Рубрики
Литература

Ясько О.Н. «Интервью с Михаилом Лермонтовым»: проект по литературе для учащихся 9-го класса

Ясько Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 2051 «Педагогический комплекс» г. Москвы,
olgayasko1@gmail.com

 

Вид проекта: ролевой проект.

Цели проекта для учителя: познакомить с биографией Лермонтова, с историей создания романа «Герой нашего времени», с особенностями композиции романа.

Цели проекта для учеников: создать интервью с Лермонтовым, снять интервью на видео.

Материально-техническое оснащение: видеокамера, костюмы, стилизованные под начало 19 века, грим, текст романа «Герой нашего времени», тексты критических статей о романе (см. список литературы).

Ожидаемые результаты проекта

Личностные результаты: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; у ученика формируется мотивация познавательного интереса.

Предметные результаты: ученик умеет создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, формулировать проблематику произведения, давать характеристику героям, анализировать сюжет и композицию произведения.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, составлять и осуществлять план решения задач.

Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные: взаимодействие, кооперация со всеми участниками проекта, уметь строить монологическое высказывание.

Виды деятельности: чтение и анализ статей, создание собственных текстов, актерская игра.

Этапы проекта:

1. Постановка проблемы, разработка темы. Учащиеся знакомятся с противоречивыми отзывами критиков на роман «Герой нашего времени», с неоднозначными воспоминаниями о самом Лермонтове.

2. Постановка цели. Учащиеся ставят перед собой цель создать образ Лермонтова, выяснить истинные мотивы Лермонтова при создании романа и характера главного героя, найти взаимосвязь с биографией классика.

3. Формулирование ожидаемых результатов, задач. Учащиеся прогнозируют создание интервью и видео по этому сценарию.

4. Планирование действий с определением ресурсов и подбор способов достижения. Учащиеся распределяют источники информации для изучения, роли для съемок: Лермонтов, журналист, оператор, сценарист.

5. Выполнение проекта. При создании интервью ориентиром для учащихся могут служить предложенные учителем вопросы журналиста, ответы на которые учащиеся должны сформулировать от лица М.Ю. Лермонтова, опираясь на прочтённые материалы.

6. Подведение итогов и формулирование выводов. Презентация проекта. Предполагается просмотр видео на уроке литературы, посвящённом знакомству с романом «Герой нашего времени».

Вариант сценария

Ж.: Здравствуйте, Михаил Юрьевич. Благодарим, что почтили нас своим присутствием на нашей передаче. Главной темой нашей беседы будет вышедший недавно в свет Ваш роман «Герой нашего времени». Прежде всего расскажите, откуда такой сюжет?

М.Л.: Первые главы я начал писать ещё в 37-м году, в ссылке. Её причины, полагаю, напоминать не нужно. Именно под впечатлением моего пребывания на Кавказе и были созданы эти главы.

Ж.: Конечно, все мы знаем, что причиной ссылки стало скандальное стихотворение «Смерть поэта». После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина многие критики, Виссарион Григорьевич Белинский в частности, прочат Вам место во главе современной русской литературы. В таком случае, есть ли в Вашем первом большом прозаическом опыте что-то родственное роману Пушкина «Евгений Онегин»?

М.Л.: Как ни странно, наши романы чем-то схожи по жанру. Если помните, Пушкин назвал свой роман «собраньем пёстрых глав». Я, как и Александр Сергеевич, уделил в романе важную роль авторской воле: в изложении событий важна не хронология, не острота сюжета, но эмоциональное и психологическое раскрытие характеров.

Ж.: Кстати, о главах. Любой внимательный читатель приметит, что последовательность событий нарушена: фабула и сюжет не совпадают. С какой целью Вы использовали такое расположение глав, объединив их в роман?

М.Л.: Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Наблюдая моего героя в разных ситуациях, в разном возрасте, в разном состоянии, можно глубже понять суть произошедших с ним изменений, понять сущность его характера.

