Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

«Сделай дело – гуляй смело», или Знакомство с тайм-менеджментом

Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем. Правильное управление временем увеличивает способности на 85%, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и в учёбе, и дома.

0
Максименко Виктория Викторовна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2115»,
vika1703@yandex.ru

Управлять своим временем фактически означает

управлять собственной жизнью.

Б. Трейси

Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем. Правильное управление временем увеличивает способности на 85%, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и в учёбе, и дома.

Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди школьников, поэтому предлагаю ряд практических советов для проведения обучающего тренинга для активистов ученического самоуправления. Из-за большой занятости и недостаточной осведомлённости вопросы целеполагания, приоритетов, планирования своих дел являются для этих ребят совершенно новыми и представляют большой интерес, поэтому в школе необходимо знакомить старшеклассников с тайм-менеджментом.

«Тайм-менеджмент» – этим модным словом можно обозначить ответ на вопрос, как люди справляются с большим объёмом задач. Тайм-менеджмент означает управление временем, его организацию, с целью повышения эффективностиего использования. Различным методикам организации своего времени посвящено немало статей, сайтов, проводятся специальные тренинги. Но для того, чтобы прочитать и опробовать всё, требуется непозволительно много времени. Однако можно ограничиться базовыми рекомендациями, выполняя которые можно значительно улучшить навыки организации и конструктивного управления своим временем.

Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: нельзя управлять временем, но можно его организовать. Этот термин стал частью современного делового языка, поэтому я тоже буду использовать его наряду с понятием «организации времени».

Интересна история слова «менеджмент», которое на древнеанглийском языке означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился и в понятии «менеджмент». Из этого следует, что управление временем является практическим умением, которое невозможно освоить теоретически. Ни у кого не возникает сомнений, что научиться управлять временем, как и лошадью, можно только на деле, поэтому приступаю…

«Я и время…»

Когда Вы слышите понятие «время»: какие образы возникают перед Вами, какие определения, крылатые выражения всплывают в памяти? Подразумеваем ли мы одно и то же, обсуждая понятие «время»? Ответ очевиден: мы очень разные по своему отношению ко времени. Причин тому много, но я рассмотрю две из них.

Первая – из области психофизиологии, это понятие «собственная единица времени» (СЕВ). СЕВ – это субъективная величина, которая играет роль индивидуального шага, измеряющего текущее время. Как и механические часы, наши внутренние часы тоже могут идти точно, спешить или опаздывать. В результате экспериментальных измерений «СЕВ» было выделено четыре группы людей:

• люди, чьи внутренние часы сильно спешат, их интересы устремлены вперед, в будущее (они живут «там и потом»);
• люди, чьи внутренние часы отстают, их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
• люди, чьи внутренние часы идут точно, их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
• люди, чьи внутренние часы немного убегают вперёд, их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («моё завтра начинается сегодня»).

Почему это важно в контексте разговора о тайм-менеджменте? Это необходимо для того, чтобы не тратить свой невосполнимый ресурс времени на бесцельные размышления. Ведь планировать прошлое бессмысленно: всё уже случилось. А строить планы будущего в отрыве от настоящего – хотя и приятное занятие, но оно в духе вселенского проекта Остапа Бендера «Нью-Васюки». Тайм-менеджмент – это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связано с будущим.

А что делать со своими внутренними часами? Можно ли их починить? Свои психофизиологические особенности восприятия времени нужно, прежде всего, определить, а затем учитывать при организации времени.

Вторая причина связана с личностными особенностями, а именно – со степенью активности человека и с его предпочтениями в том или ином характере деятельности. Ведь наше субъективное восприятие времени зависит ещё и от того, чем мы заняты, в какие события вовлечены, какие эмоции переживаем. И если наша жизнь устроена так, что у нас нет возможности реализовать свой личностный потенциал, то у человека создаётся впечатление, что у него ни на что не хватает времени, что время «утекает».

По характеру личной активности можно выделить три группы людей:

• Проектировщик – это человек, который предпочитает самостоятельно организовывать свою деятельность. Он характеризуется чётким восприятием действительности и деловым, практическим подходом к жизни. Свою энергию направляет на решение актуальных вопросов настоящего и ближайшего будущего. Время воспринимается как необходимый ресурс для реализации планов.

• Преобразователь – это человек, творчески организующий свою деятельность. Он занят плодотворным и продуктивным созиданием для сегодняшнего и завтрашнего дня. Время воспринимается им как неразрывное явление, которое связывает настоящее с прошлым и будущим.

• Созерцатель – это человек, активность которого направлена не на реализацию практических задач, а на углублённые размышления. Он обобщает сложные и изменчивые процессы жизни в природе, в обществе, в людях и в самом себе. Настоящее чаще всего теряет для него свою значимость, т.к. основной интерес представляет личное и культурно-историческое прошлое и будущее.

