Рубрики
География

Характеристика УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева в соответствии с ФГОС и его практическое использование

Содержание данной линии учебников отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует идеи концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.

0
Зюзюкина Тамара Сергеевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 17»,
tamarazuzuckina@yandex.ru

Введение

Содержание данной линии учебников отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует идеи концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.

Учебники линии под редакцией А.И. Алексеева созданы в рамках единой концепции и предназначены для изучения географии с 5 по 10 класс. Формирование российской гражданской идентичности учащихся – ключевая концептуальная идея линии, реализуемая не только через усвоение содержания курса «География России», но и через включение материала о России в мире в курс «Страноведение» (7 класс), текстов о знаменитых россиянах в курсе «Землеведение» (6 класс).

Курс «География России» вносит ключевой вклад в духовно-нравственное развитие учащихся, достижение заданных стандартом личностных результатов образования. Содержание курса носит личностно-ориентированный характер и основывается на межпредметных связях.

Методический аппарат учебников линии построен на принципах системно-деятельностного подхода. Учебник рассматривается авторами не только как главный источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования на всех этапах урока.

Перед учителем всегда стоит много вопросов. Как вовлечь в процесс познания всех учащихся? Как подготовить успешного выпускника? Как получить удовлетворение от работы? Как заслужить уважение учеников? Каждый ищет свои пути решения – через новые технологии, современные методы, приемы. При этом мало кто обращает внимание на роль учебно-методического обеспечения. Мы уверены в своем профессионализме и опыте. Если нужно, учебник приспособим  к любой технологии, разработаем, дополним, найдем. А можем и вообще без учебников обойтись. Источников информации множество!

А как же ученик? Не забыли ли мы, что для него учебники и сопровождающие их материалы являются основными источниками информации и главными консультантами в самостоятельной деятельности? А для ребенка важно все: оформление, рисунки, объем, изложение материала и даже то, помещается учебник в сумку или нет. Я работаю в школе не так давно – вcего 7 лет, но за это время мне пришлось поработать с несколькими линиями учебников. По одной из них я работаю сейчас и добиваюсь неплохих результатов. Если мне придется выбирать новую линию учебников, то я буду руководствоваться несколькими правилами.

Во-первых, учебно-методический комплекс должен нравиться моим ученикам. Поэтому я постаралась взглянуть на выбор глазами детей.
Что для них важно: компактность учебника, объем текста параграфа, язык изложения, яркость и современность иллюстраций, читаемость карт атласа, задания ориентированные на их жизненный опыт.

Во-вторых, УМК не должен усложнять работу учителя, а, наоборот, делать её легкой, удобной и одновременно результативной.

В-третьих, УМК должен устраивать не только меня, но и других моих коллег, работающих в школе, чтобы избежать проблем при переходе учеников от одного учителя к другому.

В-четвертых, не нужно забывать об экономической стороне вопроса. Учебный комплект должен быть доступным по цене всем категориям семей, чтобы от его приобретения не страдал семейный бюджет.

В-пятых, УМК должен способствовать выполнению государственного стандарта. Я свой выбор сделала в пользу методической линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.

Рисунок 1

Этот учебник открывает линию учебно-методического комплекта по географии под редакцией А.И. Алексеева. Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы начального курса географии.

В учебнике «География. Природа и люди» (5–6 классы) школьниками изучается свыше 180 новых понятий, которые помогают им ознакомиться с основным предметом изучения географии – нашей планетой Земля и ее крупнейшим природным комплексом – географической оболочкой. Много внимания уделяется вопросам, касающимся экологии. Материал учебника направлен на формирование первых научных представлений о природных особенностях нашей планеты и основных географических закономерностях, при этом особое место отводится роли человека во всех процессах, происходящих на Земле. Одним из стратегических направлений дидактики общеобразовательной школы является развитие деятельностного компонента содержания образования. В этой связи особое значение приобретает не только совершенствование содержания обучения географии, но и поиск методов и средств, направленных на осознанное понимание учащимися сущности изучаемых явлений и процессов, происходящих в системе «человек – природа – общество».

