Рубрики
Экономика

«Музей Воды» как площадка для метапредметной деятельности обучающихся

Почему мы редко ходим в музеи? Если не ходят взрослые, не будут любить ходить в музеи и дети. Музей кажется чем-то архаичным, застывшим, несовременным и не очень нужным в жизни. Не зря есть поговорка: «в музеи ходят одни ротозеи». На смену музейным экспозициям пришли современные доступные развлечения – компьютерные игры, в которые молодые люди играют вечерами, общение в социальных сетях. Музеи не делают себе рекламы, хотя последние несколько лет в канун Международного дня музеев проводится акция «Ночь в музее», которая с каждым годом становится все более популярной. Есть музеи, которые вообще не берут денег за посещение, никак не рекламируют себя, как, например, «Музей Воды».

0
Валуева Наталья Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
 методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
valuevanl@mosmetod.ru
 
Радькова Ирина Александровна,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Почему мы редко ходим в музеи? Если не ходят взрослые, не будут любить ходить в музеи и дети. Музей кажется чем-то архаичным, застывшим, несовременным и не очень нужным в жизни. Не зря есть поговорка: «в музеи ходят одни ротозеи». На смену музейным экспозициям пришли современные доступные развлечения – компьютерные игры, в которые молодые люди играют вечерами, общение в социальных сетях. Музеи не делают себе рекламы, хотя последние несколько лет в канун Международного дня музеев проводится акция «Ночь в музее», которая с каждым годом становится все более популярной. Есть музеи, которые вообще не берут денег за посещение, никак не рекламируют себя, как, например, «Музей Воды».

Удивительный музей, в котором собрана информация об истории создания водопровода и канализации в Москве, макеты и карты, настоящие паритеты и современная техника. Здесь можно посмотреть фильмы о воде и познакомиться с особенностями московской воды, узнать о работе снегосплавного пункта и водопроводных станций. «Музей Воды» предлагает разнообразные экскурсии и ведет большую экологическую работу. Разве это не интересно и детям и взрослым? Безусловно, не только интересно, но и просто необходимо знать и уметь бережно относиться к воде.

Мы живем в век шаговой доступности любой информации, и информационный поток постоянно увеличивается. Потребность в учителе уменьшается, ведь все, что ученик хочет знать, есть в интернете. Если раньше задача учителя была дать прочные знания учащимся и довести их до умений путем тренинга, то сейчас задачей является развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни. Если ребенок заинтересуется проблемой, он перевернет горы информации и найдет ответ на интересующий его вопрос, а если нет – мотивации к поиску ответа нет. «Самое большое удовольствие мы получаем от того знания, до которого дошли своей собственной головой», – эти слова Джулианы Вильсон как нельзя лучше отражают суть системно-деятельностного подхода в современном образовании. Еще в Древней Греции Аристотель, обучая своих учеников основам естествознания и философии, рассказывая им об устройстве общества и природы как единого целого, учил находить причинно-следственные связи в целостном объекте. Ученики Ликея достигли больших результатов в обучении, потому что педагог ставил перед ними вопросы, которые требовали использования различных методов исследования информации из различных наук.

В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: «Образование  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Считается, что современный человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И совсем неважно, какими конкретными знаниями в отдельных предметах он обладает (есть интернет как источник справочной информации), важно как быстро он может воспользоваться имеющейся информацией и какие выводы при этом сделать. Ему предстоит учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентным в обществе. Современный ученик должен научиться работать в группе, иметь устойчивый интерес к теме, над которой работает, уметь составлять конкретный план текущей работы (и стратегический на длительную перспективу), владеть приемами анализа проведенной работы на каждом ее этапе и способами ее корректировки и, конечно, использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе своей работы.

«Музей Воды» – одно из мест в Москве, где в процессе организации проектной работы по группе предметов (экономика и география, история и биология, химия и экология, МХК и литература) происходит самостоятельное изучение, казалось бы, понятных и знакомых вещей, но на новом уровне и новыми методами. В процессе этой работы формируются универсальные учебные действия – личностные, предметные и метапредметные. Формируется коллектив, увлеченных проблемой учителей и учеников, меняются роли участников образовательного процесса и, как следствие этого, получается новый образовательный продукт, повышается мотивация обучения. Для каждого ученика создается ситуация успеха. Примером может служить разработанный урок, в проекте «Урок в Москве», «Полезность. Предел потребительской полезности».

При подготовке межпредметных проектов развиваются и компетенции учителя: готовность учить разных по уровню развития и степени мотивации детей, умение составлять программу развития ребенка и отслеживать динамику его развития, владение методиками коррекционно-развивающей работы. Например, при расчетах затрат семьи на водопотребление, решаются не просто математические задачи, а задачи из реальной жизни, учащиеся делают вывод о тесной связи экономики с жизненными потребностями человека.

