Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Разработка и проведение мониторинга эффективности ученического самоуправления

Проблема организации самоуправления школьников в российской педагогической науке и практике существует со времен советской действительности. Естественно, что сегодня система самоуправления несет печать этой действительности. С одной стороны, именно в те годы родились многие педагогические инициативы, ставшие образцом педагогического мастерства. Однако такой положительный опыт организации самоуправления детей и подростков школьного возраста присутствовал и в условиях внешкольной деятельности.

0
Архангельская Татьяна Юрьевна,
аспирантка, специалист научно-образовательного центра
социально-пелагогических стратегий развития образовательного пространства
ГБОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Черняк Татьяна Григорьевна,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
chernyaktg@mosmetod.ru
Проблема организации самоуправления школьников в российской педагогической науке и практике существует со времен советской действительности. Естественно, что сегодня система самоуправления несет печать этой действительности. С одной стороны, именно в те годы родились многие педагогические инициативы, ставшие образцом педагогического мастерства. Однако такой положительный опыт организации самоуправления детей и подростков школьного возраста присутствовал и в условиях внешкольной деятельности. Например, блестящим примером самоорганизации детского коллектива на основе деятельности по самообслуживанию и производству товаров и услуг были коммуны А.C. Макаренко. Организация самоуправления в лагере «Орленок» под руководством О.С. Газмана [1; с. 226], коммунарская методика Иванова и т.д. развивались вне школы. В те же годы родилась такая массовая форма самодеятельности и самоорганизации детей, как пионерское движение.
Самоуправление в советской школе работало форме «учкомов», «штабов» и других органов, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников, а точнее, проблемы с учениками. Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством. По сути дела, такая организация в школе не являлась самоуправляемой.
Сейчас во многих школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Однако прошлые традиции мешают правильно понять суть современного самоуправления. Кроме того, в современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное самоуправление». Это является одной из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов управления образованием затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.
В Российской педагогической энциклопедии самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива [6; с. 143]. Многие педагоги выделяют в самоуправлении функции самоконтроля и самообслуживания в ученическом коллективе. Поэтому так распространены такие организационные формы, как дежурство учеников по школе и столовой, проверка учащимися наличия сменной обуви и дневников у школьников. В таком случае ученическое самоуправление выполняет функции администрации и отражает в большей степени интересы педагогического коллектива нежели коллектива учащихся. Большая часть педагогов считает основным направлением в развитии ученического самоуправления организацию внеклассной работы, в ходе которой учащихся привлекают только к проведению школьных мероприятий. В таких случаях важно понимать, что это направление деятельности будет тогда иметь отношение к самоуправлению, когда внешкольные мероприятия инициированы учащимися, а не навязаны им педагогами. Лишь немногие педагоги в организации основ самоуправления усматривают возможность учащихся реализовывать свое право на активное участие в управлении школой, несмотря на то, что в законе РФ «Об образовании» такое право четко прописано и должно быть принято к руководству всем педагогическим сообществом.
Словарь-справочник «Управление школой» характеризует принцип и форму организации ученического самоуправления понятием «демократический», а само направление – «способом организации внутренней жизнедеятельности, предусматривающий наличие и участие в общей системе организационного управления особых звеньев, выражающих, представляющих и защищающих специфические интересы и потребности отдельных групп и членов школьного сообщества (коллектива)» [8; с. 162]. Д.В. Рогаткин также определяет школьное самоуправление как способ реализации права учеников, родителей и педагогов на участие в управлении образовательным учреждением. По мнению автора, ученическое самоуправление призвано взаимодействовать с действующей системой управления школой, дополнять ее, а иногда и добиваться корректировки проводимого ею курса, реализуя при этом личностные и коллективные потребности и интересы детей, их родителей и педагогов [4; с. 2], [10]. Несмотря на различия в суждениях о сущности ученического самоуправления, мнения педагогов и ученых схожи в одном: ученическое самоуправление может стать эффективным средством воспитания и социализации учащихся. Однако необходимо понимать и то, что это станет возможным только в случае, если самоуправление учащихся будет выражаться в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива.
Как правило, принцип самоуправления проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе совершенной работы, в подведении итогов сделанного, в выработке и принятии решений по продолжению соответствующей деятельности. Таким образом, участие обучающихся в ученическом самоуправлении может способствовать освоению навыков планирования, анализа деятельности, а также формированию социальной компетенции, более четкой, осознанной гражданской позиции, ценностного отношения к себе и другим; формированию установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Нельзя забывать и то, что сегодня школьное самоуправление – это способ осуществления права на участие в управлении образовательной организацией, влияния учащихся и их родителей, как заказчиков образования, на повышение качества образования и эффективность функционирования образовательной организации. Самоуправление, в определенной степени, должно влиять на её работу.
Таким образом, ученическое самоуправление в настоящее время должно стать:
– системой самоорганизации, самоуправления школьников, в основе которой должна лежать определенная степень свободы и самостоятельности, не только в сферах внеклассной и внеурочной образовательной деятельности, но и в учебной деятельности;
– условием участия учеников в управлении образовательной организации в целях повышения эффективности его функционирования и качества образования;
– условием воспитания и социализации личности школьника.
Исходя из вышеперечисленных задач, можно выделить основные показатели эффективности системы ученического самоуправления в общеобразовательной организации:
– первая группа показателей: организационные аспекты, а именно, механизмы, формы и технологии работы органов ученического самоуправления и практика взаимодействия с педагогическим или родительским коллективом в процессе соуправления школой;
– вторая группа показателей: социально-психологические аспекты деятельности ученического самоуправления, если рассматривать данную систему как эффективное средство гармонизации взаимоотношений в образовательном пространстве школы, а также воспитания и социализации личности школьника.
Данные показатели легли в основу материалов мониторинга развития ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, разработанных нами в 2014 году в рамках функционирования научно-образовательного центра социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства при МГПУ.
Первая часть мониторинга направлена на выявление организационных аспектов ученического самоуправления. Под организационными аспектами ученического самоуправления нами понимаются специально создаваемые внешние условия, а также механизмы и формы взаимодействия субъектов соуправления и самоуправления (учащиеся, учащиеся-лидеры, педагоги-наставники, родители, администрация), определяемые характером и содержанием организаторской задачи, высокой степенью самостоятельности и творческого отношения учащихся к способам ее решения.
Разрабатывая инструментарий мониторинга, мы ориентировались на такие показатели эффективной организации ученического самоуправления, как:
• преодоление авторитарности в школьном коллективе;
• создание специальных условий для усвоения учащимися управленческого опыта совместно с педагогами и руководителем;
• предоставление возможности для самостоятельной деятельности учащихся по принятию решений и их реализации;
• создание в образовательной организации механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса, способствующих совместной выработке и принятию решений в интересах оптимального развития образовательного учреждения с указанием меры ответственности всех участников, принимающих решение;
• открытость администрации в управлении, стимуляция, поддерживающая инициативу педагогов, учащихся и их родителей;
• систематическое выявление и поддержка инициативных групп и лидеров по отдельным направлениям работы;
• делегирование организацию отдельных направлений работы сотрудникам и учащимся;
• выявление и обмен мнениями членов школьного сообщества по важнейшим направлениям функционирования школы;
• способы и формы объективной оценки учащимися различных проектов и идей в образовательном процессе;
• способы и формы достижения согласия членов школьного сообщества по обсуждаемым вопросам;
• способы координации деятельности, организации взаимодействия всех школьных коллективов и объединений взрослых и детей;
• способы и формы гуманизации и гармонизации взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей.
Вторая часть мониторинга направлена на определение качества формирования коллектива учащихся, уровня развития самоорганизации личности в коллективе; исследование психологического климата в коллективе школьников. В связи с этим, основными социально-психологическими показателями эффективного ученического самоуправления являются:
• увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации;
• мотивация школьников к участию в жизни класса и школы;
• единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся, предполагающее согласование общих целей с целями каждого учащегося. На первом этапе становления ученического самоуправления особенно важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.
• наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует сплочению коллектива учащихся на основе объединения их интересов;
• способность учащихся к самоуправлению, которое подразумевает самоконтроль и самодисциплину, требовательность к себе и другим, а также ответственность, самостоятельность, инициативность в деятельности, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения;
• готовность сотрудничать и потребность учащихся во взаимодействии с окружающими; гармоничные взаимоотношения в коллективе учащихся.
В 2013–2014 учебном году некоторые материалы мониторинга, а именно исследование организационных аспектов функционирования системы ученического самоуправления, были опробованы в школах Северо-восточного округа города Москвы. Всего в исследовании принимали участие 82 человека. Это школьники 6–11 классов, являющиеся представителями активов ученического самоуправления.