Что это дает с точки зрения организации времени? Степень активности и «жизнедеятельностное амплуа» могут совпадать или нет с нашей профессиональной деятельностью. А это, в свою очередь, окажет непосредственное влияние на целеполагание и планирование.

Человек без цели – всё равно, что путник, блуждающий с завязанными глазами. Человек, имеющий цель, подобен опытному путешественнику, который точно определил координаты своего места назначения. Он не только знает, куда идёт, но и выверяет свой маршрут с помощью карты и компаса.

Цели никогда не даны человеку заранее, их необходимо находить самому. Целеполагание – это формулирование, проговаривание цели (иначе цель так и останется неконкретной и, как следствие, труднодостижимой).

«Демонстрация дел»

Дело № 1.

Оборудование: большая прозрачная пустая банка, несколько яблок, крупа (заранее рассчитываю необходимое количество крупы и яблок). Рассказываю ребятам, о том, что яблоки – это крупные дела, крупа – мелкие дела. Закладываю в банку яблоки, затем засыпаю крупу – всё умещается, вытряхиваю всё, а теперь засыпаю в пустую банку крупу –это мелкие рутинные дела, затем поверх крупы кладу яблоки – всё не вмещается, яблоки остаются на столе и торчат из банки.

Вывод делают старшеклассники: рутина съедает время, а крупные дела не сделаны или не завершены, тогда снимаю сопротивление планингу и целеполаганию.

Дело № 2. «Смятая бумага»

Даю инструкцию первому старшекласснику: «Встаньте здесь. Ваша задача – бросить точно в корзину как можно больше смятых листов этой газеты». Через 1 мин прерываю его. Подсчитываю количество комков газеты в корзине.

Приглашаю следующего добровольца. Теперь моя инструкция: «Ваша задача – за 1 мин забросить в корзину более 21 смятых листа этой газеты». Он забрасывает больше (если точнее, то 29 листов).

Инструкция третьему активисту следующая: «Итак, вы видели, каких результатов достигли эти двое. Как вы думаете, чего сможете достичь вы за это же время?» – «Мой результат будет выше – нет проблем» (он забрасывает 33 смятых листа).

Вывод делают старшеклассники: третий участник поставил себе цель САМ и достиг её. Как часто просят выполнить какую-либо задачу, без объяснения деталей и правил игры. И каких невероятных высот мы способны достичь, если нам позволено самостоятельно определить цель!

Дело № 3. «Оценка внутреннего будильника»

Все лидеры школьного самоуправления становятся перед своим стулом, закрывают глаза. Я даю задание: «Молча стоять с закрытыми глазами в течение одной минуты. Считать «про себя» нельзя. Когда минута завершится, откройте глаза и молча сядьте на свое место».

Анализ, у кого внутренние часы идут точно, у кого спешат, у кого отстают, что это значит.

Дело № 4. «Стратегия Уолта Диснея (Методика Дельфи + Стратегия творчества Уолта Диснея)».

Каждый человек может пребывать в состоянии «Мечтателя», «Критика» или «Реалиста». Обычно все три состояния в людях проявляются одновременно.

Все инициативы губятся критиками на корню. Ноу-хау этого метода – разделить состояния во времени.

Я использую таблицу на горизонтальном листе А4:

Исходная проблема.

«Мечтатель» (идеальные решения проблемы: никакой критики);

«Критик» (проблемы решений, предложенных «Мечтателем»);

«Реалист» (взвешенное решение с учётом мнений «Мечтателя» и «Критика»).

1. Исходный материал – список актуальных проблем (результаты мозгового штурма). Все ребята делятся на три мини-группы, каждая группа получает примерно равное количество проблем (минимум по 5, лучше по 8).

2. Команда переносит с доски «свои» проблемы, анализирует причины во втором столбике.

3. Когда все команды завершают работу, передают листки по кругу. Теперь они «Мечтатели» и пишут идеальные решения. Только оптимизм, никаких проблем! Важно последовательно (всем участникам одновременно!) переходить из одного состояния в другое.

4. Когда все команды завершат, листки передают по кругу. Теперь они —  «Критики» (конструктивные!) и пишут, почему в их реальных условиях нельзя реализовать то, что написали «Мечтатели».

5. Когда все команды завершают работу, листки передают по кругу. Теперь они — «Реалисты». Читают все предыдущие столбики, на основе всего написанного выдвигают взвешенное решение.

6. По итогам группы зачитывают и обсуждают решения, планируют шаги по их реализации.

Приведу пример использования стратегии У. Диснея на подготовке к «Проектной неделе».

В школе в рамках подготовки к реализации ФГОС общего образования второго поколения проводится апробация новой образовательной технологии «Проектная неделя», которую проводят учителя и помогают им лидеры школьного самоуправления. Организационно это сложная форма работы, которая требует серьёзной подготовки.

