Рубрики
Физическая культура

Развитие двигательных реакций как основа успешного освоения игровых видов спорта

Тема статьи актуальна, так как как баскетбол, волейбол и футбол являются основными игровыми видами спорта в программе по физической культуре в средней школе. Для успешного освоения техники и тактики спортивных игр обучающимся недостаточно обладать хорошей физической подготовкой. Спортивные игры относятся к группе ациклических видов спорта.

0
Колотильщикова Светлана Васильевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshicovasv@mosmetod.ru
Зуева Лариса Александровна,
учитель по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1506»,
lariszuev@yandex.ru

Актуальность. Тема статьи актуальна, так как как баскетбол, волейбол и футбол являются основными игровыми видами спорта в программе по физической культуре в средней школе. Для успешного освоения техники и тактики спортивных игр обучающимся недостаточно обладать хорошей физической подготовкой. Спортивные игры относятся к группе ациклических видов спорта. Это значит, что в процессе игровой деятельности выполняются разнообразные двигательные действия: бег, бег с ускорениями, бег спиной вперед, резкие остановки, прыжки и повороты. Так как действия могут выполняются с мячом (баскетбольным, футбольным, волейбольным) шайбой, и результат игры зависит от того, насколько быстро и точно может быть выполнен удар по воротом или бросок мяча в баскетбольное кольцо, или точный выход под мяч в волейболе, то очень важен уровень развития двигательных реакций.

Ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями – это и есть двигательная реакция. Скорость её зависит от физической подготовленности, уровня освоения технических элементов, состояния психики. Чем выше эти показатели, тем быстрее и правильнее будет принята информация и получен ответ. Различают время реакции на сенсорные раздражители (звуковые, слуховые, тактильные) и время реакции умственных процессов (внимание, память, скорость принятия решения). Подвижные и спортивные игры способствуют комплексному развитию физических и психических качеств человека, которые обуславливают выбор рационального способа выполнения двигательного действия в ответ на раздражитель. Также нужно отметить, что эти качества могут пригодиться и в жизни: например, в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ (автоматизированных систем управления), рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств, при выполнении высокотехнологичных операций в медицине и других профессиях, а также для обеспечения безопасности в повседневной жизни.

Игры, которые используются для тренировки двигательных реакций:

1. Игра «Сигнал». (По баскетбольному мячу у каждого играющего.) Необходимо выбрать водящего. Участники от двух и более человек выстраиваются в линию лицом к водящему. Водящий подает сигналы для начала действий с мячом с помощью свистка и жестов руками. По продолжительному сигналу свистка водящего участники игры начинают ведение мяча на месте. По двум укороченным сигналам свистка участники должны переводить мяч с руки на руку. По трем коротким сигналам свистка участники игры могут передвигаться по площадке в произвольном направлении. Если водящий поднимает вверх правую руку, то участники ведут мяч влево (и наоборот). Если водящий поднимает обе руки, участники должны вести мяч, двигаясь спиной вперед. Это упражнение развивает сенсомоторные реакции: слуховую, зрительную.

2. Игра «Выход под мяч». Участники делятся на пары или тройки. (По волейбольному мячу на пару или тройку.) Располагаются друг напротив друга по боковым линиям волейбольной площадки или в треугольнике. Между участниками на средине дистанции стоит фишка. Участник с мячом подбегает к фишке и подбрасывает мяч высоко вверх, подбросив сразу возвращается бегом спиной вперед в исходное положение. Участник без мяча выполняет движение вперед к фишке и ловит мяч, не дав ему ударится об пол. Поймав, подбрасывает вверх над фишкой и возвращается бегом спиной вперед в исходное положение. Упражнение выполнять сериями по 10 перемещений каждому. Это упражнение развивает реакцию на удаляющиеся и приближающиеся объекты.

3. Из положения стоя выполнить рывок на 10-15 м с ведением футбольного мяча ногой. В конце дистанции, не снижая скорости, следует прыжок вертикально вверх и после приземления рывок за мячом. Это упражнение развивает способность быстрого переключения от одного вида деятельности к другому.

4. Упражнения с мячами разного размера и веса. Встать лицом к стене на некотором расстоянии от нее и с силой выполнить удар мячом в стену. Мяч поймать, не дав ему упасть на пол. Постепенно задачу усложняют: обычный мяч заменяют маленьким (например, теннисным), сокращают расстояние до стены, выполняют удар нескольких мячей одновременно. Это упражнение развивает реакцию, чувство пространства.

5. «Зеркало». Упражнения выполняются в парах. Первый участник в паре выполняет разнообразные движения, второй участник копирует в движения. Суть упражнения сводится к синхронному повторению движений.

6. Игра «Два против одного». Участники работают в тройках одним футбольным мячом. Один участник располагается в воротах, два других передают друг другу мяч и стараются забить гол. Суть этого упражнения сводится к развитию ответной реакции выбора, когда нужно быстро и правильно принять решение о выполнении двигательного действия: выполнить удар по воротам самому или выполнить передачу партнеру. Также развивает антиципацию двигательного действия. Антиципация (от лат. anticipio – брать вперед; во франц. anticiper – упреждать, в англ. anticipate – предвидеть) – способность предвосхищать события, действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых в будущем событий (Б.Ф. Ломов, Е.H. Сурков, 1980; Э.Г. Синтуринди, Л.П. Попов, 1981).

Список литературы:

1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. М.: Лептос, 1994.
2. Портных Ю.И. Спортивные подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1994. С. 144–196.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.