Управлять своим временем фактически означает
управлять собственной жизнью.
Б. Трейси
Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем. Правильное управление временем увеличивает способности на 85%, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и в учёбе, и дома.
Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди школьников, поэтому предлагаю ряд практических советов для проведения обучающего тренинга для активистов ученического самоуправления. Из-за большой занятости и недостаточной осведомлённости вопросы целеполагания, приоритетов, планирования своих дел являются для этих ребят совершенно новыми и представляют большой интерес, поэтому в школе необходимо знакомить старшеклассников с тайм-менеджментом.
«Тайм-менеджмент» – этим модным словом можно обозначить ответ на вопрос, как люди справляются с большим объёмом задач. Тайм-менеджмент означает управление временем, его организацию, с целью повышения эффективностиего использования. Различным методикам организации своего времени посвящено немало статей, сайтов, проводятся специальные тренинги. Но для того, чтобы прочитать и опробовать всё, требуется непозволительно много времени. Однако можно ограничиться базовыми рекомендациями, выполняя которые можно значительно улучшить навыки организации и конструктивного управления своим временем.
Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: нельзя управлять временем, но можно его организовать. Этот термин стал частью современного делового языка, поэтому я тоже буду использовать его наряду с понятием «организации времени».
Интересна история слова «менеджмент», которое на древнеанглийском языке означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился и в понятии «менеджмент». Из этого следует, что управление временем является практическим умением, которое невозможно освоить теоретически. Ни у кого не возникает сомнений, что научиться управлять временем, как и лошадью, можно только на деле, поэтому приступаю…
«Я и время…»
Когда Вы слышите понятие «время»: какие образы возникают перед Вами, какие определения, крылатые выражения всплывают в памяти? Подразумеваем ли мы одно и то же, обсуждая понятие «время»? Ответ очевиден: мы очень разные по своему отношению ко времени. Причин тому много, но я рассмотрю две из них.
Первая – из области психофизиологии, это понятие «собственная единица времени» (СЕВ). СЕВ – это субъективная величина, которая играет роль индивидуального шага, измеряющего текущее время. Как и механические часы, наши внутренние часы тоже могут идти точно, спешить или опаздывать. В результате экспериментальных измерений «СЕВ» было выделено четыре группы людей:
Почему это важно в контексте разговора о тайм-менеджменте? Это необходимо для того, чтобы не тратить свой невосполнимый ресурс времени на бесцельные размышления. Ведь планировать прошлое бессмысленно: всё уже случилось. А строить планы будущего в отрыве от настоящего – хотя и приятное занятие, но оно в духе вселенского проекта Остапа Бендера «Нью-Васюки». Тайм-менеджмент – это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связано с будущим.
А что делать со своими внутренними часами? Можно ли их починить? Свои психофизиологические особенности восприятия времени нужно, прежде всего, определить, а затем учитывать при организации времени.
Вторая причина связана с личностными особенностями, а именно – со степенью активности человека и с его предпочтениями в том или ином характере деятельности. Ведь наше субъективное восприятие времени зависит ещё и от того, чем мы заняты, в какие события вовлечены, какие эмоции переживаем. И если наша жизнь устроена так, что у нас нет возможности реализовать свой личностный потенциал, то у человека создаётся впечатление, что у него ни на что не хватает времени, что время «утекает».
По характеру личной активности можно выделить три группы людей:
• Проектировщик – это человек, который предпочитает самостоятельно организовывать свою деятельность. Он характеризуется чётким восприятием действительности и деловым, практическим подходом к жизни. Свою энергию направляет на решение актуальных вопросов настоящего и ближайшего будущего. Время воспринимается как необходимый ресурс для реализации планов.
• Преобразователь – это человек, творчески организующий свою деятельность. Он занят плодотворным и продуктивным созиданием для сегодняшнего и завтрашнего дня. Время воспринимается им как неразрывное явление, которое связывает настоящее с прошлым и будущим.
• Созерцатель – это человек, активность которого направлена не на реализацию практических задач, а на углублённые размышления. Он обобщает сложные и изменчивые процессы жизни в природе, в обществе, в людях и в самом себе. Настоящее чаще всего теряет для него свою значимость, т.к. основной интерес представляет личное и культурно-историческое прошлое и будущее.
Что это дает с точки зрения организации времени? Степень активности и «жизнедеятельностное амплуа» могут совпадать или нет с нашей профессиональной деятельностью. А это, в свою очередь, окажет непосредственное влияние на целеполагание и планирование.
