Рубрики
География

Проектирование учителем успешной учебной деятельности школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей современных уроков географии является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» и помогают овладеть конкретными географическими знаниями в рамках предмета.

0
Дмитриева Екатерина Геннадьевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1631,
katya-teach@mail.ru

Важнейшей задачей современных уроков географии является формирование совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» и помогают овладеть конкретными географическими знаниями в рамках предмета [1].

Рисунок 1

Для достижения результата и овладения предметными географическими умениями (такими как: умение работать с географическими картами и атласами, моделями Земли; умение ориентироваться на местности; умение пользоваться простейшими географическими приборами (например, компасом), умение давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов и процессов; умение выявлять географические особенности размещения объектов, явлений процессов) необходимо:

а) грамотно и четко ставить цели урока с учетом реализации Федерального государственного образовательного стандарста (далее – ФГОС) (главная задача современного педагога это формирование УУД и предметных действий на уроках географии);

б) производить анализ содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные учебные действия;

в) применять четкий алгоритм действий на уроках: педагогическая цель – учебная задача – мотивация – учебные действия – самоконтроль – самооценка –рефлексия;

г) использовать современные методы, средства и формы обучения, предполагающие самостоятельность обучающихся;

д) создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

е) предлагать вариативность домашнего задания, которая направлена как на самого сильного, так и на слабого ученика;

ж) прибегать к рефлексии как осознанию себя в деятельности.

Все эти учебные действия создают деятельностный подход в обучении и предполагают, что школьник в процессе обучения географии должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первое место здесь выходит деятельность, а знания становятся условием выполнения дела, и для этого мы используем личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Личностые УУД позволяют сделать учение более осмысленным, связывая знания с реальными жизненными ситуациями. Такие действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например: краеведческие уроки помогают учащимся понять свою принадлежность к народу, стране, государству; проявить должный интерес к той или иной культуре, истории своего народа, родной страны и края. Личностные универсальные учебные действия формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. ют желание больше узнать. Еще Аристотель утверждал, что «познание начинается с удивления» и рассуждал «о цели, и конечной причине».

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной и мыслительной деятельности, дают возможность управлять познавательной деятельностью за счет постановки целей, планирования контроля своих знаний, коррекции действий, оценки успешности. В программе географии 6–11 класса часто встречаются задания на выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Например, в 6 классе составляем по плану описание реки или озера. В 7 классе даем описание материков и океанов согласно плану. В 8 классе даем комплексную характеристику России. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий можно предложить найти информацию в предложенных источниках (карты атласа, справочники, таблицы, интернет и т.д.), сгруппировать географические объекты по смыслу, найти ошибку в тексте, вставить в текст, пропущенные слова, дополнить предложение.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии можно вести в следующих направлениях: работа с картой, глобусом, планом местности, работа с контурной картой. В процессе выполнения таких заданий, учащиеся не только формируют зрительную память, но и обретают навыки работы с различными источниками информации, но и обретают навыки самостоятельной добычи информации, развивают координацию и моторику. Например, определение местоположения способствует логическому запоминанию, во время закрашивания объекта формируется моторика и зрительная память. Работа в тетрадях на печатной основе позволяет развить поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий потенциал, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, помогает школьникам овладеть умениями чтения, анализа, сопоставления карт статистических материалов. Выполнение практических работ способствует овладению школьниками картографическими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами, помогают учащимся научиться читать графики и таблицы, схемы и модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию и диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу т.е. эффективно сотрудничать. Примером таких уроков могут служить уроки в игровой форме, обобщающие уроки, создание проектов. Формирование УУД и умений возможно при системном подходе от класса к классу, не претендуя на всеохватность.

Основным условием для формирования на уроках географии УУД является правильно спроектированный урок, выполнение каждого задуманного задания на уроке и, самое главное, готовность учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями.

Правила на каждый день, которые помогут учителю для проектирования учебного занятия:

• Я – не источник знаний на уроке, а организатор урока и помощник ребят.

• Ребенок должен знать, зачем ему это, т.е. цель и задачи занятия обязательно формулируются на уроке вместе с ребятами, и эти задачи находятся в сфере интересов ребенка.

• Исключите из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, говорите, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»

• Коллеги, никаких монологов на уроке! Только диалог: живой, в котором участвуют все.

[1] Ю. Ривкин, канд. пед. наук, доц. Московского института открытого образования, рук. предметно-методического структурного подразделения ГБОУ Методический Центр Северного окружного управления образования г. Москвы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0