Рубрики
Воспитательная работа

Гражданско-патриотическое воспитание школьников на примере творческого объединения «Краеведение»

Патриотизм является нравственной категорией, и он неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На уровне личности патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственности, идеалах, нормах поведения. Начинается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, идет через воспитание любви родному городу, ученическому коллективу, традициям, истории. А главный итог формирования патриотизма – это воспитание любви к своему Отечеству.

0
Дмитриева Екатерина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1631,
katya-teach@mail.ru

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Д.С. Лихачев

Патриотизм является нравственной категорией, и он неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На уровне личности патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственности, идеалах, нормах поведения. Начинается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, идет через воспитание любви родному городу, ученическому коллективу, традициям, истории. А главный итог формирования патриотизма – это воспитание любви к своему Отечеству.

1. Как воспитать гражданина страны?

2. Как воспитать в детях чувство патриотизма и активной гражданской позиции?

3. Как создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Эти вопросы я задавала себе, планируя свои занятия.

К большому сожалению, мой опыт показывает, что мы педагоги зачастую ограничены в возможностях влиять на развитие школьников как патриотов. Кроме того, педагоги часто встречаются с трудностями:

– методическими (необходимо учитывать специфику предмета, возрастные особенности детей, и учитывать содержание образовательной программы на той или иной ступени обучения);

– организационными;

– психологическими (т.к начинается процесс формирования патриотизма в семье и привить любовь к Родине можно только в результате совместной деятельности семьи и школы).

Указанные особенности определили и главную цель работы творческого объединения «Краеведение»: это воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой родной край. Для реализации данной проблемы были поставлены следующие задачи:

– образовательная: формирование гражданственности школьников на основе знаний о родном крае – Московском столичном регионе, о его прошлом и настоящем;

– воспитательная: воспитать у обучающихся в творческом объединении «Краеведение» чувство любви к своему городу, родному краю.

За основу мной была выбрана программа Е.Ю. Ривкина «Московия», которая направлена на информационную адаптацию к родному городу.

Для реализации задач было решено использовать все формы работы: это и самостоятельное изучение, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, внеклассные мероприятия и т.д.

Форма реализации деятельности – групповая, поэтому для реализации поставленных задач необходимо соблюдение ряда условий:

– наличие группы детей в возрасте от 12 лет и старше в количестве от 8 до 15 человек;

– состояние здоровья детей должно соответствовать возможностям участия в экскурсионной деятельности;

– возможность работы в режиме 4 часа в неделю (40 учебных недель);

– возможность сочетать аудиторные коллективные, групповые и индивидуальные занятия с коллективными экскурсионными поездками по Москве и области;

– материальное оснащение, необходимое для походов по Подмосковью, карты Москвы и об­ласти, средства наглядности, ТСО.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 лет, что связано с большим количеством экскурсий по городу и Подмосковью. Количество детей в группе со­ставляет от 8 до 15 человек: это количество детей оптимально для проведения экскурсий. Содержание Программы реализуется в течение 1 учебного года из расчета: 36 недель по 4 часа (2 часа теории, 2 часа – экскурсионные занятия) с годовой нагрузкой 144 часа. Программа реализуется в несколько этапов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока Тема

