Рубрики
Экономика

«Музей Воды» как площадка для метапредметной деятельности обучающихся

Почему мы редко ходим в музеи? Если не ходят взрослые, не будут любить ходить в музеи и дети. Музей кажется чем-то архаичным, застывшим, несовременным и не очень нужным в жизни. Не зря есть поговорка: «в музеи ходят одни ротозеи». На смену музейным экспозициям пришли современные доступные развлечения – компьютерные игры, в которые молодые люди играют вечерами, общение в социальных сетях. Музеи не делают себе рекламы, хотя последние несколько лет в канун Международного дня музеев проводится акция «Ночь в музее», которая с каждым годом становится все более популярной. Есть музеи, которые вообще не берут денег за посещение, никак не рекламируют себя, как, например, «Музей Воды».

Валуева Наталья Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
 методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
valuevanl@mosmetod.ru
 
Радькова Ирина Александровна,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Почему мы редко ходим в музеи? Если не ходят взрослые, не будут любить ходить в музеи и дети. Музей кажется чем-то архаичным, застывшим, несовременным и не очень нужным в жизни. Не зря есть поговорка: «в музеи ходят одни ротозеи». На смену музейным экспозициям пришли современные доступные развлечения – компьютерные игры, в которые молодые люди играют вечерами, общение в социальных сетях. Музеи не делают себе рекламы, хотя последние несколько лет в канун Международного дня музеев проводится акция «Ночь в музее», которая с каждым годом становится все более популярной. Есть музеи, которые вообще не берут денег за посещение, никак не рекламируют себя, как, например, «Музей Воды».

Удивительный музей, в котором собрана информация об истории создания водопровода и канализации в Москве, макеты и карты, настоящие паритеты и современная техника. Здесь можно посмотреть фильмы о воде и познакомиться с особенностями московской воды, узнать о работе снегосплавного пункта и водопроводных станций. «Музей Воды» предлагает разнообразные экскурсии и ведет большую экологическую работу. Разве это не интересно и детям и взрослым? Безусловно, не только интересно, но и просто необходимо знать и уметь бережно относиться к воде.

Мы живем в век шаговой доступности любой информации, и информационный поток постоянно увеличивается. Потребность в учителе уменьшается, ведь все, что ученик хочет знать, есть в интернете. Если раньше задача учителя была дать прочные знания учащимся и довести их до умений путем тренинга, то сейчас задачей является развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни. Если ребенок заинтересуется проблемой, он перевернет горы информации и найдет ответ на интересующий его вопрос, а если нет – мотивации к поиску ответа нет. «Самое большое удовольствие мы получаем от того знания, до которого дошли своей собственной головой», – эти слова Джулианы Вильсон как нельзя лучше отражают суть системно-деятельностного подхода в современном образовании. Еще в Древней Греции Аристотель, обучая своих учеников основам естествознания и философии, рассказывая им об устройстве общества и природы как единого целого, учил находить причинно-следственные связи в целостном объекте. Ученики Ликея достигли больших результатов в обучении, потому что педагог ставил перед ними вопросы, которые требовали использования различных методов исследования информации из различных наук.

В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: «Образование  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Считается, что современный человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И совсем неважно, какими конкретными знаниями в отдельных предметах он обладает (есть интернет как источник справочной информации), важно как быстро он может воспользоваться имеющейся информацией и какие выводы при этом сделать. Ему предстоит учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентным в обществе. Современный ученик должен научиться работать в группе, иметь устойчивый интерес к теме, над которой работает, уметь составлять конкретный план текущей работы (и стратегический на длительную перспективу), владеть приемами анализа проведенной работы на каждом ее этапе и способами ее корректировки и, конечно, использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе своей работы.

«Музей Воды» – одно из мест в Москве, где в процессе организации проектной работы по группе предметов (экономика и география, история и биология, химия и экология, МХК и литература) происходит самостоятельное изучение, казалось бы, понятных и знакомых вещей, но на новом уровне и новыми методами. В процессе этой работы формируются универсальные учебные действия – личностные, предметные и метапредметные. Формируется коллектив, увлеченных проблемой учителей и учеников, меняются роли участников образовательного процесса и, как следствие этого, получается новый образовательный продукт, повышается мотивация обучения. Для каждого ученика создается ситуация успеха. Примером может служить разработанный урок, в проекте «Урок в Москве», «Полезность. Предел потребительской полезности».

При подготовке межпредметных проектов развиваются и компетенции учителя: готовность учить разных по уровню развития и степени мотивации детей, умение составлять программу развития ребенка и отслеживать динамику его развития, владение методиками коррекционно-развивающей работы. Например, при расчетах затрат семьи на водопотребление, решаются не просто математические задачи, а задачи из реальной жизни, учащиеся делают вывод о тесной связи экономики с жизненными потребностями человека.

