В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательной организации ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.
Я бы хотела поделиться с Вами моими педагогическими находками по вопросу организации самоуправления в начальной школе, рассказать о первых шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива в моём классе.
Ведущие педагоги мира полагали, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования: т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога, через требование актива, к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.
В этой формуле представлены следующие этапы развития коллектива:
1 этап
Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.
2 этап
Актив класса частично берет на себя функции организатора. Классный руководитель помогает наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.
3 этап
Взрослые и дети становятся сотрудникам в общем деле управления классом.
Развивается коллектив – развивается и самоуправление. Разработка оптимальной модели самоуправления представляется особенно сложной в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями психологического развития младших школьников.
Для начала было важно определить цель работы по развитию самоуправления в школе: это воспитание у учащихся основ демократической культуры, умения действовать в интересах совершенствования своей личности и общества.
Поставлены следующие задачи:
1. Содействовать созданию детского коллектива.
2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся.
3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива.
4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
5. Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Деятельность самоуправления я построила на следующих принципах:
1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Гуманность. Действия членов самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
4. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
5. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед общим собранием.
Как в моём классе происходил механизм построения и функционирования системы самоуправления?
В первом классе всех учащихся я поделила на 5 команд по рядам. Первые шаги по самоуправлению я начинала с дежурства.
Обязанности были распределены среди учащихся по партам:
– за 1 партой отвечали за чистоту доски;
– за 2 и 3 партой отвечали за уборку в столовой;
– за 4 партой отвечали за проветривание помещения;
– за 5 и 6 партой отвечали за полив цветов, построение класса в столовую, поведение на переменах.
Со второго класса учитываются интересы детей, проводится анкетирование по методике Юркевича «Древо желаний».
Учащиеся пишут ответы на следующие вопросы:
• «В каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать?»;
• «В каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь?»;
• «Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?».
Я учитываю их пожелания и вношу в план воспитательной работы.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Во втором классе выбирается командир класса, который берёт на себя некоторые организационные вопросы (строит детей в столовую, контролирует и напоминает об обязанностях дежурных, участвует в проведении классных часов…).
Вся деятельность проходит при активном участии родителей учащихся, формируется родительский коллектив.
В третьем–четвертом классах мы работаем по модели «корпорация». Возглавляет корпорацию генеральный директор. В корпорацию входят три фирмы со своими специалистами – по спорту, по культуре, библиотекарь, журналист (ответственный за выпуск газеты).
На этом этапе целью является обучение творческой деятельности: развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении и самореализации.
В чём особенности функционирования нашей системы:
• Система самоуправления нашего класса – максимально открытая.
• Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
• Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
• Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
1 раз в месяц проводилось собрание. На повестке собрания были следующие вопросы «Владос»:
– «Информация о происходящих событиях»;
– «Анализ деятельности»;
– «Что было удачно в работе, что мешает, как изменить ситуацию?»;
– «Проект работы на будущее».
Перевыборы зависели от решения класса. В первом классе выбирали каждый месяц. Дети пробовали себя в разных должностях и на практике убеждались, подходит ли она им. Первоначальный опыт помог каждому определиться в своих возможностях и склонностях, и поэтому в дальнейшем выборы стали проходить реже. Во втором классе перевыборы проводили раз в триместр. А в третьем–четвертом классах – по полугодиям.
Раньше я работала по другой структуре. Воспитание детей осуществлялось на «полянках развития» («Учебная»; «Знайкина»; «Спортивная»; «Дыхание природы»; «Добрых дел»; «Почемучка»; «Самоделкина»), каждая из которых несла определённую задачу и являлась ступенькой в развитии творчества детей.
Но меняется жизнь, меняются дети, и меняемся мы!
В среднем звене в нашей школе используется другая структура, но мы к ней готовы.
Выводы:
• Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
• Его цель в современных условиях – адаптация к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
• Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
• Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и будущее страны.
Самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, потому что именно в самом начале жизни наши воспитанники должны почувствовать, понять, убедиться, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Список литературы: