Рубрики
Экономика

Интенсификация обучения как фактор повышения качества образования

Современный человек должен обладать способностью быстро и обосновано принимать решения по безопасному управлению финансовыми средствами для сохранения личного и семейного благосостояния.
В настоящее время появился, с одной стороны, спрос на получение более широких знаний и навыков по финансовому или бюджетному планированию, с другой – возникает множество предложений по удовлетворению данной потребности.

0
Елина Елена Альбертовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
elinaea@mosmetod.ru
Миронова Нелли Станиславовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
Победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
mironovanc@mosmetod.ru
Учу не я, а город.

Сократ

Современный человек должен обладать способностью быстро и обосновано принимать решения по безопасному управлению финансовыми средствами для сохранения личного и семейного благосостояния.

В настоящее время появился, с одной стороны, спрос на получение более широких знаний и навыков по финансовому или бюджетному планированию, с другой – возникает множество предложений по удовлетворению данной потребности.

Развитие образования в современных условиях основывается на представлении о нем, в первую очередь, как об основном средстве наращивания качества человеческого капитала, определяющего конкурентоспособность и устойчивость развития государства.

Стране нужен грамотный гражданин, умеющий не только сохранить свои доходы, но и способный прирастить бюджет страны. Сегодня данный вопрос широко обсуждается общественностью, развивается просветительская работа с населением и школьниками. К этой деятельности привлечены банковские, научные, учебные и общественные структуры.

Для предупреждения массовых ошибок молодежи в принятии финансовых спонтанных решений методистами Городского методического центра Департамента образования города Москвы подготовлены материалы по финансовому просвещению для разной целевой аудитории: школьников, педагогов и администрации образовательных организаций.

Наше особое внимание обращено на обучающихся основной и средней школы. Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы у школьников не угасала мотивация к учебной деятельности. Если нет интереса к учебному процессу, школьные уроки превращаются в формальную трату времени, а цель обучения не будет достигнута.

Формула современного обучения можно представить в следующем виде: «»увлеченность» + «видение» + «действие» = «формула успеха»».

Для достижения цели обучения учебный процесс необходимо строить на принципе связи теории и практики. Школьники должны учиться применять знания в реальных ситуациях.

На сегодняшний день стало очевидным, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.

В рамках проекта «Школьные знания для реальной жизни» на сайте http://life.mosmetod.ru/ обучающимся предлагаются задачи и примеры, тесно связанные с реальной жизненной практикой и практическими советами. Предлагаемые проблемно-творческие задачи имеют большой мотивационный потенциал, поскольку в них приводятся яркие и интересные факты, раскрывающие роль предметных знаний для формирования основ финансовой и экономической грамотности, и не только. Данные задачи содержат навыки финансовой арифметики, советы относительно планирования жизни по средствам и финансовой стабильности в будущем. Проект помогает обучающимся ориентироваться при изучении большого объема материала, экономить время на поиске ответов, а учителям он будет полезен как одна из форм организации учебного процесса, позволяющая развивать самостоятельную деятельность учащихся.

В помощь педагогам советуем воспользоваться конструкторами учебных занятий городского образовательного проекта «Урок в Москве».

Разрабатывая конструкторы уроков, мы стремимся сделать учебную деятельность осознанной, чтобы ученик захотел достичь сам поставленной учебной цели.

На сегодняшний день по предмету «Экономика» разработано более 30 уроков, которые учитель может проводить как в образовательной организации, так и за ее пределами.

Модуль
Темы уроков
Прикладная экономика
Микроэкономика
Макроэкономика
Международная экономика

Предлагаемые интерактивные задания ориентированы на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность. Задания можно выполнять как при групповых формах учебной деятельности, так и индивидуально. При выполнении задач с применением глобальной сети Internet наиболее удобно проводить занятие в парах, так как в большинстве образовательных организаций в компьютерном кабинете обычно только 15 персональных компьютеров, а в классе может быть до 30 человек и более. Однако замечено, что знания, получаемые через общение, более основательны, чем в процессе обычной учебной деятельности. Следствием этого является то, что знания в процессе обучения учащиеся должны получать сами. Если правильно сочетать деятельность и общение, то в процессе получения знаний будет гармонично сочетаться как обучающая, так и воспитывающая функции. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: дискуссии, игровые ситуации, социологические исследования, решение проблемных вопросов, составление эссе, решение практических и теоретических задач. Усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. Учебные материалы способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, умений, навыков, формировании способностей и принятии самостоятельных решений. Учебно-методический материал ориентирован на «аудиалов», «визуалов» и «кинестетиков». Во время работы обучающиеся овладевают работой со статистической, фактической и аналитической информацией, в процессе выполнения теоретических и практических заданий выдвигают самостоятельный экономический прогноз и анализ. Важно, что выпускник школы сможет применять полученные знания при исполнении социально-экономических ролей: таких, как потребителя, покупателя, налогоплательщика, заемщика, работника и т.д. Мы предполагаем, что знания, приобретаемые школьниками, позволят минимизировать финансовый урон для них самих и их родителей.