Человек без цели – всё равно, что путник, блуждающий с завязанными глазами. Человек, имеющий цель, подобен опытному путешественнику, который точно определил координаты своего места назначения. Он не только знает, куда идёт, но и выверяет свой маршрут с помощью карты и компаса.
Цели никогда не даны человеку заранее, их необходимо находить самому. Целеполагание – это формулирование, проговаривание цели (иначе цель так и останется неконкретной и, как следствие, труднодостижимой).
«Демонстрация дел»
Дело № 1.
Оборудование: большая прозрачная пустая банка, несколько яблок, крупа (заранее рассчитываю необходимое количество крупы и яблок). Рассказываю ребятам, о том, что яблоки – это крупные дела, крупа – мелкие дела. Закладываю в банку яблоки, затем засыпаю крупу – всё умещается, вытряхиваю всё, а теперь засыпаю в пустую банку крупу –это мелкие рутинные дела, затем поверх крупы кладу яблоки – всё не вмещается, яблоки остаются на столе и торчат из банки.
Вывод делают старшеклассники: рутина съедает время, а крупные дела не сделаны или не завершены, тогда снимаю сопротивление планингу и целеполаганию.
Дело № 2. «Смятая бумага»
Даю инструкцию первому старшекласснику: «Встаньте здесь. Ваша задача – бросить точно в корзину как можно больше смятых листов этой газеты». Через 1 мин прерываю его. Подсчитываю количество комков газеты в корзине.
Приглашаю следующего добровольца. Теперь моя инструкция: «Ваша задача – за 1 мин забросить в корзину более 21 смятых листа этой газеты». Он забрасывает больше (если точнее, то 29 листов).
Инструкция третьему активисту следующая: «Итак, вы видели, каких результатов достигли эти двое. Как вы думаете, чего сможете достичь вы за это же время?» – «Мой результат будет выше – нет проблем» (он забрасывает 33 смятых листа).
Вывод делают старшеклассники: третий участник поставил себе цель САМ и достиг её. Как часто просят выполнить какую-либо задачу, без объяснения деталей и правил игры. И каких невероятных высот мы способны достичь, если нам позволено самостоятельно определить цель!
Дело № 3. «Оценка внутреннего будильника»
Все лидеры школьного самоуправления становятся перед своим стулом, закрывают глаза. Я даю задание: «Молча стоять с закрытыми глазами в течение одной минуты. Считать «про себя» нельзя. Когда минута завершится, откройте глаза и молча сядьте на свое место».
Анализ, у кого внутренние часы идут точно, у кого спешат, у кого отстают, что это значит.
Дело № 4. «Стратегия Уолта Диснея (Методика Дельфи + Стратегия творчества Уолта Диснея)».
Каждый человек может пребывать в состоянии «Мечтателя», «Критика» или «Реалиста». Обычно все три состояния в людях проявляются одновременно.
Все инициативы губятся критиками на корню. Ноу-хау этого метода – разделить состояния во времени.
Я использую таблицу на горизонтальном листе А4:
Исходная проблема.
«Мечтатель» (идеальные решения проблемы: никакой критики);
«Критик» (проблемы решений, предложенных «Мечтателем»);
«Реалист» (взвешенное решение с учётом мнений «Мечтателя» и «Критика»).
1. Исходный материал – список актуальных проблем (результаты мозгового штурма). Все ребята делятся на три мини-группы, каждая группа получает примерно равное количество проблем (минимум по 5, лучше по 8).
2. Команда переносит с доски «свои» проблемы, анализирует причины во втором столбике.
3. Когда все команды завершают работу, передают листки по кругу. Теперь они «Мечтатели» и пишут идеальные решения. Только оптимизм, никаких проблем! Важно последовательно (всем участникам одновременно!) переходить из одного состояния в другое.
4. Когда все команды завершат, листки передают по кругу. Теперь они — «Критики» (конструктивные!) и пишут, почему в их реальных условиях нельзя реализовать то, что написали «Мечтатели».
5. Когда все команды завершают работу, листки передают по кругу. Теперь они — «Реалисты». Читают все предыдущие столбики, на основе всего написанного выдвигают взвешенное решение.
6. По итогам группы зачитывают и обсуждают решения, планируют шаги по их реализации.
Приведу пример использования стратегии У. Диснея на подготовке к «Проектной неделе».
