Рубрики
Музыка

Игровой метод на уроках и во внеурочной деятельности по музыке в 5 классе. Интеллектуальная игра «За семью печатями»

Завершая изучение того или иного блока школьной дисциплины, учитель обращается к различным формам итогового контроля. В рамках предмета «Музыка» наряду с привычными заданиями (тесты, музыкальная викторина, опрос и т.п.) привлекательным как для детей, так и для взрослых является игровой метод, который может применяться и во внеурочной деятельности. Представленная ниже интеллектуальная командная игра «За семью печатями» была разработана и апробирована в рамках «Предметной недели искусств», ежегодно проводимой в ГБОУ «Школе № 2036». В этом году отмечался 175-летний юбилей П.И. Чайковского. Вот почему ключевой фигурой – Героем, «спрятанным» за 7-ю печатями, стал именно этот композитор.

0
Ларина Мария Геннадьевна,
учитель музыки,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2036»,
mariyalarin@yandex.ru

 

Завершая изучение того или иного блока школьной дисциплины, учитель обращается к различным формам итогового контроля. В рамках предмета «Музыка» наряду с привычными заданиями (тесты, музыкальная викторина, опрос и т.п.) привлекательным как для детей, так и для взрослых является игровой метод, который может применяться и во внеурочной деятельности. Представленная ниже интеллектуальная командная игра «За семью печатями» была разработана и апробирована в рамках «Предметной недели искусств», ежегодно проводимой в ГБОУ «Школе № 2036». В этом году отмечался 175-летний юбилей П.И. Чайковского. Вот почему ключевой фигурой – Героем, «спрятанным» за 7-ю печатями, стал именно этот композитор.

Основная цель: через игровую деятельность закрепить материал, полученный в ходе освоения программы. Важнейшая задача – развить коммуникативные навыки обучающихся в процессе командных действий.

За основу интеллектуальной игры взяты правила известной детской телеигры-викторины, выходившей на каналах «Культура» и «Карусель» [1].

Условия игры

1. Участники: команды 5-х классов по 6 человек. Остальные – болельщики.

2. Каждая команда придумывает собственное название и рисует эмблему.

3. От каждой команды выдвигается представитель – участник Музыкальной паузы. Приветствуется любая форма исполнительства*.

4. Необходимое оборудование, материалы:

• столы, стулья;

• проектор, музыкальный центр, РС;

• на каждом столе – чистые листы для работы над заданием, звуковые чаши для сигнала «Готов ответить!»;

• у Ведущего – печать;

• награды для победителей, а также поощрение самого активного участника от всех команд (выбирают ребята).

Правила игры

1. Есть главный Герой, имя которого может быть угадано уже с самого начала игры, но пока команды не пройдут все 7 заданий – печатей, они не могут его назвать.

2. Каждое задание заключает в себе информацию о Герое и его окружении. В качестве музыкальной подсказки звучат отрывки из произведений того или иного зашифрованного автора.

3. Право отвечать предоставляется команде, которая первой подала звуковой сигнал.

4. После обсуждения ответ записывается на листе и в случае его правильности, заверяется печатью Ведущего.

5. Если команды не дают правильного ответа, это может сделать болельщик. Таким образом, он принесет печать своим товарищам.

6. Побеждает команда, набравшая наибольшее число печатей.

7. Самое главное правило: взаимное уважение всех участников.

Ход игры

Презентация, Слайд 2 – заставка «За 7 печатями», сопровождаемая гимном Gaudeamus igitur.

Задание 1-й печати.

Ведущий: все мы родом из детства. Впечатления, полученные  в детские годы, нередко остаются яркими метами в памяти и в душе на всю оставшуюся жизнь. Для нашего Героя в детстве откровением стала музыка этого композитора. Услышав его оперу «Дон-Жуан», наш герой полюбил ее на всю жизнь. В письме к другу он как-то написал: «Умирая, я желал бы слушать отрывки из «Дон-Жуана». И признавался: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, – я обязан этому композитору».

Кумир нашего героя прожил короткую жизнь. В детстве он был очень знаменит, а повзрослев, не всегда имел в кармане лишнюю монету. Его жизнь и его смерть окутана легендами.

ИТАК! Послушайте музыкальный отрывок и ответьте: КАКОЙ КОМПОЗИТОР БЫЛ КУМИРОМ НАШЕГО ГЕРОЯ?

Презентация, Слайд 3 – В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза. (Хор Венского общества друзей музыки и Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян).

* Верный ответ – Слайд 4 с портретом Моцарта.

Задание 2-й печати.

