Рубрики
Биология

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии

В своей педагогической практике я убедилась в том, что ребенок для успешной самореализации должен иметь увлечение (помимо того, что занимается учебой в рамках учебной программы). Одним из этих увлечений ребенка может быть занятие исследовательской деятельностью, что способствует его всестороннему развитию, выработке творческого отношения к труду и активной жизненной позиции.

0
Малькова Надежда Ипатьевна,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
klevai4uk@mail.ru

В своей педагогической практике я убедилась в том, что ребенок для успешной самореализации должен иметь увлечение (помимо того, что занимается учебой в рамках учебной программы). Одним из этих увлечений ребенка может быть занятие исследовательской деятельностью, что способствует его всестороннему развитию, выработке творческого отношения к труду и активной жизненной позиции. При правильной организации исследовательской деятельности, учащиеся приобщаются к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. В ходе работы школьники обучаются методам и приемам научных исследований, приобретают навыки обращения с приборами, оборудованием, которые необходимы для экспериментов, учатся работать с научной литературой, с массой информации из Интернета, пропагандировать достижения отечественной и мировой науки.

Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся[1].

Приобщение учеников к научным исследованиям особенно актуально на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важным психологическим механизмом теоретического мышления[2]. Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить хотя бы некоторые из своих талантов.

Основной задачей педагога при организации исследовательской работы учащихся является формирование у обучаемых представления о науке, развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Старшеклассникам, изъявившим желание заниматься исследованиями, я предоставляю право и возможность выбора собственной предметной деятельности в избранной ими области. Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда формулируются они самостоятельно. В этом случае учащийся может раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, самостоятельно, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить теорию для объяснения частных явлений.

После этого этапа необходимо проговаривание. Я пришла к выводу, что проговаривание проблемы, цели и задач на следующем этапе исследовательской работы является необходимым условием для успешной исследовательской деятельности учеников. Поэтому нами на кружке обсуждается тема исследования ученика. Желающие могут высказываться по данной теме. Это нужно для того, чтобы ученик увидел предмет своего исследования с разных ракурсов, избавился от стереотипных подходов к исследованию. Кроме этого, таким образом достигается заинтересованность работами товарищей и ответственность за выполнение своего исследования. В итоге такая деятельность дает результат с необходимой новизной и элементами открытия для самого учащегося. Ученики учатся использовать для убедительности своих доказательств данные областей других наук, соотносят свои взгляды со взглядами своих товарищей, свои цели – с целями всей исследовательской группы, учатся соблюдать нормы оппонирования и научной дискуссии.

Если проблема, встающая перед ребенком, будет ему не по силам, ученик прекратит заниматься исследовательской деятельностью. Педагогический опыт организации исследовательской деятельности учащихся показал необходимость использования еще одного принципа деятельности педагога и ученика – принципа доступности. В таком случае мы обсуждаем тему этого исследования на занятии и, если проблема остается непосильной для ученика, предлагаем ему рассмотреть только часть этой проблемы (упрощаем решение проблемы, берем только небольшой его аспект). На практике учащимся при проведении эксперимента требуется иногда помощь преподавателя в виде подсказки, совета.

Если ребенок не будет доводить до логического конца начатое дело, он будет ощущать себя дискомфортно, может произойти потеря устойчивости мировоззренческой позиции. Поэтому мы стараемся при помощи психологической поддержки помочь ученику доводить начатое до конца. Выполнение задания и доведения исследования до логического конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности. Успех представляет собой вполне закономерный итог, явление кропотливых самостоятельных исследовательских действий.

В исследовательской деятельности учащиеся познают свойства веществ и явления не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Мировосприятие у таких учащихся становится целостным, поскольку различные свойства предметов и явлений воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон. Определение своего места среди этих предметов и явлений осуществляются субъектом быстрее, нежели при другом виде деятельности.

Лучше всего ученик, таким образом, может реализоваться в полевом или лабораторном исследовании, где он изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле. Каждый должен при этом самостоятельно отмечать наблюдаемые им явления и составлять отчет о том, что он видел.

Очень часто ученики выбирают для своих исследований проблемы на стыке различных наук: биологии с психологией, физикой, химией, педагогикой и т. д. Примеры таких исследовательских работ: Платонов В. «Эмоции», Шиндейкин Г. «Влияние жевательной резинки на организм человека», Газизова Ю. «Влияние воспитания на психофизиологическое состояние детей», Гелметдинова Ф. «Магнитные бури и их влияние на организм человека», Клевайчук К. «Цвет, душевное состояние человека и электрическое сопротивление кожи», Якушев Д. «Психографология» и многие другие.

Когда ученик затрудняется сам выбрать тему исследования, обсуждаются проблемы (по инициативе преподавателя), которые существуют в современном мире. Кроме того, моими учениками выполнялись социальные заказы, предлагаемые нам Димитровградским институтом технологии, управления и дизайна (ДИТУД). Это является важным воспитательным моментом, так как перед школьниками ставятся задачи, решение которых имеет прикладные аспекты, тем самым учащиеся не только совершенствуют свои собственные знания, но и видят, что итоги их труда могут приносить реальную пользу.

Так, в соавторстве с профессором ДИТУД доктором физико-математических наук А. В. Худяковым и мной ученики (Андреева Е., Тагиров Р., Салихов Д., Петухова С. и др.) работали над изучением влияния различных физико-химических факторов на рост и урожайность растений, разрабатывали методы консервирования овощей, изучали влияние на животных различных добавок в корма.

Такое соавторство не случайно. Оно выполнено в рамках научно-исследовательской программы ДИТУД под общим руководством заведующего кафедрой «Высшая математика», доктора педагогических наук Г.М. Ильмушина «Непрерывное многоуровневое образование», под научным руководством доктора физико-математических наук А. В. Худякова по следующей подтеме: «Совмещение непрерывного образования с научно-исследовательской деятельностью учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей».

По итогам работы мы проводили конференции, на которых заслушивали авторов исследовательских работ. Если ученики изъявляли желание выступить перед новой аудиторией, то работы посылались на конкурсы и конференции, где становились победителями и призерами: например, Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура» (г. Обнинск), регионального конкурса научно-исследовательских работ учащихся имени В. И. Вернадского, V и VI Международных конкурсов образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» (г. Москва), Всероссийского конкурса «Моя малая Родина» и многих других конкурсов.

Одна из основных задач организации исследовательской деятельности учащихся состоит в том, чтобы творческая закалка, полученная школьниками в ходе такой деятельности не исчезла, чтобы и в ВУЗах они продолжали самостоятельную научно-исследовательскую работу, в дальнейшем пополнили ряды молодых ученых. Действительно, ученики, занимавшиеся исследовательской деятельностью, в дальнейшем, обучаясь в ВУЗе, продолжают научные изыскания, выступают с результатами своих работ на конференциях, становятся призерами Всероссийских конкурсов студенческих научных работ.

Список литературы:

1. Наука/Педагогика – библиотека научных работ, темы авторефератов и диссертаций по педагогическим и психологическим наукам. [Электр. ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/#ixzz3lnAnA361 (дата обращения: 15.09.2015).
2. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М., 2008.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0