Рубрики
Физическая культура

Метод круговой тренировки как средство комплексного развития физических качеств на уроках физической культуры

В последние десятилетия широкое применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них – так называемая «круговая тренировка». Это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения. Метод круговой тренировки направлен на развитие физических качеств и на совершенствование двигательного действия.

0
Шарипова Алсу Фаритовна,
учитель физической культуры
ГБОУ г. Москвы «Школа № 51»,
sharipova-alsu@mail.ru

Актуальность. В последние десятилетия широкое применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них – так называемая «круговая тренировка». Это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения. Метод круговой тренировки направлен на развитие физических качеств и на совершенствование двигательного действия. При проведении занятий по этому методу одной из важнейших задач является, с одной стороны, моделирование специальных комплексов и выработка строгого выполнения конкретных упражнений, а с другой стороны, умение организовывать и управлять деятельность учащихся на уроках физического воспитания. Метод круговой тренировки позволяет в короткий промежуток времени провести интенсивное занятие с использованием простого инвентаря и оборудования, что очень удобно в условиях школьных спортивных залов.

Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплексе в соответствии с определенной упорядочивающей схемой. Помимо хорошего тренирующего эффекта организация занятий в форме круговой тренировки позволяет работать в условиях ограниченной площади, нехватки инвентаря, большого количества занимающихся в зале. Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952–1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б.Д. Фрактман. Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отражение в работах специалиста из ГДР М. Шолиха, отечественных ученых Л. Геркана, Х. Муртазина, М. Пейсахова, Г. Хачатурова и В.В.Чунина. Так, В.В. Чунин провел сравнительный анализ эффективности круговой тренировки и традиционных форм организации учебного процесса в ВУЗе и показал преимущество первой в совершенствовании механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Метод круговой тренировки, по мнению ряда специалистов (Матвеев Л.П., Романенко В.А., Максимова В.А., Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б и др.), является наиболее эффективным именно как метод комплексного воздействия на развитие физических качеств.

Как организовать работу по методу круговой тренировки со школьниками в уроке физической культуры в разных программных видах спорта?

Для проведения круговой тренировки в условиях школы необходим стандартный инвентарь: скамейки (8–10 шт.), скакалки (25 шт.), набивные мячи весом 0,5–5 кг. (25 шт.), гимнастические палки (25 шт.), маты (10 шт.), гимнастические стенки (8–10 пролетов), подвесные перекладины (8 шт.). В комплексы круговой тренировки включают сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения из средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Весь круг проходят от одного до трех раз слитно или интервально, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений.

В зависимости от особенностей вида спорта, круговая тренировка может включать комбинированные задания на станциях. Например, в круговой тренировке баскетболистов используются упражнения, направленные на развитие статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища и задания, направленные на технику выполнения ведения мяча или броска в кольцо, в сочетании со скоростно-силовыми упражнениями, выполняемыми в разном скоростном режиме.

В легкую атлетику для развития статической и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса, туловища, рационально включать в круг 7–8 упражнений, выполняемых в среднем темпе. Количество подходов на станциях – 2, повторений каждого упражнения – 20 раз, время выполнения каждого упражнения – 25 сек., интервал отдыха между сериями – 60 сек.

Круговую тренировку заканчивать прыжками через скакалку. Метод выполнения прыжковых упражнений – повторный. Количество серий в уроке – 3. Время выполнения прыжков – 1 минута.

В гимнастику специальные упражнения лучше включать в водную и основную часть урока. Во вводной части лучше использовать упражнения для развития статической выносливости мышц брюшного пресса. Их необходимо включать в комплексы ОРУ и выполнять в динамическом, статическом, статико-динамическом режимах. В основную часть урока следует включать элементы круговой тренировки на развитие силовой выносливости плечевого пояса и туловища. В конце основной части выполняются прыжковые упражнения.

Прыжки через скакалку, интенсивные упражнения художественной гимнастики (разновидности бега, прыжков, связки упражнений без предметов и с предметами), многократные повторения упражнений силового и скоростно-силового характера дают большой эффект в развитии выносливости. Каждое упражнение динамического характера выполняется в темпе 70–80 % от максимума.

Упражнения статического характера выполняется 5–8 сек., с интервалом отдыха в 2–3 сек. Интервал работы в 45 сек. сменяется интервалами отдыха такой же длительности.

Нагрузка увеличивается постепенно за счет сокращения интервалов отдыха между упражнениями и увеличивается длительность выполнения упражнения, сохраняется тот же темп.

Примеры круговой тренировки для комплексного развития физических качеств

1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.

2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.

3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.

4. (IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.

5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).

7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.

8. (VIII станция) Выполнять челночный бег на 10 м отрезке.

9. (IX станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.

10. (X станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.

Для того, чтобы определить насколько эффективен метод круговой тренировки нами было проведено тестирование учащихся до использования системы круговой тренировки и после 10 уроков с использованием системы круговой тренировки. Предлагалось выполнять следующие упражнения:

Тест 1

Прыжки через скакалку

Выполняется вращая скакалку вперед, прыгая на двух ногах.

Результат  количество прыжков за 1 минуту.

Тест 2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Юноши выполняют в упоре лежа, а девушки из упора на коленях. Результат – количество правильных отжиманий за 1 минуту.

Тест 3

Сгибание и разгибание туловища

Упражнение выполняется из исходного положения – лежа на спине. Испытуемый выполняет сгибание туловища до 90о, руки за головой, и возвращается в и.п.

Результат – количество сгибаний туловища за 1 минуту.

Тест 4

Прыжки через скамейку

Стоя правым (левым) боком к скамейке, испытуемый по сигналу выполняет прыжки на двух ногах через скамейку.

Результат – количество прыжков за 1 минуту.

Тест 5

Приседания

Исходное положение – стойка ног на ширине плеч. По сигналу испытуемый выполняет приседание. При этом пятки не отрываются от пола, руки вперед.

Результат – количество приседаний за 1 минуту.

В результате сравнения результатов были выявлены различия показателей: в прыжках через скакалку результаты увеличились на 17 % от исходного уровня. В прыжках через скамейку – на 11%. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа – на 12 %. В сгибании и разгибании туловища – на 11 %. В приседании результаты улучшились на 9,8 %.

Таким образом, метод круговой тренировки является эффективным средством комплексного развития физических качеств в уроке физической культуры.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и Спорт, 1988.
3. Кузнецова З.И., Трубникова Н.В. Развивать выносливость у девушек // Физическая культура в школе. 1986. № 10.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.