Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Первые шаги к самоуправлению (из опыта работы в начальной школе)

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательной организации ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.

0
Дуданова Галина Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 547»,
gud1962@yandex.ru

 

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательной организации ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема  сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.

Я бы хотела поделиться с Вами моими педагогическими находками по вопросу организации самоуправления в начальной школе, рассказать о первых шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива в моём классе.

Ведущие педагоги мира полагали, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования: т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога, через требование актива, к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.

В этой формуле представлены следующие этапы развития коллектива:

1 этап

Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.

2 этап

Актив класса частично берет на себя функции организатора. Классный руководитель помогает наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.

3 этап

Взрослые и дети становятся сотрудникам в общем деле управления классом.

Развивается коллектив – развивается и самоуправление. Разработка оптимальной модели самоуправления представляется особенно сложной в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями психологического развития младших школьников.

Для начала было важно определить цель работы по развитию самоуправления в школе: это воспитание у учащихся основ демократической культуры, умения действовать в интересах совершенствования своей личности и общества.

Поставлены следующие задачи:

1. Содействовать созданию детского коллектива.

2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся.

3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива.

4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.

5. Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Деятельность самоуправления я построила на следующих принципах:

1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Гуманность. Действия членов самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

4. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

5. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед общим собранием.

Как в моём классе происходил механизм построения и функционирования системы самоуправления?

В первом классе всех учащихся я поделила на 5 команд по рядам. Первые шаги по самоуправлению я начинала с дежурства.

Обязанности были распределены среди учащихся по партам:

 за 1 партой отвечали за чистоту доски;

 за 2 и 3 партой отвечали за уборку в столовой;

 за 4 партой отвечали за проветривание помещения;

 за 5 и 6 партой отвечали за полив цветов, построение класса в столовую, поведение на переменах.

Со второго класса учитываются интересы детей, проводится анкетирование по методике Юркевича «Древо желаний».

Учащиеся пишут ответы на следующие вопросы:

«В каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать?»;

«В каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь?»;

«Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?».

Я учитываю их пожелания и вношу в план воспитательной работы.

Детский коллектив  это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Во втором классе выбирается командир класса, который берёт на себя некоторые организационные вопросы (строит детей в столовую, контролирует и напоминает об обязанностях дежурных, участвует в проведении классных часов…).

Вся деятельность проходит при активном участии родителей учащихся, формируется родительский коллектив.

В третьемчетвертом классах мы работаем по модели «корпорация». Возглавляет корпорацию генеральный директор. В корпорацию входят три фирмы со своими специалистами – по спорту, по культуре, библиотекарь, журналист (ответственный за выпуск газеты).

На этом этапе целью является обучение творческой деятельности: развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении и самореализации.

В чём особенности функционирования нашей системы:

• Система самоуправления нашего класса  максимально открытая.

• Дети, родители, классный руководитель  сотоварищи.

• Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.

• Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

1 раз в месяц проводилось собрание. На повестке собрания были следующие вопросы «Владос»:

 «Информация о происходящих событиях»;

 «Анализ деятельности»;

 «Что было удачно в работе, что мешает, как изменить ситуацию?»;

 «Проект работы на будущее».

Перевыборы зависели от решения класса. В первом классе выбирали каждый месяц. Дети пробовали себя в разных должностях и на практике убеждались, подходит ли она им. Первоначальный опыт помог каждому определиться в своих возможностях и склонностях, и поэтому в дальнейшем выборы стали проходить реже. Во втором классе перевыборы проводили раз в триместр. А в третьемчетвертом классах  по полугодиям.

Раньше я работала по другой структуре. Воспитание детей осуществлялось на «полянках развития» («Учебная»; «Знайкина»; «Спортивная»; «Дыхание природы»; «Добрых дел»; «Почемучка»; «Самоделкина»), каждая из которых несла определённую задачу и являлась ступенькой в развитии творчества детей.

Но меняется жизнь, меняются дети, и меняемся мы!

В среднем звене в нашей школе используется другая структура, но мы к ней готовы.

Выводы:

• Самоуправление в школе  необходимый компонент современного воспитания.

• Его цель в современных условиях  адаптация к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

• Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

• Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и будущее страны.

Самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, потому что именно в самом начале жизни наши воспитанники должны почувствовать, понять, убедиться, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Список литературы:

1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
2. Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся // Классный руководитель, 19944. С. 1925.
3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Сфера, 2008.
4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.