Приемы работы с учебником

В основу авторской концепции учебника положен деятельностный подход: личные мотивы учащегося («Легкий экзамен», «Это мне интересно», «Это я знаю»); определение учебных задач («Запомните», «Это я могу»); прогнозирование и анализ («Стоп-кадр»), выбор средств и методов решения задачи («Шаг за шагом»); самооценка («Отмечаем свои достижения»), что помогает учащимся в деятельности глубже познавать изучаемый предмет. Красочное оформление учебника привлекает ребят с первой темы.

О приемах работы с учебником доступно и подробно рассказано в первом параграфе рубрик «Стоп-кадр», «»Учимся с «Полярной звездой»», «Шаг за шагом», «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?». В тексте учебника жирным шрифтом выделены термины и понятия, географические названия и имена известных ученых и путешественников, которые необходимо знать.

Очень удачной находкой является наличие символа учебника – Полярной звезды, который служит ориентиром и помогает учащимся выделять самое главное в параграфе. Вообще мотивация на успех и прочные знания прослеживаются на протяжении изучения всего курса. Этот учебник, в отличие от традиционных учебников, обеспечивает организацию умственной деятельности учащихся. Особенностью его построения является то, что он включает: информационные материалы (карты, тексты, схемы, рисунки, фотографии); материалы, включающие различного рода учебную деятельность (задачи, наблюдения, опыты, практические и проектные работы); методический аппарат, способствующий вовлечению учеников в самостоятельную познавательную деятельность по освоению нового материала.

Вопросы и задания после параграфов выполняют разные функции. Цель одних – выработать у школьников привычку своевременно обращаться к картам и иллюстрациям учебника, функции других – устанавливать связь ранее полученных знаний с новыми. Часть вопросов и заданий способствует развитию навыка самостоятельного поиска новых знаний. Задания в учебнике знакомят с простейшими методами географических исследований (особенно картографическим, сравнительным), методами описаний, наблюдений и проектов. Задания по картам, диаграммам, тексту, иллюстрациям учебника помогают овладеть различными приемами учебной работы.

Для закрепления знаний, умений в учебнике есть дифференцированные вопросы и задания. Каждый новый параграф начинается с нового листа, что уже само по себе помогает структурировать материал, более организует учащихся и помогает сориентироваться в изучаемом материале. Учащиеся визуально ориентируются в предложенном содержании урока и раздела. Предусмотрены специальные уроки формирования картографических умений учащихся.

Учебник имеет разнообразный иллюстративный материал. Можно выделить три основные группы иллюстраций учебника. Это фотографии и рисунки, которые с наибольшей полнотой и достоверностью отражают объекты изучения. Иллюстрации графического характера, профили, схемы, отражающие процессы, явления, графики и диаграммы. Кроме того, в параграфы включены текстовые карты и мини-атлас в конце учебника. В целом текстовые карты учебника не повторяют, а дополняют карты, имеющиеся в мини-атласе, и тесно связаны с текстом. Учебник учит школьников самостоятельно приобретать и применять полученные знания и приемы учебной работы. Все это нацелено на усвоение обязательного минимума знаний и умений.

Важно, что в учебнике А.И. Алексеева нет поучающего тона, книга становится добрым собеседником и помощником ребенка. В тренажере «География Земли» содержатся задания для практических и самостоятельных работ учащихся, охватывающие большинство тем курса, – это вопросы, тесты, составление графиков и таблиц, работа с контурными картами и различными дополнительными источниками информации. Основой для выполнения большинства из них служит учебник данной линии и атлас для 6 класса.

Рисунок 2

Тетрадь-тренажер позволяет лучше освоить содержание учебника, развивая мышление, умственную, логическую, зрительную память. Очень бы хотелось дополнить существующий УМК электронным приложением. В целом УМК готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на системных курсах географии, биологии, химии, физики. УМК «Полярная звезда» включает в себя все виды заданий, необходимые для рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методике преподавания географии в школе.