Ниже представлены примеры заданий, которые могут быть использованы при проведении урока в данном музее.

Задание № 1

Используя Портал государственных услуг г. Москвы, выполните следующее задание.

Ежемесячно, с 15 по 26 число, Ваши родители передают показания счётчиков воды. Попросите сделать это вместе с Вами, чтобы увидеть механизм передачи показаний данных водосчётчиков. Прочитайте инструкцию по заполнению и укажите недостатки и плюсы системы. Сравните данные за три любых месяца.

Месяц
ГВ
ХВ

1. В какие месяцы потребление воды было максимальным? _________________________________________________________

2. В какие месяцы потребление воды было минимальным?  _________________________________________________________

3. За счёт чего можно сократить водопотребление? ________________________________________________________________

Задание № 2

1. Рассчитайте, какое минимальное количество литров воды Вы израсходуете за неделю? Проведите расчет в таблице. __________________________________________________________________________________________________________

Оплата воды за недельное потребление (расчет 1 к 3) ГВ х ХВ)? _____________________________________________________________

2. Стоимость 1 куб. м воды на 2014 г: ХВ – 28,40 коп. и ГВ – 125,69коп. Норма расхода воды или равновесное потребление на одного человека  утверждены постановлением Правительства Москвы и составляют: 6,935 куб. м. – холодная вода и 4,745 куб. м. – горячая вода. Рассчитайте, сколько в месяц заплатит 1 человек по существующим тарифам, если счетчики не установлены? _________________________________________________________________________________________________________

3. Представьте, что у Вас есть счетчики воды. Семья из 4 человек приблизительно расходует в месяц 12 куб. м., ГВ х ХВ 1 к 3? Какая будет оплата?_________________________________________________________________________________________

4. Рассчитайте, сколько Вы заплатите за потребление воды?_________________________________________________________________________________________________________

5. Проанализируйте, есть ли выгода в установке водосчетчиков?____________________________________________________

Рассчитайте Ваш расход воды за неделю и заполните таблицу, используя следующую информацию о расходе воды:

№ п/п Разовый расход воды Объем используемой воды (литры)

Количество раз делает операцию

Расход воды за неделю на одного человека в лит./ куб. м.
1. Стирка в стиральной машине   150 1
2. Расход воды в посудомоечной машине 15 7
3. Прием душа (5 минут) 100 12
4. Наполнение ванны  200 2
5. Разовый смыв в туалете  8-10 50
6. Мытье рук, не закрывая кран 7 21
7. Чистка зубов и умывание, не закрывая кран 10 7
8. Приготовление пищи на одного человека 3 7
9. Приготовление напитков на человека 2 7
10. Средний расход воды из водопроводного крана в минуту 15 14
Итого: литров/ куб. м.

 

Решение:

№ п/п Разовый расход воды Объем используемой воды (литры) Количество раз делает операцию Расход воды за неделю на одного человека в куб. м.
1. Стирка в стиральной машине   150 1 150
2. Расход воды в посудомоечной машине 15 7 105
3. Прием душа (5 минут) 100 12 1200
4. Наполнение ванны  200 2 400
5. Разовый смыв в туалете  10 50 500
6. Мытье рук, не закрывая кран 7 21 147
7. Чистка зубов и умывание, не закрывая кран 10 7 70
8. Приготовление пищи на одного человека 3 7 21
9. Приготовление напитков на человека 2 7 14
10. Средний расход воды из водопроводного крана в минуту 15 14 210
Итого литров: 2817лит./ 2,8 куб. м.

А если произвести расчет использования воды семьей за месяц, год, то обучающиеся смогут сравнить показатели оплаты за воду в разные месяцы, рассчитать оплату за год, расход воды, зависимый от количества членов семьи и выгодность установки счетчиков. Комбинации заданий могут быть самые различные в контексте деятельностного подхода.

Список литературы:

1. Аристотель (cтатья об авторе) // Библиотекарь.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/12.htm (дата обращения: 25.06.2015).
2. Валуева Н.Л., Радькова И.А. Полезность. Предел потребительской полезности («Урок в Москве»). [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/ekonomika/poleznost-predel-potrebitelskoj-poleznosti.html (дата обращения: 25.06.2015).
3. Информация о «Музее Воды» // АО «Мосводоканал»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosvodokanal.ru/about/museum.php (дата обращения: 25.06.2015).
4. Портал государственных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://pgu.mos.ru/ru/ (дата обращения: 25.06.2015).
5. ФЗ РФ «Об образовании» // минобрнауки.рф [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 25.06.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.