Рубрики
Биология

Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности (по предмету «Биология»)

На современном этапе развития школьного образования особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способности быть активным потребителем информации.

0
Алёхина Дарья Александровна,
учитель биологии
МАОУ г. Новосибирска «Гимназия № 10»,
darjaalex@rambler.ru

На современном этапе развития школьного образования особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способности быть активным потребителем информации[2].

Богатейшие возможности для решения данных задач предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ), которые можно применять при изучении различных предметов школьного курса, в том числе и по биологии[1].

Современный урок биологии невозможен без использования ИКТ. Так, в своей практике я широко применяю следующие технологии:

• мультимедийные презентации по теме урока;

• тесты-тренажеры, созданные самостоятельно в специальных программах (My Test, Power Point и др.) или уже готовые, идущие в комплекте учебно-методического комплекса (далее – УМК) на электронном носителе;

• тесты для контроля знаний в электронном виде;

• использование микроскопа с USB-камерой во время лабораторных работ;

• имитационные лабораторные работы, идущие в комплекте УМК на электронном носителе (например, по теме «Фотосинтез»);

• просмотр фрагментов учебных видеофильмов;

• учебные игры для закрепления или контроля знаний и умений;

• выполнение мини-проектов учащимися на уроке.

Внеурочная деятельность по биологии организована в рамках работы «Школьного естественно-научного общества» (с сентября 2013 года). Секция биологии и экологии включает в себя «Клуб почемучек» и «Исследовательскую лабораторию».

«Клуб почемучек» – это биологический клуб, основной целью которого является организация проектной деятельности учащихся 6-х классов в форме мини-проектов.

Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц и длятся 40 минут.

Этапы работы над мини-проектом:

• получение темы проекта («вытаскивание» вопроса из «пакета»);

• определение целей и задач проекта, этапов его реализации;

• поиск информации в различных источниках (Интернет, учебники, справочники) и отбор нужной информации;

• подготовка мультимедийной презентации;

• выступление с презентацией конечного продукта;

• рефлексия и самооценка учащимися своей работы.

Организация «Клуба почемучек» включала в себя подготовительный этап. Во время него учащиеся 6-х классов сформулировали вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать (Фотография 1). Например:

• «Почему человек икает?»

• «Почему бьётся сердце?»

• «Почему осенью опадают листья?»

Все вопросы были записаны и сложены в «пакет вопросов».

В качестве примера предлагаю Вам реализованный в 2014–2015 учебном году мини-проект «Почему улитки ползают медленно?».

Фотография. 1

Дидактические цели проекта

Образовательная: сформировать знания о строении и процессах жизнедеятельности моллюсков.

Воспитательная: способствовать формированию биологической и экологической культуры.

Развивающая: продолжить развивать учебно-познавательные, коммуникативные и информационные  компетенции.

Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся:

• расширение кругозора через увеличение знаний о строении и процессах жизнедеятельности брюхоногих моллюсков;

• формирование умений создавать мультимедийную презентацию и информационную карточку по найденному теоретическому материалу;

• овладение опытом общения в рамках группового проекта.

Тип проекта

Данный проект по предметно-содержательной области относится к монопроектам, так как реализуется в рамках предмета «Биология». По характеру контактов данный проект внутришкольный, так как предполагалось участие учеников 6 класса. По характеру координации это проект с открытой координацией, так как роль учителя заключалась в организации отдельных этапов и контроле над их выполнением. По доминирующей деятельности это практико-ориентированный проект, так как его результаты предполагалось использовать на уроках биологии и во внеклассной работе. По продолжительности – краткосрочный (40 минут). По виду конечного продукта – материальный, так как предполагал создание презентации для последующего использования на уроках биологии и информационной карточки.

Материальные ресурсы: компьютер с выходом в Интернет.

Фотографии 2, 3. Заседание «Клуба почемучек»

«Исследовательская лаборатория» объединяет учащихся, желающих проводить самостоятельные исследования и эксперименты в области биологии и экологии. В ходе работы над исследовательским проектом также применяются ИКТ-технологии.

Этапы работы:

• формулирование темы исследования;

• определение целей и задач проекта, этапов его реализации;

• поиск и отбор теоретической информации (источники: Интернет, учебники, справочники);

• проведение исследования (с помощью специальных приборов);

• анализ полученных результатов (с помощью компьютерных программ);

• подготовка доклада и мультимедийной презентации;

• выступление с презентацией конечного продукта;

• рефлексия и самооценка учащимися своей работы.

В 2013–2014 году был проведен исследовательский проект «Шумовое загрязнение в гимназии».

Дидактические цели проекта  

Образовательная: способствовать формированию понятий «звук», «громкость звука», «частота звука», «шум».

Воспитательная: способствовать формированию основных принципов ЗОЖ и  экологической культуры.

Развивающая: продолжить развивать учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные  компетенции, умение работать с исследовательским оборудованием.

Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся

• расширение кругозора через увеличение знаний о звуке, характеристиках звука, шуме и т. д.;

• формирование навыков целеполагания и планирования, поиска информации, проведения исследований, создания мультимедийной презентации;

• овладение опытом общения в рамках группового проекта.

Тип проекта

Данный проект по предметно-содержательной области относится к монопроектам, так как реализуется в рамках предмета «Биология». По характеру контактов данный проект – внутришкольный, так как предполагалось участие учеников 7 класса. По характеру координации – это проект с открытой координацией, так как  роль учителя заключалась в организации отдельных этапов и контроле над  их выполнением. По доминирующей деятельности – это практико-ориентированный проект, так как его результаты предполагалось использовать на уроках биологии и во внеклассной работе. По продолжительности – длительный (несколько месяцев). По виду конечного продукта – материальный, так как предполагал создание презентации для последующего использования на уроках биологии и информационной карточки.

Материальные ресурсы: оборудование – школьная лаборатория «Архимед», компьютер.

Фотографии 4, 5. Проведение исследования

Таким образом, возможно ли преподавание биологии без использования информационно-коммуникационных технологий, – решает сам учитель, основываясь на свой педагогический опыт, профессионализм, компетентность. Однако, независимо от ответа, стоит помнить, что данные технологии на уроке должны рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося.

Список литературы:

1. Алехина Д.А. Использование ИКТ на уроках биологии/ Д.А.Алехина //  Информационные технологии в инновационном образовании: материалы международной научной конференции. 03 апреля 2014 г. Новосибирск, 2014. С. 9.
2. Устенко И. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках общей биологии профильного уровня/ И. Устенко. Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/ (дата обращения: 21.09.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0