УМК «Полярная звезда» предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета; системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении; активную исследовательскую деятельность учащегося, что позволяет разрабатывать проекты по итогам изучения темы, курса; организацию умственной деятельности обучающихся, направленную на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач. Подготовлен весьма ценный учебно-методический комплект, базирующийся на глубоко продуманной концепции. Красочность оформления, оригинальный подход к изложению материала, продуманность самостоятельных и практических работ позволяют учащимся по-новому взглянуть на предмет, повысить мотивацию к обучению.

Работая первый год по учебнику линии «Полярная звезда» и УМК под редакцией А.И. Алексеева, я смогла убедиться в том, что новый комплект учебников соответствует стандартам российского образования, т.е. содержание нового курса основано на комплексном страноведческом подходе в сочетании с научной популяризацией географических знаний.

Возрождение страноведческой основы решает задачу укрепления комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников почти утерянного интереса к изучению географии.

Усиление гуманизации и культурологической направленности курса выражено в расширении объёма знаний о народах, об их происхождении и расселении, о языках, о приспособлении к окружающей среде, о материальной и духовной культуре, о бытовом укладе жизни, о религиозных особенностях.

Автор заложил в курс одну из важнейших функций географии – способствовать возрастанию понимания о тесной взаимосвязи человечества с экологическими процессами в природе, «сотрудничестве» человека и природы; решать проблему экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества.

А.И. Алексеев приблизил школьную географию к человеку, заменив отраслевой подход на комплексный страноведческий, т.к. любая территория – это арена жизни людей с их социальными, культурными, национальными и духовными интересами и потребностями. Страноведческое содержание «Географии России» в сочетании с основами науки позволило изложить материал в научно-популярной форме, апеллировать не только «к мозгам», но и к эмоциям, реализовать задачу – «учиться должно быть интересно».

Рисунок 3

УМК 8 кл. включает три больших раздела, состоящих из отдельных тем и параграфов. Некоторые параграфы отмечены (*), т.е. предлагаются для дополнительного изучения (Например, «Луга, животный мир…»).

Перед каждым разделом параграфа стоит проблемный вопрос (например: «Можно ли считать болота «гиблыми» местами России?»). Но чаще всего в тексте на него прямого ответа нет. Изучив тему, ученик делает вывод сам, суммируя факты. Сама постановка вопроса помогает задуматься над сущностью затронутых проблем и заставляет искать возможные варианты решений.

• Вопросы и задания после параграфа, после каждой темы разделены на три группы по уровню сложности:

— белый – проверка программного материала и поиск логических взаимосвязей между географическими явлениями и процессами;

— жёлтый – творческое осмысление материала;

— зелёный – на личностное восприятие.

• Текст не перегружен, содержит основной материал для углублённого и самостоятельного изучения, интересные факты, описания.

• Учебник достаточно хорошо иллюстрирован: схемы, диаграммы, графики, картосхемы, фотографии, есть пояснения и задания к ним.

Рисунок 4

Новые слова и выражения выделены в тексте и в конце параграфа в синюю рамку.

• После параграфа сделан вывод.

• В новом учебнике усилена историческая часть.

• В каждом параграфе всё показано через человека.

• Включен раздел «Население России» (ранее он изучался в 9 классе). Практика показала, что учащимся эта тема интересна, своевременна, они живо откликались на все поставленные в параграфе проблемные вопросы. Интересны для учащихся были такие темы, как «Воспроизводство населения», «Соотношение мужчин и женщин», «География рынка труда».

Рисунок 5

Учебник «География. 9 класс» завершает предметную линию УМК «Полярная звезда» для основной школы, разработанную в рамках системно-деятельностного подхода в обучении с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание учебника охватывает материал о географических районах России.

Главные особенности учебника – наличие деятельностных параграфов «Учимся с «Полярной звездой», разнообразных разноуровневых заданий, графически выделенной системы подготовки к аттестации, обширного иллюстративно-картографического материала.