Ж.: По своему опыту могу сказать, что каждая из глав читается отдельным законченным произведением отчасти и потому, что в них меняется рассказчик. Такова ли была Ваша задумка?

М.Ю.: С каждой новой главой читатель всё ближе подбирается к сути героя. Всего яснее можно понять Печорина, когда он сам безжалостно признается себе в своих слабостях, когда он, тонкий психолог вскрывает мысли и мотивы других героев.

Ж.: Как Вы оцениваете противоречивые отзывы публики о главном герое, которого Вы называете «героем нашего времени», и острую полемику, вызванную публикацией романа?

М.Л.: Боюсь, что многие моих воззрений не поняли. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Поэтому наши глубокоуважаемые критики называют моего главного героя клеветнической карикатурой.

Ж.: Позвольте уточнить: Вы имеете в виду Григория Печорина? Многие принимали поначалу за героя времени Максима Максимыча.

М.Л.: Разумеется, Печорина. Хотя не стоило удивляться тому, что даже император (Николай Первый – ред.) сочтет главным героем Максима Максимыча как якобы истинно русский характер.

Ж: Так как же понимать вашего Печорина? Неужели это действительно портрет героя первой половины 19 века?

М.Л.: Милостивый государь мой, это точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Ж: Но разве может человек быть так дурен? Не слишком ли Вы сгущаете краски и насмехаетесь над своими современниками?

М.Л.: Ежели Вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же Вы не веруете в действительность Печорина? Если Вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у Вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы Вы того желали?..

Ж: Кстати, о правде. Ходят слухи, что в образе главного героя Вы изобразили себя…

М.Л.: Старая и злая шутка! Помилуйте, я не был бы настолько безвкусен. Мне просто было весело рисовать современного человека, каким я его понимаю, и, к моему и вашему несчастью, слишком часто встречал.

Ж.: Однако неужели Вы не встречали поистине благородных людей, достойных стать героями романа и называться героями нашего времени без иронии?

М.Л.: Довольно людей кормили сластями. На то есть у нас множество дарований, да хоть господин Марлинский. У людей от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб я имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!

Ж.: Как я понимаю, этот роман – только начало Ваших творений в прозе. Есть ли у Вас новые планы, сюжеты?

М.Ю.: Ещё до «Героя нашего времени» я начинал другой роман, «Княгиня Лиговская». В нём Вы встретите и моего Печорина, и Веру. Конечно, когда я допишу и опубликую роман. Планов много, честно говоря. Задумываю свой журнал, и – скажу по секрету – роман-трилогию.

Ж.: Раз уж Вы решили приоткрыть завесу тайны, поделитесь задумкой романа-трилогии?

М.Ю.: Хочу отразить в ней три эпохи: царствование Екатерины Второй, Александра Павловича и наше время – правление Николая Павловича.

Ж.: Планы у Вас грандиозные. А как же ваша служба в действующей армии – не помешает?

М.Ю.: Пребывая в Петербурге, беспрестанно хлопочу об отставке. Смею надеяться, что уж изволит-таки государь отпустить меня и позволит заниматься тем, что предначертано мне свыше.

Ж.: Что ж, Михаил Юрьевич, ждём с нетерпением ваших новых творений, желаем Вам нескончаемого вдохновения и плодотворной литературной работы – ведь Вы ещё так молоды и столько всего можете написать!

М.Ю.: Благодарю, благодарю. Написать-то я напишу – нашелся бы достойный понимающий читатель для моих произведений…

Комментарии

Данное интервью также можно использовать в уже представленном виде не только для создания видеопроекта, но и для анализа в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке открытия нового знания по истории создания и композиции романа «Герой нашего времени».

Список литературы:

1. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Динерштейн Е.Е., Миронова К.В. Я – другой. М.Ю. Лермонтов: Учебная книга по русской филологии. М.: Илекса, 2011.
2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М.: Русский язык, 1979.
3. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1999.
4. Федякина С.Р. Герой нашего времени. Взгляд критики: статьи Белинского В.Г., Шевырева С.П., Андреевского С.А. и др. М.: Русский путь, 2004.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.