Рубрики
ОРКСЭ

Методические приёмы создания учебного фильма для обучающихся по курсу ОРКСЭ и ОДНКНР

В настоящее время учебный фильм по направлению духовно-нравственного воспитания является ещё не занятой нишей, так как предмет ОРКСЭ появился сравнительно недавно. Тем не менее наличие цифрового оборудования в образовательных организациях и интерес обучающихся к работе с компьютерными технологиями делают внедрение видеоматериалов в урок и внеклассное мероприятие особенно актуальным.

0
Голубева Надежда Евгеньевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
golubevane@mosmetod.ru

В настоящее время учебный фильм по направлению духовно-нравственного воспитания является ещё не занятой нишей, так как предмет ОРКСЭ появился сравнительно недавно. Тем не менее наличие цифрового оборудования в образовательных организациях и интерес обучающихся к работе с компьютерными технологиями делают внедрение видеоматериалов в урок и внеклассное мероприятие особенно актуальным.

Учебный фильм может быть использован на этапе самостоятельного знакомства обучающихся с материалом урока через мультимедийную систему, при работе в группах, когда учебная зона оборудована несколькими ноутбуками, при закреплении материала и при блиц-опросах по увиденному. Таким образом, учебный фильм служит своеобразным «катализатором» формирования системы обучения.

Учебный фильм может быть снят группой обучающихся совместно с педагогом или родителями, объединёнными в творческую группу.

Задача учебного фильма не только обучить, но и заинтересовать обучающихся, воздействуя на визуальные, вербальные рецепторы, на эмоциональную сферу. При этом задача учебного фильма – соответствовать методическим концепциям, исторической и конфессиональной канве предмета ОРКСЭ. Всё это подразумевает выстраивание не только сценария, но и координацию съёмочного процесса, музыкального оформления, закадрового звучания. Кроме того, в коротком видео сюжете должны быть учтены все этапы современного урока: наличие гипотезы, постановка целей и задач фильма, в заключении – выход на подтверждение выдвинутого предположения или открытый вопрос.

В образовательных организациях, начиная с 1 класса, обучающиеся учатся пользоваться цифровой техникой и к 4 классу под руководством учителя могут снимать мультфильмы, видеофильмы, проводить съёмку репортажей. Следовательно, обучающихся 4–6 классов можно привлекать и к участию в создании учебного фильма.

Учебные видеофильмы, сделанные самостоятельно творческой группой, состоящей из педагогов, обучающихся и их родителей, вызывает большой интерес в классе: таким образом через эмоциональное восприятие эффект от учебного материала будет продуктивнее. Такой фильм приятно пересматривать самому и показывать другим.

Но для того, чтобы учебный фильм стал мультимедийным пособием, он должен быть правильно отсортирован, должен быть произведён грамотный отбор отснятого видеоматериала, вырезание неудачных частей или ракурсов, элементарный монтаж. Даже простое наложение соответствующей моменту музыки значительно повышает качество фильма.

Практически все образовательные организации города Москвы оснащены необходимым мультимедийным оборудованием, а современные учителя имеют такие необходимые навыки, как:

– как минимум в образовательной организации есть цифровая видеокамера или ноутбук с программой iMovie;

– учителя прошли обучение на курсах ИКТ-компетентности, следовательно, умеют обращаться с видеокамерой.

Для того, чтобы учебный фильм мог быть использован в учебном процессе, необходимо правильно заснять материал: находить правильный ракурс; съёмка объектов должна быть не быстрой или не медленной, а плавной. После съёмки приступаем к следующему этапу фильма – монтажу отснятого материала, куда входит умение использовать различные эффекты, заставки, анимирование. Но тут важно знать меру и не переборщить с количеством эффектов: если в видеоклипе или рекламном ролике различные эффекты только приветствуются, то в учебном фильме их нужно использовать в меру. Наконец, необходимо разбираться в различных видеоформатах и уметь конвертировать видеофильм в нужный формат.

В результате такой интересной творческой работы педагога и обучающихся появится учебный видеофильм, в котором есть меню, заставка, титры, внутренняя информационная насыщенность, и, конечно же, заключительная часть – выход на подтверждение выдвинутого предположения или открытый вопрос. Такой мультимедийный продукт может быть полезен в медиатеке любой образовательной организации и города.

Рассмотрим основные этапы создания учебного фильма.

1. Создание творческой группы: педагог, обучающиеся, родители. Творческая группа должна состоять из людей заинтересованных, в ней обязательно надо учитывать особенности каждого: кто-то находит литературу по теме, кто-то на натуре находит объекты для съёмки, кто-то снимает, занимается реквизитом и так далее.

2. Следующий этап – это разработка сценария, где прописывается главная идея фильма, основное содержание, заключительная часть. Не забываем, что это учебный фильм, и в нём обязательно соблюдаются законы построения современного урока – от выдвижения гипотезы до финальной точки (вывода или открытого вопроса). По курсам ОРКСЭ и ОДНКНР для главной темы можно выбрать: фильм о людях, домах, памятниках, достопримечательностях, связанных с историей православной церкви, с благотворительной деятельностью, историей храмов, монастырей Москвы и ближайшего Подмосковья; фильмы по сценариям пешеходных маршрутов по храмам, монастырям, заповедным местам города Москвы и ближайшего Подмосковья, которые могут включать рассказы об истории определённого места в городе, архитектуре сооружений, а также познавательные и творческие задания, задания исследовательского характера. Необходимо учесть актуальность данной темы, дидактическую наполненность будущего фильма, чётко представлять мини-темы, которые будут раскрываться в фильме.