В УМК 9 класса все подходы к построению разделов, параграфов сохранены. Выделено два крупных раздела, посвященных хозяйству и районам России. Главные отрасли и межотраслевые комплексы рассматриваются с АПК (по принципу от лёгкого и их исторического развития). Это для учащихся легче и понятнее.

А.И. Алексеев даёт своё деление России и выделяет 7 экономических районов. Большое место отведено особенностям состава населения районов, описанию городов. Достоинства заключаются в том, что он:

— обеспечивает развивающую направленность обучения;

— помогает использовать проблемную технологию;

— общается с учеником в доступной форме;

— делает ученика свободным в выборе задания;

— приближен к жизни.

Результат:

1. Учащиеся стали свободнее общаться, высказывать свою точку зрения.

2. Проявляют больше самостоятельности.

3. Возрос интерес к географии.

4. Учащиеся уходят от заучивания, осознанно воспринимают информацию. Этому способствуют проблемные вопросы, творческие задания.

5. Каждый знает, что имеет право на ошибку (как ребёнок, так и учитель).

Формирование универсальных учебных действий в обучении географии на основе проекта линии УМК «Полярная звезда»

Современные социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Концептуальными тезисами нового стандарта являются: системно-деятельностный подход, который предполагает развитие на основе освоения универсальных учебных действий; определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра, которое также включает в себя систему общих (универсальных) учебных действий, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Универсальные учебные действия (УУД) определяются как обобщенные способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов. Универсальность УД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяется четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Основные нормативные документы, которые взяты за основу и в которых даны описание и рекомендации по формированию УУД, это: «Фундаментальное ядро содержания общего образования», примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Одним из УМК по географии, созданных с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта образования, является УМК «Полярная звезда». Как же УМК «Полярная звезда» помогает учителю развивать и формировать УУД учащихся?

Отличительные черты УМК:

1. Доступность для детей разных способностей и возможностей, что способствует индивидуальному прогрессу и успешности каждого ученика.

2. Авторская концепция основана на системно-деятельностном подходе в обучении и усилении блока прикладных знаний. В центре внимания находятся: организация собственной учебной деятельности, технология самостоятельной работы. Работа с информацией разных видов и стилей.

3. Формирование УУД заложено в авторской концепции и реализуется в рамках единого подхода к содержанию, методике и принципам конструирования учебной книги по всей линии.

4. Основная единица учебника – структурированный параграф, соответствующий одному уроку. Первый параграф учебника 6 класса уже развивает умение работать с учебной книгой. В рубрике «Шаг за шагом» заложен алгоритм работы с учебником и даны полезные советы по организации самостоятельной работы ученика (выполнение данных рекомендаций способствует формированию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных умений школьника).

В структуре каждого параграфа выделяют:

1. Блок «лидер» – информационный. Структура блока: «вопрос-информация-вывод».

2. Блок «помощник» – расширяющий и углубляющий содержание. Этот блок способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков и предназначен для более глубокого изучения темы. Он реализуется через смысловые рубрики «Стоп-кадр» (поддерживает и углубляет фундаментальный компонент) и «Шаг за шагом»(поддерживает деятельностный компонент). В последнюю рубрику входят задания с описанием алгоритмов, технологической схемы их выполнения, например «Определяем падение и уклон реки», «Описываем рельеф по карте», «Сравниваем природные зоны» и т.д.

3. Третий блок «эксперт» – практический. Содержит материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к аттестации. В этом блоке материал организован по рубрикам: «Запомните», «Откройте атлас», «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно».

Способствует формированию личностных УД (самоопределение) такой прием работы, как написание эссе. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и может быть в качестве домашней работы. Темы для написания эссе могут быть, например, такие: «Как в России покончить с зависимостью от импорта», «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России», «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».

