Рубрики
Управление

Влияние творческой образовательной среды на личностное саморазвитие обучающихся

Идея творческой образовательной среды, столь привлекательная сегодня для творчески мыслящих учителей, родителей и, главное, самих детей (пусть и не на осознанном уровне), не всегда была популярной в умах даже самых выдающихся педагогов прошлого.

0
Барышникова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
ГБПОУ г. Москвы «КМТИ им. Г.П. Вишневской»,
svetik240763@yandex.ru
Полуян Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБПОУ г. Москвы «КМТИ им. Г.П. Вишневской».
helen@poluyan.com

Идея творческой образовательной среды, столь привлекательная сегодня для творчески мыслящих учителей, родителей и, главное, самих детей (пусть и не на осознанном уровне), не всегда была популярной в умах даже самых выдающихся педагогов прошлого.

Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. С психолого-педагогической точки зрения, это возможности, которые предоставляет среда для развития личности.

Педагоги и психологи под образовательной средой (или средой образования) понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В своих исследованиях педагог и психолог В. Ясвин отмечает, что еще в первой половине XX века педагоги-новаторы Я. Корчак и П. Лесгафт пытались представить себе образовательную среду, в которой могла бы свободно и активно развиваться личность ребенка.

Совершенно особая образовательная среда была спроектирована выдающимся польским педагогом Янушем Корчаком. В образовательном процессе Корчак твердо стоял на позиции приоритета личности, призывая обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитывать уважение к добру, к красоте, к свободе…

С точки зрения Корчака, педагогам следует тщательно и всесторонне изучать детей для того, чтобы они могли наиболее эффективно помогать детскому развитию, творчески подстраиваясь под этот процесс.

Корчак всегда выступал как сторонник индивидуального воспитания, которому он придавал первостепенное значение в своей педагогической системе. Он сумел организовать процесс индивидуального воспитания в групповой среде.

Идея организации творческой образовательной среды получила развитие и в нашем учебном заведении  Колледже музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской.

Открытие образовательной структуры, сочетающей в одном учреждении общеобразовательную школу с музыкально-театральным компонентом, театральной детско-юношеской студией и колледжем музыкально-театрального искусства, – событие, отражающее потребность времени.

Модель современного учебного заведения, где гармонично соединились творческая, нравственная, профессиональная и образовательная составляющие, предоставляет учащимся возможности для развития их творческих способностей.

В рамках Колледжа имеется общеобразовательное отделение (школа), его структурное подразделение. Основной задачей школы является создание личностно-ориентированной, образовательно-воспитывающей среды на основе интеграции музыкально-театрального и общего образования.

Общеобразовательное отделение (школа) функционирует в составе 19 классов и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней образования, ее программа также предполагает профессиональную подготовку.

I ступень: начальное общее образование (14 классы); предпрофильная подготовка на 4-х отделениях (14 классы).

II ступень: основное общее образование (59 классы); продолжение предпрофильной и профильной подготовки на 4-х отделениях (59 классы).

По окончании 9 класса учащиеся получают аттестат об основном общем образовании и сертификат о начальной музыкально-театральной подготовке.

В структуре Колледжа работают 4 отделения: оперное, оркестровое, художественно-театральное и балетное. По окончании Колледжа выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании.

Для каждой ступени обучения существует перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального и московского государственных и образовательных стандартов. В учебный план школы включены все предметы общеобразовательной школы и предметы музыкально-театрального цикла. Специальные предметы преподаются по государственным и авторским программам, частным методикам, адаптированным с учетом особенностей учащихся школы. Интеграция урочных и внеурочных занятий обеспечивает социальную адаптацию учащихся.

Учебно-воспитательная работа на общеобразовательном отделении (школе) ориентирована на развитие личности, на индивидуальную работу, а не на массовую, фронтальную. В большинстве случаев в школу поступают одарённые дети с высоким уровнем развития музыкальных, хореографических или художественных способностей. Ранняя профессионализация детей на четырех отделениях школы даёт возможность успешно овладеть основами будущей профессии.

Учащиеся общеобразовательного отделения Колледжа проходят исполнительскую практику в музыкально-театральной детско-юношеской студии «Галина Вишневская», в школьном оркестре и в театрально-художественных мастерских. Театральная детско-юношеская студия осуществляет дополнительное образование детей, являясь центром мотивационного развития личности, её самореализации и профессионального самоопределения.

Глубокая структурная взаимосвязь между театром и школой определяет специфику данного образовательного учреждения.

Созданная творческая образовательная среда в Колледже музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской способна обеспечить личностное саморазвитие обучающихся. Приобщение к различным видам искусства обеспечивает активное саморазвитие личности, формирует благоприятный эмоционально-психологический климат, развивают потребность и умение долго и кропотливо трудиться, позволяет ребенку показывать высокие результаты и использовать творческий подход при решении различных задач, какую бы область специализации в дальнейшем он не избрал.

Список литературы:

1. Образовательная программа Колледжа музыкально-театрального искусства № 61. М., 2012.
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию, М.: Смысл, 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.