Рубрики
Воспитательная работа

Влияние духовно-нравственных ценностей на формирование социальной активности подростков

Вопросами развития и формирования социальной активности подростков занимаются такие педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, В.Г. Мордкович, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие.

0
Фёдорова Наталья Александровна,
педагог-психолог
ГБПОУ г. Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»,
inasel@rambler.ru

Вопросами развития и формирования социальной активности подростков занимаются такие педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, В.Г. Мордкович, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие.

Определений социальной активности личности достаточно много, и все они друг друга дополняют, обобщают. В целом, можно сказать, что социальная активность личности – это определенная система установок, интересов, потребностей и взаимодействие личности с окружающей средой. Человек чувствует мир, общество, живет, придерживаясь установленных норм, правил, добивается поставлены целей на благо себе, родным и окружающим.

Сущностными характеристиками социальной активности являются:

• самодвижение – источник социальной активности потребности личности; внутреннее, осознанное по­буждение, готовность к деятельности;

• социальное взаимодействие – взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и социаль­ной среды.

Подростковый возраст насыщен и эмоционален во всех планах: это время, когда ребенок более стремительно погружается во взрослый мир, примеряя на себя различные роли, исследуя общество, сферу взаимоотношений и профессий. Подросток ищет себя, свою место в пространстве общества, что требует проявления его активности.

На каждом возрастном этапе активность имеет тен­денцию к возрастанию в соответствии с объемом соци­альных обязанностей и того опыта, который приобре­тает ребенок. В связи с этим социальная активность становится одной из важных предпосылок развития обще­ственных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни. Таким образом, социальная ак­тивность выступает как побудитель к деятельности, как результат социально значимой деятельности.

Социальная активность представляет собой систему целе­вых установок, ценностных ориентаций, определяю­щих мотивационную сферу подростка, направленность его интересов, выбор способов деятельности по удовле­творению возникающих потребностей. На сегодняшний день социальное пространство, в котором протекает жизнедеятельность учащихся, расширяется, также активизирует­ся их включение в многообразные отношения в про­цессе усложняющейся деятельности. Социальная ак­тивность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процес­се взаимодействия с другими индивидами в деятельности, необхо­димость которой обусловлена личными и общественно значимыми интересами и целями. По мнению ученых, возрастание социальной актив­ности личности находится в непосредственной зависи­мости от социальной культуры, которая проявляется в особой структуре отношений, характеризующих социальную позицию личности, ее установки, цели и ценности, способы их реализации. Кроме того, тот или иной уровень социальной активности зависит от соот­ношения между обязанностями личности в обществен­но значимой деятельности и субъективными установ­ками на деятельность.

Социальная активность подростков формируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов (страна, город, школа, семья, друзья и т. д.), посредством различных методов и форм организации образовательного, педагогического процессов. Также мы можем увидеть взаимосвязь духовно-нравственных ценностей и социальной активности подростков, их влияние.

Обратимся к определению понятий «духовность» и «нравственность». В толковом словаре В. И. Даля духовность описывается как устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности. Подразумевается, что человек строит свои отношения с окружающим миром на основе понимания бытия, истины, добра, красоты, строит свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из высших проявлений духовности является так называемая «Любовь ко всему миру».

Философы считают, что духовность выступает как эстетическое и этическое проявление человека, в котором предполагается связь души с Высшим Началом (Абсолютом) через образ жизни, творчество, через проявление таланта человека. Также можно отметить, что духовность предполагает развитие и осознание человеком бытия своей сущности и существования.

Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка[2].

В целом, нравственность представляет собой систему поступок и привычек, правил и норм, взглядов и убеждений личности, сформированную на основе культуры, истории, религии, и способствующей успешной жизнедеятельности человека в мире.

Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов[1].

Духовно-нравственные ценности состоят из:

• нравственных чувств (совести, долга, ответственности, целеустремленности, гражданственности, патриотизма);

• нравственного облика (терпения, милосердия, усердия);

• нравственной позиции (различения добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

Наличие данных качеств у подростков положительно влияют на формирование их социальной активности. Духовно-нравственные ценности способствуют развитию лидерского начала личности, повышению интереса к своему будущему, будущему школы, района, города, страны, повышению мотивации учащихся к внеурочной, общественно-полезной деятельности. Когда подросток на уровне сознания связан с принятыми нормами, с культурно-исторической средой, с традициями общества (страны в целом), то, соответственно, его внутренний потенциал к социально положительному, продуктивному взаимодействию с миром возрастает, активируется в нужном русле. Он успешней проходит этапы социализации, продукты его деятельности приносят блага как ему самому, так и социумому.

В заключение можно сказать, что взаимное влияние социальной активности и духовно-нравственных ценностей способствуют появлению и развитию социальной гармонии, гармонии подростка с миром в любой области жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм, ЕВРОЗНАК, 2007.
2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России. [Текст]/ М. И.Воловикова // Психологический журнал. 2009. № 4.
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. [Текст]/ В.И. Даль. М., 2001.
4. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. М: Академия, 2004.
5. Наркевич Н.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы: дисс. … к. пед. н.: 13.00.01. Новгород, 2007.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст]. М., 1990.
7. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности. М.: Педагогика, 2001.
8. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. [Текст]/ И.Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1990.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0