Во всех параграфах учебника присутствует специальная графически оформленная система повторения и подготовки «Легкий экзамен» с целью подготовки к ответу, проверочной работе, экзамену. Формированию регулятивных умений (контроль, оценка успешности усвоения) помогает рубрика «Не забудьте отметить свои достижения» ( для учащихся 6–7 классов), когда после изучения каждой темы ученик заполняют таблицу из 3-х столбцов: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно». Развитие личностных и регулятивных умений идет через портфолио ученика по географии.

Таким образом, формирование УУД строится:

– на изучении и анализе информации: текста, карт, рисунков, фотографий, статистических данных;

– на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»;

– на изучении текста рубрики «Стоп-кадр», углубляющей, поясняющей, «смягчающей» теоретическое содержание;

– на рефлексии («как я делаю», «зачем я делаю», «так ли я сделал»);

– на анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы;

– на поиске информации в Интернете.

Организация различных видов деятельности осуществляется индивидуально, в процессе групповой и фронтальной работы.

Особенностью учебников серии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов «Учимся с «Полярной звездой»», ориентированных на развитие географических, социальных, коммуникативных  и информационных  компетенций.  В качестве примера можно привести урок в 5 классе «Движения Земли».

Организация работы с теллурием, демонстрация ресурса и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращается внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организуется  беседа по Рис. 13 и заполнение Таблицы 1 (текст рубрики «Шаг за шагом»).

Предлагается задание на вычисление продолжительности суток по скорости вращения 10, 15, 30 градусов в час. Организуется обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подведение  к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Для формирования данного умения совместно с учащимися составляется Схема 1 «Географические следствия вращения Земли». Далее дается задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом. Ученики следят за движением модели, определяют продолжительность года, вспоминают понятия «экватор», «тропики», «полюса», показывают их на карте полушарий. По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли. В конце подводятся итоги урока составляется Синквейн «Движение Земли. Закрепляют ученики свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий. Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей по классу.

Уроков-практикумов в курсе 7 класса – 5, 8 класса – 3, в 9 классе – 14, всего – 22.

В 7 классе это работа с различными источниками информации (изучаем фотографии, читаем карту, анализируем диаграмму, ищем информацию в Интернете) и разработка проектов «Создание национального парка в Танзании» и «Традиции и обычаи народов мира» продукты проектной деятельности могут быть самые разнообразные: макет парка, карта-схема, национальный костюм, блюдо их презентация и т.д. В 8 классе уроки-практикумы отрабатывают умение решать проблемы: «Преобразования рек», «Развитие АПК», «Развитие сферы услуг», последние на примере своего населенного пункта, они предполагают проведение анкетирования, мини-исследования, проектирование данной сферы.

Рисунок 6

В 9 классе уроки-практикумы отрабатывают умения работать с научно-популярным текстом, с информацией Интернет, составлять карту, разрабатывать проект, готовиться и проводить дискуссию, готовить и презентовать реферат. Формы и методы проведения таких уроков самые разнообразные: деловая игра при составлении картосхемы «Северной Магнитки», урок-аукцион «Путешествие по Транссибу», метод SWOT-анализа при разработке проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХI века». Проект представляет комплекс программ, стимулирующих развитие данной территории.

Таким образом, уроки-практикумы способствуют формированию и отработке всех видов УУД в комплексе, формируют умения познавательные (работа с информацией, формирование умения анализировать ситуацию), личностные (свое отношение к проблеме, личностное самоопределение), коммуникативные (ведение дискуссии, сотрудничество при работе в группе), регулятивные (целеполагание, саморегуляция).

Так как уроков-практикумов довольно много, проведение данных уроков требует длительной, тщательной подготовки учителя. Особенностью курса 7 класса являются параграфы-путешествия. Их в курсе 10. В уроках-путешествиях реализованы идеи страноведческого, компетентностного, деятельностного подходов. Они «созвучны» возрасту учащихся седьмого класса. В путешествиях создается «особая географическая картина мира, мира с человеком, причем, это не просто сочетание мира и человека – это осознание человеком своего места в мире». Главные составляющие урока-путешествия по учебнику – это, в первую очередь, организация учебной деятельности на основе алгоритма.

