На современном этапе развития школьного образования особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способности быть активным потребителем информации[2].
Богатейшие возможности для решения данных задач предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ), которые можно применять при изучении различных предметов школьного курса, в том числе и по биологии[1].
Современный урок биологии невозможен без использования ИКТ. Так, в своей практике я широко применяю следующие технологии:
• мультимедийные презентации по теме урока;
• тесты-тренажеры, созданные самостоятельно в специальных программах (My Test, Power Point и др.) или уже готовые, идущие в комплекте учебно-методического комплекса (далее – УМК) на электронном носителе;
• тесты для контроля знаний в электронном виде;
• использование микроскопа с USB-камерой во время лабораторных работ;
• имитационные лабораторные работы, идущие в комплекте УМК на электронном носителе (например, по теме «Фотосинтез»);
• просмотр фрагментов учебных видеофильмов;
• учебные игры для закрепления или контроля знаний и умений;
• выполнение мини-проектов учащимися на уроке.
Внеурочная деятельность по биологии организована в рамках работы «Школьного естественно-научного общества» (с сентября 2013 года). Секция биологии и экологии включает в себя «Клуб почемучек» и «Исследовательскую лабораторию».
«Клуб почемучек» – это биологический клуб, основной целью которого является организация проектной деятельности учащихся 6-х классов в форме мини-проектов.
Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц и длятся 40 минут.
Этапы работы над мини-проектом:
• получение темы проекта («вытаскивание» вопроса из «пакета»);
• определение целей и задач проекта, этапов его реализации;
• поиск информации в различных источниках (Интернет, учебники, справочники) и отбор нужной информации;
• подготовка мультимедийной презентации;
• выступление с презентацией конечного продукта;
• рефлексия и самооценка учащимися своей работы.
Организация «Клуба почемучек» включала в себя подготовительный этап. Во время него учащиеся 6-х классов сформулировали вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать (Фотография 1). Например:
• «Почему человек икает?»
• «Почему бьётся сердце?»
• «Почему осенью опадают листья?»
Все вопросы были записаны и сложены в «пакет вопросов».
В качестве примера предлагаю Вам реализованный в 2014–2015 учебном году мини-проект «Почему улитки ползают медленно?».
Фотография. 1
Дидактические цели проекта
Образовательная: сформировать знания о строении и процессах жизнедеятельности моллюсков.
Воспитательная: способствовать формированию биологической и экологической культуры.
Развивающая: продолжить развивать учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции.
Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся:
• расширение кругозора через увеличение знаний о строении и процессах жизнедеятельности брюхоногих моллюсков;
• формирование умений создавать мультимедийную презентацию и информационную карточку по найденному теоретическому материалу;
• овладение опытом общения в рамках группового проекта.
Тип проекта
Данный проект по предметно-содержательной области относится к монопроектам, так как реализуется в рамках предмета «Биология». По характеру контактов данный проект внутришкольный, так как предполагалось участие учеников 6 класса. По характеру координации это проект с открытой координацией, так как роль учителя заключалась в организации отдельных этапов и контроле над их выполнением. По доминирующей деятельности это практико-ориентированный проект, так как его результаты предполагалось использовать на уроках биологии и во внеклассной работе. По продолжительности – краткосрочный (40 минут). По виду конечного продукта – материальный, так как предполагал создание презентации для последующего использования на уроках биологии и информационной карточки.
Материальные ресурсы: компьютер с выходом в Интернет.
Фотографии 2, 3. Заседание «Клуба почемучек»
«Исследовательская лаборатория» объединяет учащихся, желающих проводить самостоятельные исследования и эксперименты в области биологии и экологии. В ходе работы над исследовательским проектом также применяются ИКТ-технологии.
Этапы работы:
• формулирование темы исследования;
• определение целей и задач проекта, этапов его реализации;
• поиск и отбор теоретической информации (источники: Интернет, учебники, справочники);
• проведение исследования (с помощью специальных приборов);
• анализ полученных результатов (с помощью компьютерных программ);
• подготовка доклада и мультимедийной презентации;
• выступление с презентацией конечного продукта;
• рефлексия и самооценка учащимися своей работы.
В 2013–2014 году был проведен исследовательский проект «Шумовое загрязнение в гимназии».
Дидактические цели проекта
Образовательная: способствовать формированию понятий «звук», «громкость звука», «частота звука», «шум».
Воспитательная: способствовать формированию основных принципов ЗОЖ и экологической культуры.
Развивающая: продолжить развивать учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные компетенции, умение работать с исследовательским оборудованием.
Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся
• расширение кругозора через увеличение знаний о звуке, характеристиках звука, шуме и т. д.;
• формирование навыков целеполагания и планирования, поиска информации, проведения исследований, создания мультимедийной презентации;
• овладение опытом общения в рамках группового проекта.
Тип проекта
Данный проект по предметно-содержательной области относится к монопроектам, так как реализуется в рамках предмета «Биология». По характеру контактов данный проект – внутришкольный, так как предполагалось участие учеников 7 класса. По характеру координации – это проект с открытой координацией, так как роль учителя заключалась в организации отдельных этапов и контроле над их выполнением. По доминирующей деятельности – это практико-ориентированный проект, так как его результаты предполагалось использовать на уроках биологии и во внеклассной работе. По продолжительности – длительный (несколько месяцев). По виду конечного продукта – материальный, так как предполагал создание презентации для последующего использования на уроках биологии и информационной карточки.
Материальные ресурсы: оборудование – школьная лаборатория «Архимед», компьютер.
Фотографии 4, 5. Проведение исследования
Таким образом, возможно ли преподавание биологии без использования информационно-коммуникационных технологий, – решает сам учитель, основываясь на свой педагогический опыт, профессионализм, компетентность. Однако, независимо от ответа, стоит помнить, что данные технологии на уроке должны рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося.
Список литературы:
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.