Проводя данное исследование, мы хотели определить, созданы ли в школах необходимые организационные условия для функционирования системы ученического самоуправления, а также выявить основные эффекты работы органов самоуправления: в какой степени ученическое сообщество влияет на функционирование и развитие образовательного учреждения. Реализуется ли право обучающихся на участие в управлении образовательной организации? Разработаны ли в школах какие-либо организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса в решении проблем школьной жизни? Кроме того, мы хотели выявить наиболее проблемные области в организации и функционировании системы ученического самоуправления.
Результаты мониторинга показали, что в школах, которые приняли участие в исследовании, созданы достаточные условия, но только для начального этапа организации ученического самоуправления. Поскольку в школах действуют только Ученические советы, для дальнейшего развития и построения системы ученического самоуправления необходимо создание других органов, что позволит привлечь большее количество учащихся. Пока же, по мнению представителей актива, деятельность ученического самоуправления интересна в основном активистам.
Большинство участников опроса считает, что идеи или решения администрации по преобразованию школы не всегда известны ученическому совету. Не говоря уже о том, что учащиеся не привлекаются на стадии обсуждения важных вопросов, касающихся жизнедеятельности и развития школы. Учащимся в основном доверяют решение вопросов организации мероприятий, конкурсов, выбора символики школы. По мнению учащихся, органы ученического самоуправления недостаточно влияют на повышение качества работы школы. Это может привести в дальнейшем к снижению эффективности ученического самоуправления, а также к формализации деятельности Ученического совета. Из опросов школьников не удалось выяснить, какие именно формы, механизмы, технологии практикуются в школе для организации обсуждения, взаимодействия, сотрудничества учащихся с другими участниками образовательного процесса (например, такие, как мозговые штурмы, круглые столы, совещания и т.д.).
Положительным условием развития ученического самоуправления в школах, принявших участие в исследовании, является то, что для работы Ученического совета предоставлены помещения, а также места, где активы ученического самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности. Отрицательным же показателем деятельности ученического самоуправления является отсутствие четких графиков, планов работы Ученического совета, а также отсутствие практики систематического информирования учащихся школы о планах работы органа ученического самоуправления.
Необходимо также обратить внимание на то, что большинство учащихся, принявших участие в исследовании, считают, что в настоящее время деятельность органов ученического самоуправления не направлена на защиту прав и интересов всех учащихся. В связи с этим, для дальнейшего развития самоуправления учащихся необходимо обратить внимание на создание четкой системы опросов, анкетирования, учета мнений, интересов учащихся. Это поможет привлечь многих школьников к деятельности в органах ученического самоуправления, повысить их мотивацию. Также, систематическое исследование мнений учащихся о деятельности существующих органов ученического самоуправления учащимися школы поможет выявить проблемы, позволит проводить анализ деятельности органов ученического самоуправления с тем, чтобы наметить перспективы и стратегию развития системы самоуправления.
Таким образом, интерпретация результатов исследования дала возможность определить степень эффективности работы ученического самоуправления в школах, которые приняли участие в исследовании. Количественный анализ показывает среднюю степень эффективности ученического самоуправления, а качественный анализ определяет существующие условия организации самоуправления учащихся как достаточные только для начального этапа деятельности ученического самоуправления, но не для его дальнейшего развития. Также материалы исследования дали возможность школьным коллективам понять критерии эффективной деятельности ученического самоуправления, обобщить положительный опыт и выявить проблемы, возникающие в процессе развития системы самоуправления, наметить перспективы развития и деятельности ученического самоуправления. Таким образом, материалы мониторинга направлены не только на исследование тенденций в развитии системы ученического самоуправления, но и на определение ориентиров при планировании дальнейшей работы организаторов ученического самоуправления в образовательной организации.
Список литературы:
1. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. Сборник статей под редакцией А.В. Петровского. М., 1989.
2. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
3. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., 1995. С. 154161.
4. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. Петрозаводск: 2003. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/p02.htm (дата обращения: 13.07.2015).
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2000.
6. Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся/ Ю.В.Селиверстова/ URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/03/02/rol-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-sisteme (дата обращения: 13.07.2015).
7. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0092/2_0092-1.shtml (дата обращения: 13.07.2015).
8. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. /Избранные труды/ Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.
9. Управление школой: словарь-справочник руководителя образовательного учреждения. Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. М.: Педагогическое общество России, 2005.
10. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского/ М., 1985.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.