Рубрики
Профилактика детского травматизма

Зубков В.Г. Профилактика детского травматизма в дошкольной образовательной организации

Зубков Вадим Геннадьевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
zubkovvg@mosmetod.ru
 

Актуальность. Проблема предупреждения детского травматизма в дошкольной организации актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной мере информированы об опасностях современного мира и факторах риска, окружающих наших детей.

Современная система образования создает условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников в дошкольной образовательной организации. Основными задачами дошкольной образовательной организации является предупреждение травмоопасных ситуации и обеспечение детям полной безопасности во время пребывания их в детском саду. Тема детского травматизма в дошкольной организации — деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хорошо иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Травматизма дошкольников составляет четвертую часть всего детского травматизма в образовательных организациях, хотя именно дошкольники находятся под присмотром взрослых.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма в детском саду, должны проводиться целенаправленно с учетом типичных причин травмирования, присущих каждой возрастной группе дошкольников. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому являются психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и недосмотр со стороны взрослых.

Травмирование детей дошкольного возраста обусловлено недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением ориентироваться в окружающей обстановке и предвидеть опасность. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что может приводить к получению ими травм. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях. Травмы, полученные дошкольниками, в большинстве случаев являются результатом плохой ориентировки их в окружающих условиях. Вместе с тем травмирование детей может быть следствием недисциплинированного их поведения во время прогулок; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

Администрация дошкольной образовательной организации обеспечивает в обязательном порядке постоянный контроль соблюдения правил и норм, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, руководствуясь требованиями, регламентируемыми нормативно-правовой базой Министерства образования и науки РФ, а также Департаментом образования города Москвы. Весь персонал дошкольной образовательной организации организует работу по предупреждению травмоопасных ситуаций во имя обеспечения детям полную безопасность во время пребывания их в дошкольной организации.

Правила обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья детей являются обязательными для исполнения детскими дошкольными организациями независимо от ведомственной подчиненности.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду должны проводиться целенаправленно с учетом особенностей каждой возрастной группы, с учетом присущих каждой возрастной группе своих, наиболее типичных причин повреждений, исходя из различных травмоопасных ситуаций в которые могут попасть дети. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, но вместе с тем взрослые активно участвуют в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Однако основной причиной несчастных случаев с дошкольниками в большинстве случаев остается недосмотр взрослых.

Следует отметить, что наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей дошкольного возраста можно классифицировать по видам травм:

1. Падения.

В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах, проводить беседы и профилактические мероприятия.

2. Порезы.

Такой вид травм можно избежать, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Именно таких предметов не должно быть на детских игровых площадках образовательной организации.

3. Удушье от малых предметов.

В целях недопущения травмирования детей малыми предметами за детьми нужно присматривать во время не только еды, но и игр. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот.

4. Отравления.

Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

5. Поражение электрическим током.Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность.

К нарушению условий безопасности при проведении образовательного процесса в дошкольной организации относятся:

– неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования;

– малые размеры зала или площадки для занятий;

– нарушение целостности пола;

– неисправность коврового покрытия и матов, и отсутствие его надежного крепления к полу;

–неисправность снарядов и тренажеров;

– неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

– плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

– низко висящие декоративные растения, украшения, светильники;

– отсутствие защитных экранов на отопительных приборах;

– отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

– свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

– отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой помощи.

К организационным недостаткам при проведении занятий с дошкольниками, приводящим к травмированию их относятся:

– непродуманная организация и проведение занятий;

– нарушение дисциплины, не внимательность к воспитанникам;

– отсутствие инструктажей по правилам безопасного поведения детей;

– некачественная подготовка необходимого инвентаря, используемого на занятии.

Основные требования к обеспечению безопасности пребывания детей в дошкольной организации, забота об охране их здоровья и благополучия при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру регламентированы требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Данным нормативным документом установлены требованиями к:

– условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

– оборудованию и содержанию территории,

– помещениям, их оборудованию и содержанию,

– естественному и искусственному освещению помещений,

– отоплению и вентиляции,

– водоснабжению и канализации,

– организации питания,

– приему детей в дошкольные образовательные организации,

– организации режима дня,

– организации физического воспитания,

– личной гигиене персонала.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат также рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Нормативным документами регламентированы требования к мебели и оборудованию в групповых и приемных помещениях, требования к лестничным маршам, оборудованию и состоянию прогулочных площадок, требования к музыкальным инструментам, спортивному оборудованию, требования к хранению моющих и дезинфицирующих средств хранение которых категорически запрещено в групповых и спальных помещениях, в туалетах и на пищеблоке. Необходимо обратить внимание на то, что отдельным пунктом выделены требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья (пункт 10 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Администрации и педагогическим работникам дошкольной образовательной организации необходимо акцентировать внимание на требования безопасности к территории образовательной организации на которой гуляют дети, а также к спортивному и игровому оборудованию, установленному на территории. Контроль технического состояния спортивного оборудования должен включать не только осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию, но и регулярный визуальный осмотр, функциональный и ежегодный осмотр. Игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам. Регулярный визуальный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить ежедневно. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревянных, металлических конструкций, а также узлы крепления. Функциональный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить один раз в три месяца. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, степень износа поверхности (горки, бумы, мостики и т.д.), прочность узлов крепления. Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в год. В ходе ежегодного основного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов, коррозии металлических элементов: влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал дошкольной образовательной организации в строгом соответствии с инструкцией изготовителя. При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, их немедленно устраняют или принимают меры, обеспечивающие невозможность использования данного оборудованием.

Территория дошкольной организации должна содержаться не только в чистоте и порядке с учетом требований к временам года, но и обязательно иметь ограждение.

Руководителю дошкольной образовательной организации и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и нормативно-правовых документах по разделам:

– охрана жизни и здоровья детей;

– противопожарная и техногенная безопасность;

– предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

– обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов;

– профилактика детского травматизма в образовательном процессе.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса (дети, сотрудники, родители).

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по организации, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля исполнения данных инструкций.

Работа с родителями, являющимися участниками образовательного процесса, осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности, повышения педагогической компетентности и ответственности их за воспитание детей. Родители должны понять, что действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

Разработка и реализация мер профилактики детского травматизма в дошкольной образовательной организации строиться с учетом следующих принципов:

– комплексного подхода к осуществлению профилактических мероприятий, предполагающего совместную работу администрации, воспитателей, медицинского персонала, психологов и родителей;

– вовлечения родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребенка и формирование у него культуры безопасного поведения;

– анализа всей имеющейся информации (о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии, влиянии факторов среды в дошкольной организации и семье, а также воспитательно-образовательного процесса на здоровье детей) для выделения приоритетных направлений профилактической работы;

– непрерывности проведения профилактических мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольной организации;

– проведения мероприятий, направленных на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия среды дошкольной организации, режима и условий воспитания и обучения детей;

– периодичной оценки эффективности проводимой профилактической работы.

Организация обеспечения безопасных условий нахождения детей в дошкольной образовательной организации и профилактика травматизма у детей дошкольного возраста включает в себя осуществление так же и контрольных функций со стороны администрации образовательной организации. В основные направления контрольной деятельности администрации дошкольной образовательной организации по созданию безопасных условий рекомендуется включать:

1. Осуществление целенаправленного контроля со стороны руководителя в сочетании с ежедневным обходом дошкольной образовательной организации. Цель такого ежедневного обхода — проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню, что способствует повышению чувства ответственности каждого педагогического работника за качество своей работы и создание безопасных условий для детей.

2. Обеспечение ответственности за техническое состояние здания дошкольной образовательной организации (осмотры технического состояния здания). Техническое состояние проводится систематически, результаты оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц.

3. Функционирование комиссии по детскому травматизму дошкольной образовательной организации приказом, состоящей в состав входит руководитель организации или лицо, на которое возложены полномочия, медицинский персонал, член родительского комитета (Управляющего совета), председатель профсоюзного комитета. Работа комиссии строится в соответствии с утвержденным планом образовательной организации по профилактике детского травматизма.

4. Межведомственное сотрудничество с целью эффективности работы по профилактике травматизма в дошкольной образовательной организации с детской поликлиникой, Роспотребнадзором, ГИБДД, Московской железной дорогой и т.д.

Совместная и постоянная деятельность администрации дошкольной образовательной организации с педагогическим коллективом, родителями при условии создания безопасных условий для пребывания детей в дошкольной организации, проведения профилактической и просветительной работы по профилактике детского травматизма, обсуждения причин и обстоятельств получения травмы дошкольником позволят устранить и исключить несчастные случаи с детьми.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.
2. Государственный стандарт РФ «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. ГОСТ Р 52169-2003», утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2003 № 394-ст.
3. Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Управление ДОУ. М., 2007.
4. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования. ГОСТ Р 52301-2004», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 151-ст.
6. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Приказ федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 151-ст, об утверждении и введения в действие национального стандарта Российской Федерации — ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
10. Саво И.Л.. Пожарная безопасность в детском саду. М.: Детство-Пресс, 2013.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.