Написание сценария – это канва будущего мультимедийного продукта. В этом случае фильм можно сравнить с архитектурным проектом. Здание можно возводить без чертежей, как и без сценария – создавать любой фильм, но только результат в обоих случаях будет непредсказуем. Другими словами, сценарий упрощает задачу создания фильма. Этот план вашего видеопродукта представляет идею фильма, формулируя ее четко, просто и образно. Он также необходим вам как оператору и видеоинженеру, так как правильно подскажет, какие важные моменты не упустить при видеосъемке, а также целесообразность применения спецэффектов, использование уже имеющихся видеоматериалов, фотографий и других архивных материалов. Он будет служить руководством во время монтажа, раскрывать предполагаемую структуру фильма и последовательность отдельных эпизодов, будет вашим рабочим документом.

3. Итак, сценарий написан, объекты, без которых учебная задача фильма будет не выполнена, выбраны, место закадрового звучания определено. Приступаем непосредственно к видеосъёмке.

К основам видеосъёмки можно отнести умение выбрать кадр (отдельный монтажный кусок фильма), кадрик (отдельный статический снимок), и использование трансфокация (удаление и приближение снимаемых объектов).

Композиционное построение кадра подразумевает выбор соотношений между снимаемыми объектами и самим кадром. Снимая храм или другой крупный объект, следите за тем, чтобы здания не затмевали отдельные детали или, наоборот, не выглядели непропорционально маленькими по отношению к более мелким деталям. Не располагайте центральный объект в центре кадра: более пропорционально выглядит кадр, который можно разделить на 3 части, соотношение неба и земли оптимально в пропорциях 1:3. Ещё одна рекомендация: располагая объекты следите, чтобы в кадре отступ от верхнего края был примерно в два раза больше, чем от нижнего, в противном случае будет казаться, что небо «падает» на ваш объект.

Таким образом, выбрать кадр – найти соответствующий характер и план.

Виды планов могут быть следующими:

– общий: показывает здание, памятник, ведушего в целом в окружающей обстановке;

– средний: выхватывается тот или иной объект из общего плана;

– крупный план – выделение одной детали крупно.

Улучшает качество фильма и умелое использование трансфокации. Перемещаясь с камерой назад, при движении героя или ведущего по направлению к камере, и удерживая постоянные размеры снимаемого объекта, можно получить интересный эффект: размер объекта не изменяется, а задний план уменьшается. Использование приёма трансфокации даёт и эффект приближения объекта, увеличение, поворота.

Немаловажное значение имеет и правильный выбор применения съёмочной точки ракурса. От этого зависит выразительность объекта в кадре. Нижняя точка зрения аппарата подчеркивает, например, величественность храма, монастыря, а верхняя – наоборот, ощущение его приземлённости. Однако, всегда надо иметь ввиду, что точка зрения объектива должна выбираться в соответствии с той основной задачей, которая вытекает из сценария. Выбрав план и съемочную точку, следует так расположить все объекты съемки, чтобы они были наиболее выразительными.

Правильно выбранная панорама – тоже один из ключевых моментов качества снятого фильма. На что следует обратить внимание:

• Старайтесь не поворачивать видеокамеру слишком быстро, поворот надо производить плавно, чтобы можно было успеть подробно рассмотреть в снимаемые объекты во всех деталях (поворот на 90˚ следует выполнять не менее чем за 8 секунд).

• Лучше всего при возможности использовать специальный штатив.

• Старайтесь избегать вертикальных колебаний видеокамеры при съемке панорамы.

• Начинайте и заканчивайте видеосъемку неподвижным кадром.

• При съемке панорамы не используйте трансфокацию приближения и удаления, так как это может вызвать у зрителя легкое головокружение.

• Следуйте видеокамерой за движущимся объектом, а не наоборот.

Наконец, существуют и определённые условия при использовании света. Естественно, рассказывая о храме, монастыре, вам придётся снимать не только внешнее великолепие, но и (при разрешении на съёмку служителей религиозных сооружений) внутреннее убранство.

Какие же непреложные правила освещения существуют?

• Не снимать лицом к солнцу, лучше под углом 45° от объекта.

• Не снимать при ярком заднем свете.

• Избегать большого контраста между солнечным светом и тенью.

4. Итак, фильм снят!!!! Приступаем к монтажу.

Хороший монтаж усиливает эффект от учебного фильма. Существует три основных приёма монтажа: последовательно-временной, параллельный, сравнительный.

5. Наложение музыкального и голосового оформления. На этом этапе перед вами уже практически полностью готовый материал. Звук можно накладывать на готовый фильм, а можно использовать записанный заранее на камеру голос, интервью. При этом, правда, есть опасность записать много посторонних шумов. Такой звук бывает целесообразен, когда надо подчеркнуть реалистичное событие, живой голос. Следует обращать внимание на величину громкости накладываемого голоса и музыки. Старайтесь не перекрывать музыкальным сопровождением информационный блок ведущего.

6. Последний штрих – титры, комментарии и название фильма. Здесь нет определённых правил, открыта широкая дорога вашему творчеству. Единственное, это время демонстрации кадров, которые требуют прочтения. Хорошо, если вопросы, даты были ещё и прочитаны за кадром.

И вот, наконец, учебный мультимедийный продукт готов полностью. Удачи в работе!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.