В рамках данной технологии меняется роль учителя в образовательном процессе: он перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Ему предстоит «прожить» ряд ролей:

• энтузиаста, повышающего мотивацию учащихся в достижении цели;

• специалиста в нескольких областях;

• консультанта; руководителя (особенно в вопросах планирования времени).

Содержание и алгоритм действий в «Проектную неделю». Как спланировать это мероприятие с помощью стратегии Уолта Диснея?

Таблица 1

Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
Мечтатели Критики Реалисты
1. Понедельник

С утра оформление стенда «Проектная неделя».Работа проектных групп.

1-й урок: установочные  собрания, планирование работы над проектом.

2–5-й уроки: сбор информации: установочные лекции по содержанию проекта, экскурсии, работа в Интернете.

6-й урок: обсуждение итогов работы за день.

1. Требует огромной подготовки, не все учителя  и лидеры захотят и могут участвовать. 1. Понедельник

ПРОДУКТ ДНЯ:

подробный план работы над проектом; система заданий (коллективных, групповых, индивидуальных).

2. Вторник

С утра  оформление стенда пресс-центра по первому дню проектной недели (с ежедневным обновлением).

8.30.14.30. Работа проектных групп. Завершение этапа сбора информации по содержанию проекта (выполнение системы заданий). Уточнение формы продукта проекта, создание его макета.

2. Необходима большая теоретическая подготовка руководителей проектов (учителей и лидеров школьного самоуправления). 2. Вторник

ПРОДУКТ ДНЯ:

собранная информация о теме проекта.

3. Среда

8.30.–14.30. Работа проектных групп.  Оформление продукта проекта. Уточнение формы презентации. Создание сценария презентации.

3. Большая нагрузка на учителей и лидеров школьного самоуправления + уйдет много времени. 3. Среда

ПРОДУКТ ДНЯ:

сценарий презентации проекта.

4. Четверг

8.30.14.30. Работа проектных групп. Окончательное оформление продукта проекта. Подготовка презентации по сценарию. Генеральная репетиция.

4.Необходима подготовка по ИКТ.

4. Четверг

ПРОДУКТ ДНЯ:

готовый продукт и презентация проекта.

5. Пятница

С утра на стенде «Проектная неделя»  график защиты проектов.

8.30.12.00. Защита проектов. Подведение итогов.

5. Нет специалистов по качественной съёмке фильма. Очень мало времени для качественного подведения итогов Недели.

5. Пятница

12.00.12.30. Работа объединённого жюри. Одновременно – демонстрация видеохроники «Проектной недели».

13.00.14.00. – Награждение победителей.

15.00. Рефлексия Недели: общее подведение итогов.

Десять советов лидерам школьного самоуправления по организации творческого труда

1. Учитывайте свои биоритмы. Если ваша продуктивность выше утром, то старайтесь работать над творческими задачами утром, а на вечер оставлять рутину.

2. Специально отводите себе время для творческой работы. То, что «муза не приходит по расписанию», – это лишь отговорка ленивых людей.

3. Не путайте «творческую атмосферу» с бардаком на рабочем столе. Приведите вещи в порядок.

4. Носите с собой всё, что может понадобиться для быстрой фиксации творческих идей: диктофон, блокнот для эскизов и т.д.

5. Фиксируйте письменно все свои творческие идеи, посещающие вас, вне зависимости от их применимости в данный момент. Впоследствии они вам могут пригодиться.

6. Начиная творческое задание, составьте некое подобие плана того, что нужно сделать, отразите в нём своё видение будущего продукта (статьи, рисунка, презентации).

7. Отключайтесь на время от внешнего мира: выключайте телефон, просите одноклассников, друзей не беспокоить ни по каким вопросам в течение определённого времени.

8. Делайте перерывы в работе. Свежий взгляд на вещи может помочь решить задачу.

9. Посещайте больше выставок, презентаций и других подобных мероприятий. Помните, что саморазвитие, новые впечатления и люди – это пища для вашего творчества.

10. Используйте компьютерные средства визуализации ваших идей.

Закончить свою статью хочу словами Тадао Ямагучи: «Время – это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять – на деньги или на знания. Время – это вообще самое важное».

Список литературы:

1. Баруткина А.В. Применение ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: http://http://podelise.ru/ (дата обращения: 22.08.2014).
2. Потапов С. Как управлять временем. Основы тайм-менеджмента [Электронный ресурс]. URL: http://romanbook.ru/ (дата обращения: 25.08.2014).
3. Сафина Д.М. Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» // Казань: Казанский (Приволжский) федеральный  университет. 2010. С. 48–51.
4. Ямагучи Т. Свод житейской мудрости [Электронный ресурс]. URL: http://www.wisdomcode.info/ru (дата обращения: 27.08.2014).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.