Для осознанной работы с текстом учебника учащиеся знакомятся с рубрикой «Шаг за шагом», в которой помещен алгоритм проведения путешествий по материку. С помощью этого алгоритма организуется учебная деятельность учащихся, развивается умение «учить учиться».

Второй важной составляющей любого путешествия по материкам являются помещенные в учебнике карты-навигаторы.

Третьим важным составляющим параграфа-путешествия является привлечение помещенных в Приложении учебника физических карт мира и отдельных материков.

Четвертая важная составляющая – текст учебника с иллюстрациями. Наиболее сложное при изучении текста – научиться понимать текст, сопоставлять его с картой и рисунками. Особенностью текста является его квантирование – разбивка на небольшие порции, соответствующие маршруту от одной точки до другой.

Пятая важная составляющая – наличие инструкций и напоминаний, которые лучше организуют работу. Кроме того, после каждого маршрута в качестве обобщения включено рефлексивное задание «пролетая над Сахарой, я увидел…(продолжи)», которое учащиеся выполняют в различных формах: в форме устного и письменного рассказа, эссе, репортажа от первого лица, написания странички дневника, составления кластера, создания рисунка, схемы.

Шестое важное составляющее параграфа-путешествия по материку – работа с разноуровневой системой заданий рубрик: «Это я могу», «Это я знаю», «Это мне интересно».

Задания помогают лучше усвоить изученное, обратить внимание на изюминки. Проведение уроков-путешествий требует использование всего многообразия средств наглядности: фотографии, слайды, электронные презентации, фрагменты видеофильмов и др.

На уроке используются сувениры, привезенные из путешествий учениками, их родителями, а также непосредственные природные и культурные объекты (песок из Сахары, который можно потрогать, маски, традиционные украшения и др.), а также используются «живое слово» – выдержки из дневников и описаний путешественников, писателей, ученых, рассказов учителя и самих учеников. Формированию УДД способствует самостоятельная работа учащихся в тетради-тренажере.

Задания тренажера объединены в рубрики (название и содержание которых на слайде). Рубрика УУД, пример: «работаем с информацией (анализ таблиц, графиков, диаграмм, других источников информации). Используя текст учебника и карту, заполните пропуски в предложениях. Работаем с картой: проанализируйте комплексную карту Северной Америки, определите какие природные зоны претерпели сильные изменения в результате деятельности человека, объясните почему?

Изучаем на практике познавательные умения (добывать новые знания и использовать их для решения практических задач). Сравните рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки сравнения, оформите в таблицу, сделайте вывод по результатам сравнения. Решаем проблемы познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Как бы изменился климат Северной Америки, если бы  Кордильеры находились на востоке материка?

В копилку житейского опыта личностные: с какими географическими объектами Северной Америки связано ваше восприятие материка? Охарактеризуйте 5-6 наиболее интересных (схема). Легкий экзамен. Регулятивные: тест, контурная карта.»

Заключение

УМК «Полярная звезда» полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения в вопросе формирования УУД, обеспечивает педагога всем необходимым инструментарием для его реализации: структуированный в соответствии с требованиями стандарта учебник и рабочая тетрадь для ученика, поурочные разработки, конструктор текущего контроля, пособие «Проекты и творческие работы» для учителя.

Используются элементы технологии работы с различными текстами; компьютерные технологии; технологии социального взаимодействия (дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры, групповая работа); практико-ориентированные технологии (проекты, практикумы); игровые технологии, технологии аутентичного оценивания (технологии достижений): тесты, кейс-технологии.

Все это способствует применению совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края, т.е. на формирование компетенции учащегося.

Список литературы:

1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. Академический учебник «География 5–9 класс» УМК «Полярная звезда». М.: Просвещение, 3-е изд. 2013.
2. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. Рабочая программа. М.: Просвещение, 2011.
3. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. Методические материалы. 10 кл. М.: «Просвещение», 2009.
4. Николина В.В. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 5–9 класса. М.: Просвещение, 2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0