Рубрики
Дошкольное образование

Занимательные игры с песком для детей дошкольного возраста

Аниканова Наталья Евгеньевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
anikanovane@mosmetod.ru

Четвертаков Кирилл Викторович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
profdetsad@yandex.ru

Времена, когда играть в песочнице можно было только летом, ушли в прошлое. Теперь можно строить куличики из песка круглый год – готовим ведра и лопатки, ставим стол для песка и начинаем творить!

Кроме традиционного ведерка и совка, ребенку еще понадобятся грабли, пластмассовые или деревянные палочки, различные формочки, легко моющиеся игрушки, машинки.

Давно известно, что взаимодействуя с песком, у ребенка развивается тактильная чувствительность, улучшается эмоциональное состояние. Игра в песочнице развивает конструктивные навыки, глазомер, умение использовать условные мерки. Дошкольники учатся создавать замысел конструкции и принимать отдельные конструктивные решения. Ребенок фантазирует, мечтает и одновременно создает.

Игра «Мокрый – сухой»

Для проведения работы детям предлагается создать одинаковые постройки из сухого и увлажненного песка (например, обычную горку с углублением). Сравните постройки, обратите внимание детей на свойства увлажненного и сухого песка. В результате обследования дети делают выводы относительно того, «какой песок для постройки больше подходит», что при строительстве тоннеля в горке сухой песок начинает осыпаться и т.д.

Педагог обращает внимание детей на способы увлажнения песка.

«Тоннель для машины» (использование увлажненного песка)

Детям предлагается 2–3 вида транспорта. На первом этапе игрушки не должны сильно отличаться размерами. Дети визуально или с использованием условных мерок пытаются определить, какой ширины и высоты необходимо в горке прорыть тоннель для свободного прохождения транспорта.

Создается насыпь горки песка (увлажненного). Дети определяют, какой высоты должна быть горка, зная высоту и ширину тоннеля. Когда насыпь будет готова, утрамбовать руками или лопатками.

Предложить детям самостоятельно подобрать инструмент для строительства тоннеля. Дети начинают в горке прорывать проход двух сторон, периодически определяя, насколько свободно машина проходит в тоннель. Только после этого проход углубляется дальше. Если оказалось, машина застревает, то аккуратным движением совочка тоннель делается более свободной в ширину или высоту.

Можно предложить детям транспорт разного размера. Каждый ребенок проводит замер под свою машину и строит свой тоннель.

Фотографии 1–2

Игра «Раскопай игрушку» (использование сухого песка)

Дети разбиваются на пары (не более 3 пар в зависимости от размера песочницы). Для каждой пары определяется свой участок в песочнице и раздается по 2 мелких игрушки, маленькие совочки из набора, пластмассовые или деревянные палочки.

Один ребенок засыпает игрушки песком. А задача второго заключается в том, чтобы раскопать игрушку, используя разные инструменты. Используются методы: подкоп, послойное снятие песка или другой способ придуманный ребенком.

Детям можно предложить самостоятельно подобрать или придумать инструмент, который может быть использован для работы (кисти, одноразовые ложки и т.д.).

Упражнение «Изготовление песочных блоков» (увлажненный песок)

Детям предлагаются кубические формы, которые заполняются увлажненным песком и делают обычные куличики. Ребенок определяет, насколько нужно увлажнить песок, чтобы форма сохранилась и не рассыпалась (слабо увлажненный песок), или «расплылась» (сильно увлажненный). Обратить внимание на уплотнение песка в форме и процесс его извлечения.

Игра «Мост из песочных блоков»

1. Используя деревянный конструктор, создать постройку по предложенному рисунку «скамейка».

2. Создание песочных форм, которые последовательно укладываются на «скамейку».

Обратить внимание, как правильно перенести песочную форму, не рассыпав ее. Для этого формочку с песком необходимо накрыть тонкой дощечкой или картоном. Перевернуть на ровную поверхность. Дощечку (картон) осторожно вынуть, формочку передвинуть. Аккуратными постукиваниями извлекают форму.

Фотографии 3–8

Игра «Построй по схеме» (увлажненный и сухой песок, мелкие камушки)

Вариант 1. Строительство по предложенной схеме

Ребенок самостоятельно:

– подбирает необходимые песочные формы;

– определяет последовательность работы;

– выполняет задание;

– декорирует постройку (природным, бросовым материалом, бусинами).

Рисунок 1

Вариант 2. Строительство по собственному чертежу

Предложить детям самостоятельно составить несложные чертежи-схемы. Дети создают постройки по собственным чертежам, украшают мелкими камушками и другим материалом (по желанию ребенка).

Фотографии 9–13

Благодаря творчеству детей, обыкновенная песочница может превратиться в огромный сказочный город, железную дорогу, громадную черепаху и многое другое. Можно создавать постройки по сказочным сюжетам.

Детские работы желательно фотографировать, создавая при этом коллекцию: «Удивительные постройки», «Чудо-город из песка», «Песочные фантазии» и др. Познакомьте детей с творчеством скульпторов, которые занимаются изготовлением песочных скульптур.

Игры с песком не бывают скучными. Главное помнить об условиях организации таких занятий: отсутствие у детей порезов на руках, кожных заболеваний, фартуки, теплая вода, влажные салфетки и хорошее настроение!

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть, сколько увлекательных вариантов работы с песком можно предложить детям дошкольного возраста.

Рисунок 2

Вы также можете ознакомиться с фильмом, перейдя по прямой ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0