В ходе проведения урока школьники через предлагаемые задания в рабочих листах осуществляют самостоятельный поиск информации, проводят эксперименты, наблюдения и социологические опросы, прорабатывают обработку результатов своих исследований и делают выводы.

При интенсивном групповом обучении наиболее необходимым атрибутом становится общение, а предметом общения являются его продукты, к которым относятся непосредственный обмен информацией в процессе усвоения знаний, обмен результатами познавательной деятельности, их обсуждение, дискуссии.

Межличностное общение в процессе обучения повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личностная ответственность, чувство удовлетворенности от публично переживаемого успеха в учении. Целеустремленное участие индивидуума в решении коммуникативно ­ориентированных заданий в команде определяет приобретение школьниками умений, позволяющих им эффективно участвовать в учебной деятельности. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Для учителей составляются дополнительные материалы, которые могут пригодиться как молодому педагогу, так и профессионалу. С их помощью можно быстро и эффективно организовывать учебную деятельность, управлять ею, осуществлять контроль за ходом и результатами деятельности обучаемых.

Методическая структура предлагаемых материалов позволяет варьировать модель урока, расширяет технологии проектного обучения и мотивирует обучающихся к работе над «индивидуальным проектом». Они выступают как средства формирования и развития умений самостоятельной учебной деятельности с учетом субъективных параметров участников педагогического процесса.

Данные проекты способствуют интенсификации учебного процесса, направлены на повышение качества обучения и снижение временных затрат на подготовку педагогам. Повышение информационной емкости, использование ИКТ-технологий, применение активных методов и форм обучения влияет на усиление мотивации обучающихся – все это способствует повышению целенаправленности учебного процесса и выступает ведущими факторами интенсификации.

С понятием «интенсификация обучения» очень тесно связано такое понятие, как «активизация обучения». Движущей силой учебного процесса являются противоречия между задачами, которые ставятся перед обучающимися и их знаниями.

«Урок в Москве»  это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия  установка не на запоминание, а на смысл, задачу в центре содержания и поиск рациональных решений.

Подборка материалов конструктора урока помогает организовывать культурно-досуговую внеурочную работу с учетом образовательных запросов детей и взрослых.

Любой учитель может подключиться к формированию «банка уроков», поделиться накопленными профессиональными находками с коллегами, представить подборки интересных фактических и практических материалов.

Занимаясь разработкой конструктора учебных занятий в ходе городского образовательного проекта «Урок в Москве», педагог выстраивает траекторию самообразования, овладевает новинками технологической ИКТ-грамотности, расширяет границы предметных знаний, овладевает творческим подходом их практического применения.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий СПб.: Питер, 2011.
2. Косино О.А., Ковалев Е.Е. Методологические и технологические аспекты использования облачных технологий для социальной образовательной сети (на примере «Битрикс24»). Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 13-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии 1С для эффективного обучения и подготовки кадров в целях повышения производительности труда) 29–30 января 2013 г. Часть 1. С. 779. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2013.
3. Стефанов Н. Общественные науки и социальные технологии. Перевод с болгарского. Под общ.ред. док. т.н. проф. Шорина В.Г. М.: Издательство «Прогресс», 1976.
4. Тихомирова Н. Digital-поколение бросает вызов образованию // Журнал IDO. Business № 4 (12). Изд. IDOpress. М., 2012.
5. Хапаева С.С. ЭОРы в дистанционном обучении: применение объяснительно-иллюстративного и проблемного метода обучения. Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 13-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии 1С для эффективного обучения и подготовки кадров в целях повышения производительности труда). 29-30 января 2013 г. Часть 1. С. 355. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2013.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. Департамент образования города Москвы. Тематическое приложение №4 к журналу «Вестник московского образования». М.: Центр «Школьная книга», 2013.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.