Рубрики
Литература

Гончарук С.Ю. Методические рекомендации для проведения урока литературы в 9 классе «М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: анализ повести «Бэла»»

Гончарук Светлана Юрьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
goncharuksu@mosmetod.ru

 

На доске:

«Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, 

Такая пустая и глупая шутка.

М.Ю. Лермонтов»

«…весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами…» (В. Набоков).

Цели урока:

1. Сформировать представления о своеобразии психологического романа.

2. Совершенствовать умения анализа эпизода художественного текста.

3. Раскрыть загадки и противоречия характера Печорина, определить, как правда Печорина сталкивается с правдой Максима Максимыча, Бэлы, Азамата и Казбича.

Оборудование урока:

1. Иллюстрации к повести «Бэла», рисунки Лермонтова (пейзажи Кавказа);

2. На столе 6 шляп (используем только белую, чёрную, красную и жёлтую);

3. Таблица на доске:

Полифонический роман (много голосов, много правд, много мнений)

 

Сценарий  урока

I. Сообщение темы и цели урока. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас 2-ой урок по изучению романа «Герой нашего времени». Прежде чем начать работу, давайте вспомним одно из высказываний В.Г. Белинского о романе.

Предполагаемый ответ: «…идея «Героя нашего времени» для многих оставалась доныне тайною и останется для них тайною навсегда»

Учитель: Тайна! Попробуем разгадать эту тайну, но отгадывать будем постепенно от повести к повести, пойдём вслед за автором.

II. Фронтальная работа с классом по повести «Бэла»

Учитель: Сколько рассказчиков в повести и кто они такие?

Предполагаемый ответ: В повести два рассказчика. Один – молодой странствующий офицер, который едет из Тифлиса с лёгкой поклажей, наполовину состоящей из путевых заметок. Другой – штабс-капитан, «человек лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».

Учитель: Какие подробности мы узнаём об этих рассказчиках?

Предполагаемый ответ:  О странствующем офицере никаких подробностей нет, но читатель явно угадывает в нём человека литературно образованного, интеллигентного. О штабс-капитане, с его же слов, мы узнаём, что служит он на Кавказе давно, служил ещё при генерале Ермолове, при нём получил два чина.

Учитель: Что мы знаем о генерале Ермолове?

Предполагаемый ответ: Алексей Петрович Ермолов – тот самый генерал, который предупредил Грибоедова о возможном аресте по делу декабристов; тот самый Ермолов, который был отстранён от дел за близость к декабристам; тот, кого в 1829 году посетил в Калуге А.С. Пушкин, описав эту встречу в «Путешествии в Арзрум». Если Максим Максимыч получил два чина при нём, значит, штабс-капитан был порядочен и храбр.

Учитель: Кто начинает повествование?

Предполагаемый ответ: Повествование начинает странствующий офицер и ведёт его до того момента, пока не заканчивается экспозиция, т. е. вступительная часть. Затем начинается завязка, и роль рассказчика переходит к Максиму Максимычу.

Учитель: Давайте посмотрим, какую характеристику даёт Печорину Максим Максимыч.

(Просмотр видеоролика из х/ф «Герой нашего времени»  2 мин.)

Обратите внимание на последнюю фразу «на роду написано». Здесь впервые появляется тема рока, судьбы, фатума, которая получит развитие в повести «Фаталист».

Скажите, какую особенность Печорина вы заметили в описании, данном ему Максимом Максимычем.

Предполагаемый ответ: Прежде всего, противоречивость; в нём есть что-то такое, что отличает его от других людей.

Учитель: Обратите внимание на схему, представленную на доске. В центре – Печорин, который пришёл к общению со всеми этими людьми со своей правдой, со своими взглядами на жизнь. Но ведь и все те, с кем он сталкивается, тоже имеют свою правду и свой собственный, и, вероятнее всего, отличный от Печорина, взгляд на мир.

Как вы думаете, могут ли быть простыми эти отношения и поступки, которые совершает каждый из героев?

Предполагаемый ответ: Судя по характеристике, данной Печорину Максимом Максимычем (а у нас нет оснований ему не доверять), всё, что связано с Печориным, не может быть простым.

Учитель: А можем ли мы однозначно определить, кто из героев виновник, кто жертва? Ответить на этот вопрос не очень просто, поэтому, используя метод британского психолога и писателя Эдварда де Боно «шесть шляп мышления», мы попробуем взглянуть на Печорина и его окружение с разных точек зрения.

III. Работа в группах

Представители от каждой группы берут шляпу определённого цвета (белую, чёрную, жёлтую или красную).

Итак, рассмотрим взаимоотношения Печорина и Бэлы, их поступки.

Группа № 1 «Белая шляпа»

Примерный ответ: Мы стали обладателями белой шляпы, и с этой минуты наше мышление подчиняется законам этой шляпы, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Не поменяв шляпу, мы не сможем поменять и тип своего мышления.

Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

Группа № 2 «Красная шляпа»

Примерный ответ: У нас красная шляпа. И смотрим мы на эту историю совсем иначе. Красная шляпа позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на эмоциональном уровне.

Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»,  говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!»  расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

Группа № 3 «Чёрная шляпа»

Примерный ответ: Посмотрим на проблему глазами человека, надевшего чёрную шляпу, взглянем на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень плохо и трагично. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»… Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

Группа № 4 «Жёлтая шляпа»

Примерный ответ: Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрную шляпу. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то положительное, оптимистическое. Мы надеваем жёлтую шляпу, шляпу цвета солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

IV. Заключение урока

Учитель: Итак, мы рассмотрели правду Печорина и Бэлы с позиции четырёх типов мышления. Но посмотрите, как тесно переплетаются отношения всех действующих лиц повести: каждый из них имеет свою правду, и везде с ними связан Печорин. Все они сложны и неоднозначны, и на одном уроке трудно охватить все аспекты, поэтому мы оставим это на последующие уроки.

Завершая сегодняшний урок, обратимся к эпиграфу, который мы предпослали нашей теме: «…весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами…» Эти слова принадлежат известному писателю Владимиру Набокову.

Я думаю, мы сегодня чуть-чуть приблизились к Печорину, но до конца его ещё не поняли, он пока остаётся загадкой.

Обратите внимание: две шляпы (зелёная и синяя) остались невостребованными, сегодня их никто не надел. Как вы думаете, почему?

Примерный ответ: Надевший зелёную шляпу погружается в мир поиска новых идей и творческих исканий, а обладатель синей шляпы держит мысли в узде, извлекая из всего жизненные уроки. А мы ещё очень мало знаем о Печорине, но нам обязательно понадобятся эти шляпы в конце изучения романа «Герой нашего времени».

В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся рассмотреть отношения Печорина с Максимом Максимычем, Азаматом, Казбичем.

Список литературы:

1. Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Том второй. М.: Правда, 1990.
3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
4. Набоков В.В. Предисловие к «Герою нашего времени» // Новый мир. 1988. № 4.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.