Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Д.С. Лихачев
Патриотизм является нравственной категорией, и он неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На уровне личности патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственности, идеалах, нормах поведения. Начинается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, идет через воспитание любви родному городу, ученическому коллективу, традициям, истории. А главный итог формирования патриотизма – это воспитание любви к своему Отечеству.
1. Как воспитать гражданина страны?
2. Как воспитать в детях чувство патриотизма и активной гражданской позиции?
3. Как создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Эти вопросы я задавала себе, планируя свои занятия.
К большому сожалению, мой опыт показывает, что мы педагоги зачастую ограничены в возможностях влиять на развитие школьников как патриотов. Кроме того, педагоги часто встречаются с трудностями:
– методическими (необходимо учитывать специфику предмета, возрастные особенности детей, и учитывать содержание образовательной программы на той или иной ступени обучения);
– организационными;
– психологическими (т.к начинается процесс формирования патриотизма в семье и привить любовь к Родине можно только в результате совместной деятельности семьи и школы).
Указанные особенности определили и главную цель работы творческого объединения «Краеведение»: это воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой родной край. Для реализации данной проблемы были поставлены следующие задачи:
– образовательная: формирование гражданственности школьников на основе знаний о родном крае – Московском столичном регионе, о его прошлом и настоящем;
– воспитательная: воспитать у обучающихся в творческом объединении «Краеведение» чувство любви к своему городу, родному краю.
За основу мной была выбрана программа Е.Ю. Ривкина «Московия», которая направлена на информационную адаптацию к родному городу.
Для реализации задач было решено использовать все формы работы: это и самостоятельное изучение, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, внеклассные мероприятия и т.д.
Форма реализации деятельности – групповая, поэтому для реализации поставленных задач необходимо соблюдение ряда условий:
– наличие группы детей в возрасте от 12 лет и старше в количестве от 8 до 15 человек;
– состояние здоровья детей должно соответствовать возможностям участия в экскурсионной деятельности;
– возможность работы в режиме 4 часа в неделю (40 учебных недель);
– возможность сочетать аудиторные коллективные, групповые и индивидуальные занятия с коллективными экскурсионными поездками по Москве и области;
– материальное оснащение, необходимое для походов по Подмосковью, карты Москвы и области, средства наглядности, ТСО.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 лет, что связано с большим количеством экскурсий по городу и Подмосковью. Количество детей в группе составляет от 8 до 15 человек: это количество детей оптимально для проведения экскурсий. Содержание Программы реализуется в течение 1 учебного года из расчета: 36 недель по 4 часа (2 часа теории, 2 часа – экскурсионные занятия) с годовой нагрузкой 144 часа. Программа реализуется в несколько этапов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема
Занятия |
Кол- во
часов |
Тема
экскурсионно-полевого занятия |
Кол-во
часов |
1 | Введение | 2 | ||
Раздел I. Древняя Москва — 60 часов (30 часов теория, 30 часов экскурсионные занятия) | ||||
2 | Откуда пошла Москва. Деревянный Кремль. Растительный мир Москвы прошлого и настоящего. Деревянное зодчество. | 2 | Экскурсия на «Красную площадь» | 2 |
3 | «Растительные» топонимы. | 2 | Экскурсия по улицам Москвы | 2 |
4 | Каменный Кремль. Мячковский известняк. Кирпич. | 2 | Нижнее Мячково | 2 |
5 | Город на семи холмах. Рельеф прошлого и настоящего. | 2 | Лосиноостровский национальный парк | 2 |