Занятия

Кол- во

часов

Тема

экскурсионно-полевого

 занятия

Кол-во

часов

1 Введение 2
Раздел I. Древняя Москва — 60 часов (30 часов теория, 30 часов экскурсионные занятия)
2 Откуда пошла Москва. Деревянный Кремль. Растительный мир Москвы прошлого и настоящего. Деревянное зодчество. 2 Экскурсия на «Красную площадь» 2
3 «Растительные» топонимы. 2 Экскурсия по улицам Москвы 2
4 Каменный Кремль. Мячковский известняк. Кирпич. 2 Нижнее Мячково 2
5 Город на семи холмах. Рельеф прошлого и настоящего. 2 Лосиноостровский национальный парк 2
6 Карст. Топонимы, связанные с рельефом. Ландшафтная архитектура. 2 Измайлово 2
7 Москва-река. Влияние рек на становление и развитие столицы. 2 Прогулка по долине реки Пресни 2
8 Реки под землей. Гидротопонимы. Водоснабжение Москвы. 2 Прогулка по долине реки Неглинной, Черторыя 2
9 Московский климат и его влияние на архитектуру, одежду, праздники, быт старой Москвы. 2  Посещение метеостанция МГУ 2
10 Загрязнение воздуха. Экологическое ориентирование. 2 Экскурсия на Мусоросжигательный завод 2
11 Влияние природных осо­бенностей Московии на быт, традиции, жизнь, производство древних москвичей. 2  Посещение Третьяковской галереи 2
12 Кален­дарь родной природы. Старомосковский календарь. 2 2
13 Исторический календарь. Дела рат­ные. Москва – непобедимая. 2 Посещение «Бородинской понарамы» 2
14 Церковный календарь. Как строились церкви. Устройство церкви. По путям религиозных паломничеств русских царей. 2 Новодевичий монастырь, Храм Христа Спасителя 2
15 Прошлое в современной Москве. 2 Усадьба «Коломенское» 2
16 Прошлое в современной Москве. 2 Усадьба «Узкое» 2
Раздел 2. Московские округа – 42 часов (20 часов теория, 22 часа экскурсионные занятия)
17 Историко-архитектурные части города. Памятные места Центра – Кремль, Китай-город. Зоны в пределах Бульварного кольца. Зоны в пределах Садового кольца. Другие памятные места Центрального округа архитектурные особенности, памятные места. Как доехать от дома до этих мест. Что, показать приезжему. 2 Прогулка по Садовому кольцу 2
18 Система городского транспорта. Как пользоваться транспортом. Как проехать по Москве.

Лицо московских округов: хозяйство (обзор), экология, интересные места.

2 Экскурсия в Московский Метрополитен 2
19 Северо-Западный АО: Серебряный бор, Строгино. 2 Серебряный бор 2
20 Север­ный АО: Ходынское поле, ипподром, Петровский подъездной дворец, ТСХА, Северный речной порт и др. 2 Северный речной порт 2
21 Северо-Восточный АО: Останкино, Главный ботанический сад РАН.

Путешествия по карте по московским округам.

2 Прогулка в Ботанический сад 2
22 Восточный АО: Сокольники, Лосиноостровский национальный парк, Измайлово, Чер­кизово, Кусково и др. 2 Лосиноостровский национальный парк 2
23 Юго-Восточный АО: Кузьминки. 2 Кузьминки 2
24 Южный АО: Царицыно, Коломенское, Дьяково. 2 Коломенское 2
25 Юго-Западный АО: Битцевский лесопарк. 2 Битцевский лесопарк. 2
26 Западный АО: комплекс МГУ, Воробьевы горы, Крылатское. 2 Комплекс МГУ, Воробьевы горы, Географический музей МГУ 2
 Раздел 3.  Вокруг столицы – 40 часов (20 часов теория, 20 часов экскурсионные занятия)
27 Природное окружение Москвы. 2
28 Природно-территориальные комплексы Москов­ской области. 2
29 Рекреационные ресурсы. 2 Парк «Лианозово» 2
30 Виды природных ресурсов и их использо­вание. 2
31 Старейшие города области: Дмитров. 2 Поездка в  г.Дмитров 4
32 Старейшие города области: Волоколамск. 2 Поездка в г.Волоколамск 4
33 Старейшие города области: Сергиев Посад. 2 Поездка в г.Сергиев Посад 4
34 Современные города МО: Долгопрудный. 2 Поездка в г.Долгопрудный 2
35 Современные города МО: Лобня. 2 Поездка в г.Лобня 2
36 Современные городское поселение МО: Икша. 2 Поездка в ГП Икша 2

Итого: 144 часа (72 часа теории, 72 часа экскурсионные занятия).

Результатом освоения данной программы предполагается:

– формирование понятий о малой родине – Москве;

– воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу;

– формирование активной жизненной позиции.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0