достоинством образовательного комплекса.

Действительно, большое количество учащихся всех школьных отделений – это потенциально большее количество активистов и лидеров ученического самоуправления комплекса. Вероятность проявления лидерских качеств учащихся прямо пропорциональна количеству школьных отделений. Это создает благоприятную атмосферу для творчества и реализации деятельности вожатых в обозначенном направлении.

Каждое школьное отделение созданного образовательного комплекса может стать площадкой для проведения вожатских и ученических дел не только в рамках школы-комплекса, но и за её пределами. Этот факт хорошо учитывать при планировании работы ученического самоуправления на учебный год. Периодические походы учащихся одних школьных отделений к другим интегрируют ученическую общественность в однородное, правильно мотивированное сообщество активистов. Это также положительно сказывается на достижении целей воспитательной работы.

Несомненным плюсом для реализации социального направления деятельности со школьным активом является расположение образовательного комплекса, его принадлежность к конкретному району города в расширенных границах, включающих в себя все школьные отделения, которые иногда охватывают достаточно обширные территории. Вокруг образовательного комплекса (по сравнению с обычной школой) увеличивается количество социальных объектов инфраструктуры (детских садов и больниц, приютов и библиотек, досуговых центров и детских домов, спортивных и торговых комплексов, воскресных и церковно-приходских школ, музеев и парков, жилых кварталов и детских площадок и т. д.), что существенно раздвигает рамки социальной работы и формирования гражданской ответственности среди учащихся комплекса.

Необходимо также отметить, что осуществление работы в рамках целого образовательного комплекса, с большим количеством по-разному мотивированных учащихся, позволяет оптимизировать процесс формирования преемственности ученического актива. Изначально расширенный охват учащихся, привлеченных к социально-значимой деятельности, может позволить долгосрочное планирование работы самоуправления комплекса с реализацией планов,  намеченных даже на слабо обозримое будущее. Дети разных возрастов, вовлеченные в совместную деятельность, выстраивают не только свою траекторию развития, но и мотивируют своих товарищей, побуждая их к развитию лидерских и личностных качеств, совершенствованию себя в перспективе.

Кроме того, все дела, все мероприятия и вся работа ученического самоуправления в целом, осуществляющаяся в рамках комплекса или за его пределами, обретает совершенно новый масштаб, новую значимость, новое информационное освещение – всё в расширенных рамках. Эта работа становится достоянием не только одного школьного отделения или образовательного комплекса – она обращает на себя внимание района, округа, а иногда и города! Возможности информационного освещения деятельности ученического самоуправления комплекса потенциально безграничны. Заметки в школьных СМИ, размещение информации на сайте комплекса, на страницах социальных сетей, а также в газетах и журналах района и округа – всё это наилучшим образом сказывается на работе с активом, увеличивая его рейтинг и облегчая агитационную работу среди учащихся.

Очевидно, что подробно осветить все вопросы, которые могут возникнуть при дискуссии на обозначенную тему, представляется задачей сложно выполнимой. Однако, идеи, описанные в статье, и индивидуальный опыт каждого из заинтересованных этой темой участников образовательного процесса, помогут оптимизировать сложную работу со школьным активом в нынешних условиях.

Список литературы:

1. Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Повести-сказки. Сост. Д.М. Исаков. М.: ТПО «Интерфейс», 1994.
2. Верхотурова Т.А. Об опыте организации ученического самоуправления в ГБОУ «Школа № 1238». М.: Сетевое издание ГМЦ «Слово учителю». 2015. 6 с. URL: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/578-verkhoturova-t-a-ob-opyte-organizatsii-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-gbou-shkola-1238 (дата обращения: 6.10.2015).
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель, 2010.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.: АСТ: Астрель, 2008..
5. Овчинников В.В., Лосева Н.Г., Зинькевич И.П. Настольная книга вожатого. М.: Альпина Паблишер, 2015.
6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.