Рубрики
Воспитательная работа

Методические рекомендации по формированию нравственно-патриотического воспитания в начальной школе. Создание книги памяти «Дети-герои»

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность школы по формированию у детей начальных классов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотизма к Родине.

0
Уварова Жанна Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1373 с углубленным изучением иностранных языков»,
uvarovazhannaMa@yandex.ru

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.

Белинский В.Г.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность школы по формированию у детей начальных классов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотизма к Родине.

Сегодня проблема патриотизма стоит особенно остро. В современном обществе материальные ценности стоят выше духовных, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально активной личности с четко выраженной гражданской позицией, усилились националистические настроения, все больше молодежи вступает в различные антиобщественные организации. Возросло число преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Многие дети оказались за пределами воспитательной среды – на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. В результате этого мы потеряли несколько поколений молодежи. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин отмечает, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных, концептуальных подходов к организации патриотического воспитания у детей начальных классов, его теоретических основ является актуальной задачей.

Существует ряд определений термина «патриотизм». Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему народу, отечеству»; «Патриот – 1) человек, проникнутый патриотизмом; 2) это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины».

Задача состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Патриотическое воспитание изначально закладывается в семье, где происходит формирование личности, её жизненных ориентиров и ценностей, а также в школе, где в первую очередь помогают учителя.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Наиболее эффективно воспитание патриотизма реализуются в школе, где ребенок проводит большую часть своего дня и большую часть своего детства. Это не только сами уроки, но и различные секции, факультативы, классные часы. Именно этот период жизни благоприятен для усвоения новых знаний, но надо учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Работа по патриотическому воспитанию должна быть неразрывной и последовательной на протяжении всего периода обучения.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, основные нормы поведения, развиваются коммуникативные способности, начинается формирование личности, которая ощущает себя частью нечто большего. В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. В настоящее время, начиная с 1 класса, в нашей школе на уроках и внеклассных мероприятиях активно, через разнообразные методы и формы работы, ведётся нравственно-патриотическое воспитание. К примеру, мною постоянно организовываются экскурсии в музей-панораму «Бородинская битва», музей космонавтики, экскурсии по Москве, исторические музеи, а также экскурсии в школьные музеи (например, музеи «Подвигу жить», «Боевой славы» и др.). Для меня и нашего класса стало традицией посещать памятник у Вечного огня. В рамках шефской работы учащиеся класса поздравляют ветеранов с праздниками, приглашаем их в класс на «Уроки мужества». К таким праздникам как 23 февраля и 9 мая организуются различные конкурсы и викторины: «Я – Гражданин России», конкурс инсценированной песни, конкурс рисунков, посвящённых войне «Нет войне!», конкурс чтецов «А на войне, как на войне…». Проводятся военно-спортивные соревнования и игры. Систематически проводятся классные часы на военно-патриотическую тематику: «России славные сыны», «Пионеры-герои», «День Победы». Каждый год дети моего класса участвуют в смотрах строя и песни, как в школе, так и за её пределами и занимают призовые места. Один из конкурсов, который был предложен Городским методическим центром Департамента образования города Москвы, – «Русский солдат – освободитель Европы», посвящённый 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: дети моего класса были не только участниками, но и стали победителями этого конкурса. Также проводятся и другие мероприятия, направленные на патриотическое воспитание детей начальной школы, такие как «Трудовые десанты», «Знакомство с символикой РФ». Ежегодно мой класс принимает участие в акции гуманитарной помощи «Беслан», детям интерната №1 г. Беслана. Для организации всех этих мероприятий сегодня есть огромное количество литературы и методических пособий, которыми может воспользоваться каждый учитель, главное – это желание и понимание важности патриотического воспитания у школьников. Достаточно взять готовый сценарий, добавить свои элементы и учащие с радостью будут уже разучивать роли или рисовать стенгазету.

Много лет мне хотелось сделать что-то свое, пусть если это не новый проект, а свой продукт, выполненный моим классом. Так, одной из форм работы по патриотическому воспитанию в 2015 году в нашем классе стало создание книги памяти «Дети-герои». Для того, чтобы создать такую книгу нам потребовалось немало усилий. Впервые действительно каждый учащийся был искренне заинтересован в этом, потому что была дана правильная мотивация и у детей появилось вдохновение. Вместе с детьми нами был построен план действий, подсказывая нам какой результат ожидать. Я поделила класс на пять групп, каждая группа искала «своих героев». Моей целью было более глубокое воспитание патриотических качеств личности, а также формирование патриотизма и гражданской позиции. Ученики собирали воспоминания участников ВОВ, тружеников тыла, и приносили весь материал на бумажном носителе вместе с иллюстрациями в виде фотографии детей героев. Мы хотели создать что-то необыкновенное, что-то такое, чем мы сами потом будем гордиться. Гордились бы тем, что проделали такую тяжёлую работу. Мы продумали с классом, как мы хотим видеть наш альбом и обсудили оформление, некоторые ребята проявили свою инициативу и сами нарисовали эскизы портретов, рисунки и карикатуры на эту тему. На классных часах мы вместе с детьми обсуждали каждого героя и размышляли о многих ценностях патриотизма. Необходимо также отметить и участие родителей детей в этом воспитательном процессе, ведь самые близкие для детей люди стали не только помощниками, но и потенциальными учителями в воспитании патриотизма в сердцах детей. Когда дети выступили со своими докладами и материалом, каждый у себя в голове нарисовал картинку, как он видит эту книгу. До сих пор представление о книге было однообразным. Чтобы взаимодействие было действительно обоюдным, мы коллективно выбрали оформление этой книги. На первый план мною было вынесено то, что хотят увидеть дети. Это динамическая система взаимодействия учителя и ученика. Моей целью было непрерывное реагирование на каждую идею, которая появлялась у ребёнка в голове, ведь чтобы создать по-настоящему что-то новое, нужно объединить все навыки детей. Ведь кто-то творческая личность, кто-то пишет стихи, а кто-то замечательный художник. Во время концерта для ветеранов 9 мая в актовом зале, мы презентовали и подарили эту книгу совету ветеранов. Эта книга наполнена не только информацией и воспоминанием о детях героев, а также творческой самодеятельностью и общественной активностью учащихся и их родителей в процессе сбора, исследования, обработки и оформления материалов. Я очень хочу, чтобы мой опыт в создании таких проектов стал примером для всех школ и учеников младших классов, ведь только так мы сможем совместными усилиями сохранить чувство патриотизма к своей Родине.

Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Такая работа воспитывает ребят не только духовно, но и сплачивает класс, делает их дружными, честными, справедливыми. Такие проекты способствуют расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.

Одним из образовательных учреждений в воспитании патриотизма выступает школа, которая закладывает необходимые базисные основы для дальнейшего развития личности, при этом необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.

Сущность понятия «патриотизм» не до конца изучена и предполагает дальнейшее исследование. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Нам всем следует активнее внедрять и другие направления, в частности, спортивное, краеведческое и интернациональное. Эти направления реализуются через вне учебной деятельности школы и с помощью различных культурных центров, спортивных организаций и музеев. Конечно для осуществления внеучебной деятельности следует обучать специалистов по патриотическому воспитанию, и активнее вовлекать в эту деятельность молодежь.

Воспитание патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, реализация которой в первую очередь происходит в школе и лежит на плечах всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

1. Абашева И.Х. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников. М.: Научная диссертация, 2010.
2. Усова А.А. Методическая разработка по теме: «Роль семьи в воспитании младших школьников» 23.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/23/rol-semi-v-vospitanii-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 25.09.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0