6 | Карст. Топонимы, связанные с рельефом. Ландшафтная архитектура. | 2 | Измайлово | 2 |
7 | Москва-река. Влияние рек на становление и развитие столицы. | 2 | Прогулка по долине реки Пресни | 2 |
8 | Реки под землей. Гидротопонимы. Водоснабжение Москвы. | 2 | Прогулка по долине реки Неглинной, Черторыя | 2 |
9 | Московский климат и его влияние на архитектуру, одежду, праздники, быт старой Москвы. | 2 | Посещение метеостанция МГУ | 2 |
10 | Загрязнение воздуха. Экологическое ориентирование. | 2 | Экскурсия на Мусоросжигательный завод | 2 |
11 | Влияние природных особенностей Московии на быт, традиции, жизнь, производство древних москвичей. | 2 | Посещение Третьяковской галереи | 2 |
12 | Календарь родной природы. Старомосковский календарь. | 2 | 2 | |
13 | Исторический календарь. Дела ратные. Москва – непобедимая. | 2 | Посещение «Бородинской понарамы» | 2 |
14 | Церковный календарь. Как строились церкви. Устройство церкви. По путям религиозных паломничеств русских царей. | 2 | Новодевичий монастырь, Храм Христа Спасителя | 2 |
15 | Прошлое в современной Москве. | 2 | Усадьба «Коломенское» | 2 |
16 | Прошлое в современной Москве. | 2 | Усадьба «Узкое» | 2 |
Раздел 2. Московские округа – 42 часов (20 часов теория, 22 часа экскурсионные занятия) | ||||
17 | Историко-архитектурные части города. Памятные места Центра – Кремль, Китай-город. Зоны в пределах Бульварного кольца. Зоны в пределах Садового кольца. Другие памятные места Центрального округа архитектурные особенности, памятные места. Как доехать от дома до этих мест. Что, показать приезжему. | 2 | Прогулка по Садовому кольцу | 2 |
18 | Система городского транспорта. Как пользоваться транспортом. Как проехать по Москве.
Лицо московских округов: хозяйство (обзор), экология, интересные места. |
2 | Экскурсия в Московский Метрополитен | 2 |
19 | Северо-Западный АО: Серебряный бор, Строгино. | 2 | Серебряный бор | 2 |
20 | Северный АО: Ходынское поле, ипподром, Петровский подъездной дворец, ТСХА, Северный речной порт и др. | 2 | Северный речной порт | 2 |
21 | Северо-Восточный АО: Останкино, Главный ботанический сад РАН.
Путешествия по карте по московским округам. |
2 | Прогулка в Ботанический сад | 2 |
22 | Восточный АО: Сокольники, Лосиноостровский национальный парк, Измайлово, Черкизово, Кусково и др. | 2 | Лосиноостровский национальный парк | 2 |
23 | Юго-Восточный АО: Кузьминки. | 2 | Кузьминки | 2 |
24 | Южный АО: Царицыно, Коломенское, Дьяково. | 2 | Коломенское | 2 |
25 | Юго-Западный АО: Битцевский лесопарк. | 2 | Битцевский лесопарк. | 2 |
26 | Западный АО: комплекс МГУ, Воробьевы горы, Крылатское. | 2 | Комплекс МГУ, Воробьевы горы, Географический музей МГУ | 2 |
Раздел 3. Вокруг столицы – 40 часов (20 часов теория, 20 часов экскурсионные занятия) | ||||
27 | Природное окружение Москвы. | 2 | ||
28 | Природно-территориальные комплексы Московской области. | 2 | ||
29 | Рекреационные ресурсы. | 2 | Парк «Лианозово» | 2 |
30 | Виды природных ресурсов и их использование. | 2 | ||
31 | Старейшие города области: Дмитров. | 2 | Поездка в г.Дмитров | 4 |
32 | Старейшие города области: Волоколамск. | 2 | Поездка в г.Волоколамск | 4 |
33 | Старейшие города области: Сергиев Посад. | 2 | Поездка в г.Сергиев Посад | 4 |
34 | Современные города МО: Долгопрудный. | 2 | Поездка в г.Долгопрудный | 2 |
35 | Современные города МО: Лобня. | 2 | Поездка в г.Лобня | 2 |
36 | Современные городское поселение МО: Икша. | 2 | Поездка в ГП Икша | 2 |
Итого: 144 часа (72 часа теории, 72 часа экскурсионные занятия).
Результатом освоения данной программы предполагается:
– формирование понятий о малой родине – Москве;
– воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу;
– формирование активной жизненной позиции.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.