Ниже представлены примеры заданий, которые могут быть использованы при проведении урока в данном музее.

Задание № 1

Используя Портал государственных услуг г. Москвы, выполните следующее задание.

Ежемесячно, с 15 по 26 число, Ваши родители передают показания счётчиков воды. Попросите сделать это вместе с Вами, чтобы увидеть механизм передачи показаний данных водосчётчиков. Прочитайте инструкцию по заполнению и укажите недостатки и плюсы системы. Сравните данные за три любых месяца.

Месяц
ГВ
ХВ

1. В какие месяцы потребление воды было максимальным? _________________________________________________________

2. В какие месяцы потребление воды было минимальным?  _________________________________________________________

3. За счёт чего можно сократить водопотребление? ________________________________________________________________

Задание № 2

1. Рассчитайте, какое минимальное количество литров воды Вы израсходуете за неделю? Проведите расчет в таблице. __________________________________________________________________________________________________________

Оплата воды за недельное потребление (расчет 1 к 3) ГВ х ХВ)? _____________________________________________________________

2. Стоимость 1 куб. м воды на 2014 г: ХВ – 28,40 коп. и ГВ – 125,69коп. Норма расхода воды или равновесное потребление на одного человека  утверждены постановлением Правительства Москвы и составляют: 6,935 куб. м. – холодная вода и 4,745 куб. м. – горячая вода. Рассчитайте, сколько в месяц заплатит 1 человек по существующим тарифам, если счетчики не установлены? _________________________________________________________________________________________________________

3. Представьте, что у Вас есть счетчики воды. Семья из 4 человек приблизительно расходует в месяц 12 куб. м., ГВ х ХВ 1 к 3? Какая будет оплата?_________________________________________________________________________________________

4. Рассчитайте, сколько Вы заплатите за потребление воды?_________________________________________________________________________________________________________

5. Проанализируйте, есть ли выгода в установке водосчетчиков?____________________________________________________

Рассчитайте Ваш расход воды за неделю и заполните таблицу, используя следующую информацию о расходе воды:

№ п/п Разовый расход воды Объем используемой воды (литры)

Количество раз делает операцию

Расход воды за неделю на одного человека в лит./ куб. м.
1. Стирка в стиральной машине   150 1
2. Расход воды в посудомоечной машине 15 7
3. Прием душа (5 минут) 100 12
4. Наполнение ванны  200 2
5. Разовый смыв в туалете  8-10 50
6. Мытье рук, не закрывая кран 7 21
7. Чистка зубов и умывание, не закрывая кран 10 7
8. Приготовление пищи на одного человека 3 7
9. Приготовление напитков на человека 2 7
10. Средний расход воды из водопроводного крана в минуту 15 14
Итого: литров/ куб. м.

 

Решение:

№ п/п Разовый расход воды Объем используемой воды (литры) Количество раз делает операцию Расход воды за неделю на одного человека в куб. м.
1. Стирка в стиральной машине   150 1 150
2. Расход воды в посудомоечной машине 15 7 105
3. Прием душа (5 минут) 100 12 1200
4. Наполнение ванны  200 2 400
5. Разовый смыв в туалете  10 50 500
6. Мытье рук, не закрывая кран 7 21 147
7. Чистка зубов и умывание, не закрывая кран 10 7 70
8. Приготовление пищи на одного человека 3 7 21
9. Приготовление напитков на человека 2 7 14
10. Средний расход воды из водопроводного крана в минуту 15 14 210
Итого литров: 2817лит./ 2,8 куб. м.

А если произвести расчет использования воды семьей за месяц, год, то обучающиеся смогут сравнить показатели оплаты за воду в разные месяцы, рассчитать оплату за год, расход воды, зависимый от количества членов семьи и выгодность установки счетчиков. Комбинации заданий могут быть самые различные в контексте деятельностного подхода.

Список литературы:

1. Аристотель (cтатья об авторе) // Библиотекарь.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/12.htm (дата обращения: 25.06.2015).
2. Валуева Н.Л., Радькова И.А. Полезность. Предел потребительской полезности («Урок в Москве»). [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/ekonomika/poleznost-predel-potrebitelskoj-poleznosti.html (дата обращения: 25.06.2015).
3. Информация о «Музее Воды» // АО «Мосводоканал»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosvodokanal.ru/about/museum.php (дата обращения: 25.06.2015).
4. Портал государственных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://pgu.mos.ru/ru/ (дата обращения: 25.06.2015).
5. ФЗ РФ «Об образовании» // минобрнауки.рф [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 25.06.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.