В школе в рамках подготовки к реализации ФГОС общего образования второго поколения проводится апробация новой образовательной технологии «Проектная неделя», которую проводят учителя и помогают им лидеры школьного самоуправления. Организационно это сложная форма работы, которая требует серьёзной подготовки.
В рамках данной технологии меняется роль учителя в образовательном процессе: он перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Ему предстоит «прожить» ряд ролей:
• энтузиаста, повышающего мотивацию учащихся в достижении цели;
• специалиста в нескольких областях;
• консультанта; руководителя (особенно в вопросах планирования времени).
Содержание и алгоритм действий в «Проектную неделю». Как спланировать это мероприятие с помощью стратегии Уолта Диснея?
Таблица 1
Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 3 |
Мечтатели | Критики | Реалисты |
1. Понедельник
С утра оформление стенда «Проектная неделя».Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2–5-й уроки: сбор информации: установочные лекции по содержанию проекта, экскурсии, работа в Интернете. 6-й урок: обсуждение итогов работы за день. |
1. Требует огромной подготовки, не все учителя и лидеры захотят и могут участвовать. | 1. Понедельник
ПРОДУКТ ДНЯ: подробный план работы над проектом; система заданий (коллективных, групповых, индивидуальных). |
2. Вторник
С утра – оформление стенда пресс-центра по первому дню проектной недели (с ежедневным обновлением). 8.30.–14.30. Работа проектных групп. Завершение этапа сбора информации по содержанию проекта (выполнение системы заданий). Уточнение формы продукта проекта, создание его макета. |
2. Необходима большая теоретическая подготовка руководителей проектов (учителей и лидеров школьного самоуправления). | 2. Вторник
ПРОДУКТ ДНЯ: собранная информация о теме проекта. |
3. Среда
8.30.–14.30. Работа проектных групп. Оформление продукта проекта. Уточнение формы презентации. Создание сценария презентации. |
3. Большая нагрузка на учителей и лидеров школьного самоуправления + уйдет много времени. | 3. Среда
ПРОДУКТ ДНЯ: сценарий презентации проекта. |
4. Четверг 8.30.–14.30. Работа проектных групп. Окончательное оформление продукта проекта. Подготовка презентации по сценарию. Генеральная репетиция. |
4.Необходима подготовка по ИКТ. |
4. Четверг ПРОДУКТ ДНЯ: готовый продукт и презентация проекта. |
5. Пятница С утра на стенде «Проектная неделя» – график защиты проектов. 8.30.–12.00. Защита проектов. Подведение итогов. |
5. Нет специалистов по качественной съёмке фильма. Очень мало времени для качественного подведения итогов Недели. |
5. Пятница 12.00.–12.30. Работа объединённого жюри. Одновременно – демонстрация видеохроники «Проектной недели». 13.00.–14.00. – Награждение победителей. 15.00. Рефлексия Недели: общее подведение итогов. |
Десять советов лидерам школьного самоуправления по организации творческого труда
1. Учитывайте свои биоритмы. Если ваша продуктивность выше утром, то старайтесь работать над творческими задачами утром, а на вечер оставлять рутину.
2. Специально отводите себе время для творческой работы. То, что «муза не приходит по расписанию», – это лишь отговорка ленивых людей.
3. Не путайте «творческую атмосферу» с бардаком на рабочем столе. Приведите вещи в порядок.
4. Носите с собой всё, что может понадобиться для быстрой фиксации творческих идей: диктофон, блокнот для эскизов и т.д.
5. Фиксируйте письменно все свои творческие идеи, посещающие вас, вне зависимости от их применимости в данный момент. Впоследствии они вам могут пригодиться.
6. Начиная творческое задание, составьте некое подобие плана того, что нужно сделать, отразите в нём своё видение будущего продукта (статьи, рисунка, презентации).
7. Отключайтесь на время от внешнего мира: выключайте телефон, просите одноклассников, друзей не беспокоить ни по каким вопросам в течение определённого времени.
8. Делайте перерывы в работе. Свежий взгляд на вещи может помочь решить задачу.
9. Посещайте больше выставок, презентаций и других подобных мероприятий. Помните, что саморазвитие, новые впечатления и люди – это пища для вашего творчества.
10. Используйте компьютерные средства визуализации ваших идей.
Закончить свою статью хочу словами Тадао Ямагучи: «Время – это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять – на деньги или на знания. Время – это вообще самое важное».
Список литературы: