Рубрики
Экономика

Развитие учебно-интеллектуальных умений школьников в современных условиях по предмету «Экономика»

Новый мир труда – это век креативности, индивидуальной инициативы и индивидуального творчества. Талант – это все! «Производство таланта» в полной мере лежит на школе.

Передовая экономика находится на стыке результатов технического и гуманитарного мышления. Вещь и идея внедряются и обретают конкретное воплощение в реальной действительности. Быстрота мышления – один из признаков, характеризующих творческое решение. Советский философ Г.Л. Смирнов отмечал: «Сила интеллекта отдельной личности, нравственный облик, способности и таланты – это то, что является критерием развитости общества, его жизнеспособности, прогрессивности».

0
Елина Елена Альбертовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
elinaea@mosmetod.ru

Новый мир труда – это век креативности, индивидуальной инициативы и индивидуального творчества. Талант – это все! «Производство таланта» в полной мере лежит на школе.

Передовая экономика находится на стыке результатов технического и гуманитарного мышления. Вещь и идея внедряются и обретают конкретное воплощение в реальной действительности. Быстрота мышления – один из признаков, характеризующих творческое решение. Советский философ Г.Л. Смирнов отмечал: «Сила интеллекта отдельной личности, нравственный облик, способности и таланты – это то, что является критерием развитости общества, его жизнеспособности, прогрессивности».

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» сказано, что в Российской Федерации необходимо достичь максимальной реализации потенциала каждого ребенка, а также должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы детей, их образования, воспитания, социализации и максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности [2].

Важнейшей целью образования названо развитие личности учащихся и выдвинуто требование учета их интересов и возможностей.

Построение учебных занятий должно быть направлено на решение основных проблем, которые волнуют любого созидательно работающего педагога:

• что нужно предпринять, чтобы достичь высокой результативности в обучении;

• как сберечь здоровье школьников при высокой интенсивности учебной деятельности;

• каким образом обеспечить не механическое запоминание учебного материала, а научить обучающихся прикладным знаниям, необходимым в жизнедеятельности.

Достигнуть наилучших результатов в школьной системе образования можно будет тогда, когда учеба для общества станет важным фактором развития экономики государства.

Прогрессивным можно считать такое общество, которое признает, что обучение – процесс естественный, что интерес к учебе – это нормально, что учеба поддерживает и развивает индивидуальность обучающихся.

Школе нужны педагоги, которые ценят вопросы, творческое мышление и для которых совершенство превыше стандартного исполнения. Самое главное для общества – понять, что учителя могут учить, а ученики – учиться.

Учеба – процесс индивидуальный, обучающиеся запоминают школьный материал по-разному и разными способами.

Так как же должен проходить процесс обучения, в котором бы максимально развивались природные задатки ребенка? Какой урок можно признать современным? Каковы современные формы и методы обучения? Каким образом целесообразно оценивать деятельность учителя?

И.А. Тавгень отмечал, что учение – это процесс приобретения учащимися передаваемого учителем содержания обучения, что деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяется весьма условно, поскольку обучение − непрерывный процесс их совместной работы [3].

Повышение параметров результативности образовательного процесса в настоящее время – одна из самых приоритетных, но одновременно и одна из самых сложных задач.

Перемены в отечественном образовании связаны с новыми требованиями к результатам усвоения учебного материала в связи со сменой системы оценивания достижений знания учащихся. Поэтому российской школе нужен учитель, свободно ориентирующийся в сложной социокультурной обстановке и грамотно выстраивающий педагогический процесс. Важными характеристиками педагога являются: компетентность и профессиональное самосознание, формирующееся в процессе овладения опытом педагогической деятельности.

Мастерство учителя всегда состоит в том, чтобы найти педагогические технологии для развития лучших качеств личности, и в его способности осваивать новые подходы и своевременно отвечать на запросы общества. Психологами установлено, что процесс познавательного развития наиболее активно происходит в подростковом и юношеском возрасте. Обучающиеся в средних и старших классах при выполнении учебных задач проявляют логику и смекалку, занимаются теоретическими рассуждениями и могут подвергнуть свою работу самоанализу.

Психолог Е.Е. Туник разработала тесты для определения уровня развития творческого мышления детей в возрасте от 5 до 15 лет. Термин «креативность» она понимает, как способность выдвигать необычные идеи, быстро находить решения в проблемных ситуациях.

Универсальный характер образования помогает обучающимся осваивать такие сферы жизнедеятельности людей, как природа, общество, техника, технология, искусство. Поэтому именно школьное образование обладает высокой интегрирующей силой, тем потенциалом, который необходим для разработки новых научных, технических открытий и озарений обучающихся в будущем.

Российское учительство на данном этапе работает в условиях подготовки основной школы к переходу по реализации нового Федерального Государственного стандарта образования. Учитель не просто обязан повышать свое мастерство, он мотивирован самой системой, вовлечен в постоянный процесс совершенствования. Нынешняя московская система образования содействует мотивации учителей повышать свое педагогическое мастерство и искать, применять деятельные формы работы с обучающимися по развитию их созидательного потенциала.

Для повышения уровня квалификации учителей нужна динамичная модель, способная изменяться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями столичного и российского образования. Таким внешним ресурсом выступает сайт Городского методического центра, который выстроен по принципу объединения сетевой организации профессиональных педагогических сообществ. Городские проекты, разработанные и реализуемые Городским методическим центром, направлены на укрепление профессионализма учителя на основе проектно-целевого подхода к управлению качеством образования. Например, это серии видеолекций столичного проекта: «Больше, чем урок!». Эти лекции интересны тем, что ориентированы на формирование не только фундаментальных экономических знаний и умений, но и на их прикладной характер.

В методическом пространстве «Экономика» сайта ГМЦ, учителя могут найти и воспользоваться методическими рекомендациями в разделе «Финансовая грамотность», ознакомиться с новинками учебной и научной литературы, подобрать интерактивный материал к учебному занятию. Не секрет, что одной из форм активного вовлечения учеников в познавательный процесс является работа над индивидуальными проектами или работа исследовательского характера. В помощь учителям предлагается широкий спектр тем учебных проектов, где принимаются во внимание интерес и эрудиция школьников. Поэтому особое внимание учителей обращаем на материалы проекта «Школьные знания для реальной жизни» и конструкторы уроков «Урок в Москве», которые помогут в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В стандарте образования на современном этапе меняется не содержание школьного курса, а подход к изучению предмета. Предметные компоненты содержания (знания и умения) являются способами развития и воспитания ученика, подготовки его к жизни. Развитию креативности способствует умение критически мыслить и навыки оценочной деятельности, которые способствуют формированию убеждений, взглядов, этических норм поведения. Обучающиеся, обладающие данными навыками, сумеют интерпретировать и оценивать информацию учебного содержания, находить нестандартные решения и новые идеи, спокойно воспринимать неоднозначности окружающего мира и толерантно относится к сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Школьники, как будущие трудовые ресурсы, в процессе обучения приобретут:

• умение брать на себя ответственность, проявлять лидерские качества, толерантность;

• способность обладать культурной идентичностью, экономической и финансовой компетентностью, способностью к продуктивному диалогу;

• возможность владеть универсальными умениями, навыками и способами деятельности, критическим осмыслением инноваций и проявлять креативность;

• опору на осмысленное экспериментирование, воображение, эмоционально-нравственный фактор, требующий быстроты, оперативности, гибкости мышления, точности и правильности решения, прогнозирования последствий и оценки.

Сайт Городского методического центра, осуществляя сетевую модель непрерывного профессионального образования педагогов, позволяет уйти от формального подхода в вопросах повышения квалификации учителей и, к тому же, является одной из составляющих частей инфраструктуры, обеспечивающей качественное образование детей, и дает положительные ответы на запросы родительской общественности. Использование учителями в практике методических разработок Городского методического центра позволяет воплотить в жизнь применение столичных проектов и подготовить переход к инновационной экономике.

Список литературы:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. Департамент образования города Москвы. Тематическое приложение № 4 к журналу «Вестник московского образования». М.: Центр «Школьная книга», 2013.
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3iOpm153n (дата обращения: 17.08.2015).
3. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перпективы [Электронный ресурc]: Научное издание – 2-е изд., исправл. и доп./ Под редакцией Ю.В. Позняка. Электрон.текст. дан. (7945 Kб). Мн.: «Электронная книга БГУ», 2004. URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/AppliedMathematics/tavgen.pdf. Электрон. версия печ. публикации, 2004. PDF формат, версия 1.4 . Систем. требования: Adobe Acrobat 5.0 и выше.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.