Рубрики
Музыка

Свирель как путь к успеху

Успешно работая в музыкальном направлении, у меня появилась огромное желание познакомить своих коллег с опытом работы на уроке музыки и внеурочной деятельности с очень простым и замечательным музыкальным инструментом – свирелью, первоначальное название которой – «звукарик». Он появился еще в конце прошлого столетия силами талантливого музыканта Э. Смеловой, которая решила создать простой и доступный музыкальный инструмент для самых маленьких исполнителей. Он и на самом деле очень простой в использовании.

0
Курзанова Зинаида Юрьевна,
учитель музыки
ГБОУ г. Москвы СОШ № 2051 «Педагогический комплекс»,
kurrzanova@mail.ru

 

Успешно работая в музыкальном направлении, у меня появилась огромное желание познакомить своих коллег с опытом работы на уроке музыки и внеурочной деятельности с очень простым и замечательным музыкальным инструментом – свирелью, первоначальное название которой – «звукарик». Он появился еще в конце прошлого столетия силами талантливого музыканта Э. Смеловой, которая решила создать простой и доступный музыкальный инструмент для самых маленьких исполнителей. Он и на самом деле очень простой в использовании.

Фотография 1

Начнем с того, что на свирели исполняют музыку не по нотам, а по цифрам. 6 отверстий позволяют играть композиции в тональности соль мажор и ми минор в диапазоне от «ре» 1 октавы до «до» 2 октавы. Маленькие исполнители играют на свирели с 1 урока, что весьма отличается от работы с ее «старшими братьями и сестрами» – инструментами. Собственный опыт показал, что начинать работать можно с детьми в возрасте 4–5 лет. Дальше возрастной диапазон исполнения неограничен. Взрослые дети 13–14 лет при всей своей занятости с удовольствием приходят на занятия и играют в ансамбле, получая великолепный заряд позитива и радости.

Чтобы все занятия были действительно музыкальными и яркими, вот уже 15 лет назад мне пришлось с помощью своего синтезатора со встроенным рекордером с возможностью сводить несколько музыкальных дорожек в одну, записать «минусовки» для всех песен из двух тетрадей-пособий, с которых начинается наше музыкальное творчество. Процесс поиска и записей нового материала бесконечен и продолжается по сегодняшний день. Только теперь на помощь приходит еще и интернет, где можно найти много интересного, там же выставить нужную тональность и темп, скачать и использовать для работы. Теперь моих записей и записанных цифровой грамотой песен уже так много, что пришлось составить и 3, и 4 тетради, на стадии создания 5 тетрадь.

Когда вы берете в руки свирель, то с первого занятия понимаете, что вы теперь музыканты, которым подвластно изменить настроение слушателей, их взгляд на жизнь, зарядив их добротой и радостью. Первый звук почти всегда слишком яркий и похож на свист, и вы понимаете, что очень важно научиться дышать мягко, контролируя выдох. Вы знакомитесь на первом занятии с длительностями, которые называются не восьмые и четвертные, а «ти-ти» и «та». Закрывая первое отверстие, ритмически верно исполняя первую песенку про ромашку под музыкальное сопровождение, вы получаете огромное удовольствие, уверенность в собственных силах и таланте. Все это вы понимаете уже на первом уроке! В течение первого занятия вы уже умеете играть как минимум 3 композиции, закрывая при этом 1 или 2 отверстия. Обычно первые 3-4 занятия проходят легко. Но потом все зависит от работоспособности ваших музыкантов и умения управлять ими с помощью метода соревнования, который позволяет добиваться удивительных результатов работы. Сначала я делила участников ансамбля по возрастам, но потом убедилась, что бороться с ленью можно и нужно в любом возрасте. И только «нежаление» себя, огромное трудолюбие совместно с бесконечным желанием выступать на сцене могут дать в результате успех при выступлениях на концертах, фестивалях и, как итог, победы на конкурсах. Вот уже второй год мои воспитанники становятся победителями в конкурсе «Свирель поет!». Самой младшей артистке в конце учебного года еще не было 7 лет!

Уже очень давно в помощь музыкантам-свирелистам А.И. Конч, отличник просвещения, учитель музыки московской школы, создала 2 базовых тетради, которые назвала «Играем на свирели, рисуем и поем». Именно по ним мы делаем первые шаги в изучении свирели. Конечно, все изучаемые композиции мы обязательно поем, а дома по желанию рисуем спетые и сыгранные песенки. В результате работы у вас должна выработаться подвижная координация движения пальцев, которая должна дополняться танцевальными движениями. Поначалу играть на свирели и исполнять элементарные приседания и наклоны в сторону в ритм музыки очень не просто, но желание быть яркой и артистичной на сцене делают чудеса – дома перед зеркалом работают абсолютно все! Уверяю вас, в процессе работы приходится исполнять быстрые композиции, и это непросто, тем более всю программу выступления необходимо играть наизусть. Для самого несложного сценария, с которого мы начинаем выступать, наизусть мы играем 4 композиции. По моей программе, которая называется «Путь к успеху», во второй половине года при двух часах занятий в неделю мы уже играем, закрывая все 6 отверстий, исполняя композиции из второй тетради. Участники ансамбля сами понимают, что удивлять и увлекать слушателей можно только безошибочно исполняя яркую, интересную и мелодичную музыку. За 3 года игры на свирели многие ребята настолько привыкают быть музыкантами, быть в центре внимания, что, окончив курс игры на свирели, поступают в музыкальную школу на различные факультеты, чтобы продолжать быть рядом с музыкой.

Отдельное слово хочу сказать о концертной деятельности, которая должна быть обязательной. Выступление – это не только огромный стимул для участников ансамбля, но большой творческий выход и колоссальный труд. Многие воспитанники, которые боялись публичных выступлений, сцены как таковой, успешно справляются с этой проблемой. Вера в себя, в свои силы и талант помогают учиться, быть яркими, уверенными и успешными. Работая уже больше 15 лет со свирелью, могу с уверенностью сказать, что ничто так не украшает концерт, как выступление ансамбля свирелистов. Замечательно, что у нас нет каких-либо рамок. Например, мы можем выйти на сцену из зала с громкими словами потешек или выбежать на подмостки веселым хороводом, встать на сцене в различном порядке. И вот здесь зарождается уверенность, раскрывается артистизм, умение держать себя на сцене, улыбаться и радовать зрителей. Как правило, мы выступаем без микрофонов, если тематика выступления «народная», и здесь нам необходим громкий и звонкий голос каждого участника ансамбля. Чувство команды, чувство «локтя», которые начинают здесь работать, помогают в дальнейшем в жизни. Игра на свирели – это активная дыхательная гимнастика, которая способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи, свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии.

Тексты, как правило, мы говорим и хором, и солистами, а музыку исполняем только все вместе. Можно представить, какая ответственность зарождается при этом у исполнителей! Безусловно, для участия в концертах у участников ансамбля должны быть костюмы: сарафаны и веночки на голову, рубашки с кушаками. Выступление должно быть не только интересным, но и зрелищным.

Безусловно, на занятиях необходимо изучать устное народное творчество, которое должно быть в форме потешек и прибауток. Все они должны звучать со сцены настолько ярко и артистично, чтобы ни у кого из слушателей не возникло желание отвлечься или слушать невнимательно. Весь литературный материал можно легко найти в детских книжках, в интернете и у учителей-филологов.

Говоря о репертуаре свирели, конечно, самую большую часть его занимают русские народные песни. Нести в жизнь забытое народное творчество на фоне повсеместной «попсы» сначала трудно, но, когда сами участники ансамбля и зрители слышат и видят, насколько это интересно и ярко, все понимают – знать и уметь исполнять, нести веками накопленный творческий «золотой запас» – ЭТО ЗДОРОВО! Конечно, помимо русских народных песен мы исполняем народные песни других стран. В нашем репертуаре детские, военные песни, мелодичные оркестровые композиции, русская и зарубежная классика, забытые советские и зарубежные композиции. И каждый день эта копилочка пополняется на радость маленьким музыкантам.

Программ для работы на свирели у меня две. Одна составлена для детей 4-6 лет, а вторая для работы с детьми от 7 лет. Мы встречаемся 2 раза в неделю по 1 часу. Каждая из программ апробирована и действительно показывает отличный результат. Главное в работе с детьми – не занижать их способности, при любой возможности убеждать в их неординарности, а вера в себя плюс трудолюбие делают чудеса! И для меня неважно, пойдут ли мои воспитанники дальше по «дороге музыки» или нет, но в одном я уверенна – из них получатся тонко чувствующие дружбу и доброту, трудолюбивые, яркие, умеющие нести себя людям творцы новой раскрашенной разными красками жизни! Коллеги, присоединяйтесь к воспитанию будущих художников! А поможет нам маленький детский инструмент – СВИРЕЛЬ.

Я предоставляю список тех композиций, которые были собраны мною для работы с детьми за многие годы работы, выучены наизусть и не раз сыграны на концертах. Я не включаю в этот список названия тех композиций, которые услышала или прочитала в репертуаре ансамблей свирелистов других педагогов. «Минусовки» записаны или мной, или найдены в интернете. Нет ничего невозможного, уверяю Вас!

1. Музыка из к/ф «Титаник»

2. «Путники в ночи» (муз. Б.Кемпферт)

3. «На горе-то калина»

4. «По малину в сад пойдем»

5. «Пойду ль я выйду ль я»

6. «Звенящие колокольчики»

7. «В лесу родилась елочка»

8. «Ты воспой в саду, соловейко»

9. «У меня ль во садочке»

10. «Матрёшки»

11. «Ёлочка-ёлка»

12. «Песня Трубадура»

13. «Старый клён»

14. «Весёлые гуси»

15. «Утушка»

16. «Менуэт» Сперонтес

17. «Песня бомбардировщиков»

18. «Капли дождя»

19. Музыки из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»

20. «Катюша»

21. «Жди меня»

22. «Эпизод фашистского нашествия»

23. И.С. Бах «Прелюдия соль мажор»

24. И.С. Бах «Прелюдия ми минор из тетради А.М. Бах»

25. «Огонёк»

26. «Камаринская»

27. «Каравай»

28. «Весёлая мелодия»

29. «Ах вы, сени»

30. «Alone again» (Снова один»)

Фотография 2

По ссылке доступно видео с выступлением учащихся.

Список литературы:

1. Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. М.: ГНОМ и Д, 2011.
2. Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод».
3. Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный [Электр. изд.]. URL: http://www.moluch.ru/archive/28/3212/ (дата обращения: 3.09.2015).
4. Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL: http://artmozaika-club.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2 (дата обращения: 3.09.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0