Ведущий: Наш герой вырос и уехал учиться в Санкт-Петербург. Его ждала совсем не музыкальная карьера. Но однажды он познакомился с человеком, который изменил его жизнь. Наш герой до конца своих дней считал этого человека великим и честным, чуждым низости и пошлости. Он называл его «царь пианистов». Вместе со своим младшим братом этот человек основал высшие музыкальные заведения в Санкт-Петербурге и Москве. Наш герой учился в первом и преподавал во втором.

ИТАК! Послушайте произведение и ответьте: КТО БЫЛ УЧИТЕЛЕМ НАШЕГО ГЕРОЯ?

Презентация, Слайд 5 – изображены здания Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. А.Г. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (стихи М. Лермонтова). Исполняют: Женя Таланов, Иван Козловский, Петр Никитин (ф-но).

* Верный ответ – Слайд 6 с портретом А. Рубинштейна.

Задание 3-й печати.

Ведущий: наш герой очень часто путешествовал. И как человек творческий, он отражал свои впечатления в музыке. Мы знаем, что в каждой стране есть своя народная музыка, особые, присущие ей музыкальные жанры. Вам предстоит послушать и ответить на вопрос:

В КАКОЙ СТРАНЕ И В КАКОМ ГОРОДЕ ЧАСТО БЫВАЛ НАШ ГЕРОЙ?

Презентация, Слайд 7 – Изображения достопримечательностей Италии, Австрии, Франции, Англии. Ф. Шуберт «Баркарола» (исполняет Мария Максакова-младшая).

* Верный ответ – Слайд 8 с видом Венеции.

Музыкальная пауза – ребята исполняют приготовленные номера.

Задание 4-й печати.

Ведущий: наш герой был по натуре романтиком. Его музыку относят к направлению в искусстве, которое называется РОМАНТИЗМ. Всех романтиков очень интересует внутренний мир человека, его чувства, переживания, сны и фантазия. А еще романтикам всегда были интересны сказки. Наш герой дружил с одним русским музыкальным сказочником.

ИТАК! Послушайте произведение и ответьте: КТО БЫЛ ДРУГОМ НАШЕГО ГЕРОЯ?

Презентация, Слайд 9 – Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Песня Индийского гостя (Иван Козловский, Оркестр ГБАТ СССР. Дирижер Н. Голованов).

* Верный ответ – Слайд 10 с портретом Н.А. Римского-Корсакова.

Задание 5-й печати.

Ведущий: наш герой некоторое время работал музыкальным критиком в одной газете. Он ездил за границу, посещал разные концерты, знакомился с произведениями других композиторов и писал о них статьи. Об одном из великих иностранных композиторов наш герой написал: «его музыка нас тревожит, волнует, восхищает». И не удивительно! Судьба этого композитора была печальна: он очень любил свою Родину, но вынужден был половину жизни прожить в чужой стране. И только после смерти его сердце навсегда стало принадлежать Родине.

ИТАК! Послушайте и ответьте: О КОМ ПИСАЛ НАШ ГЕРОЙ?

Презентация, Слайд 11. Ф. Шопен. Вальс до-диез минор, Ор. 64 № 2 (Станислав Нейгауз).

* Верный ответ – Слайд 12 с фотографией Ф. Шопена.

Задание 6-й печати.

Ведущий: в своих произведениях наш герой часто обращается к народным темам и образам. Он использует в симфониях русские и украинские народные песни, подражает звучанию народных инструментов – гармоники, шарманки. У него даже есть пьеса под названием «Баба-яга». Наш герой был не единственным композитором, которого вдохновляли народные сказания.

Послушайте и ответьте: КТО АВТОР, ВДОХНОВИВШИЙСЯ РУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ,  И КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОН НАПИСАЛ?

Презентация, Слайд 13 – В.И. Билибин, иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». А.К. Лядов. Народное сказание для оркестра «Кикимора» (Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Е. Светланов).

* Верный ответ – Слайд 14 с портретом А.К. Лядова.

Задание 7-й печати.

Ведущий: наш герой известен всему миру. Его музыку любят взрослые и дети. Его имя носит консерватория и престижный музыкальный конкурс. Это о нем сказал другой величайший русский композитор: «Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие». И сейчас мы откроем 7-ю печать и ответим на вопрос: КТО НАШ ГЕРОЙ?

Презентация, Слайд 15 – П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Оркестр ГАБТ СССР. Дирижер Г. Рождественский).

* Верный ответ – Слайд 16 с портретом П. И. Чайковского.

Ведущий: пришло время подсчитать печати и определить победителя.

Слайд 17

Презентация и аудиозаписи для проведения занятия доступны по ссылке.

* – В данном случае ребята играли на кларнете, флейте, фортепиано.

1. Детская телеигра-викторина «Карусель». Канал «Культура» [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20041031123943/http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=856 (дата обращения: 14.09.2015).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0