Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Почему мы редко ходим в музеи? Если не ходят взрослые, не будут любить ходить в музеи и дети. Музей кажется чем-то архаичным, застывшим, несовременным и не очень нужным в жизни. Не зря есть поговорка: «в музеи ходят одни ротозеи». На смену музейным экспозициям пришли современные доступные развлечения – компьютерные игры, в которые молодые люди играют вечерами, общение в социальных сетях. Музеи не делают себе рекламы, хотя последние несколько лет в канун Международного дня музеев проводится акция «Ночь в музее», которая с каждым годом становится все более популярной. Есть музеи, которые вообще не берут денег за посещение, никак не рекламируют себя, как, например, «Музей Воды».
Удивительный музей, в котором собрана информация об истории создания водопровода и канализации в Москве, макеты и карты, настоящие паритеты и современная техника. Здесь можно посмотреть фильмы о воде и познакомиться с особенностями московской воды, узнать о работе снегосплавного пункта и водопроводных станций. «Музей Воды» предлагает разнообразные экскурсии и ведет большую экологическую работу. Разве это не интересно и детям и взрослым? Безусловно, не только интересно, но и просто необходимо знать и уметь бережно относиться к воде.
Мы живем в век шаговой доступности любой информации, и информационный поток постоянно увеличивается. Потребность в учителе уменьшается, ведь все, что ученик хочет знать, есть в интернете. Если раньше задача учителя была дать прочные знания учащимся и довести их до умений путем тренинга, то сейчас задачей является развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни. Если ребенок заинтересуется проблемой, он перевернет горы информации и найдет ответ на интересующий его вопрос, а если нет – мотивации к поиску ответа нет. «Самое большое удовольствие мы получаем от того знания, до которого дошли своей собственной головой», – эти слова Джулианы Вильсон как нельзя лучше отражают суть системно-деятельностного подхода в современном образовании. Еще в Древней Греции Аристотель, обучая своих учеников основам естествознания и философии, рассказывая им об устройстве общества и природы как единого целого, учил находить причинно-следственные связи в целостном объекте. Ученики Ликея достигли больших результатов в обучении, потому что педагог ставил перед ними вопросы, которые требовали использования различных методов исследования информации из различных наук.
В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Считается, что современный человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И совсем неважно, какими конкретными знаниями в отдельных предметах он обладает (есть интернет как источник справочной информации), важно как быстро он может воспользоваться имеющейся информацией и какие выводы при этом сделать. Ему предстоит учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентным в обществе. Современный ученик должен научиться работать в группе, иметь устойчивый интерес к теме, над которой работает, уметь составлять конкретный план текущей работы (и стратегический на длительную перспективу), владеть приемами анализа проведенной работы на каждом ее этапе и способами ее корректировки и, конечно, использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе своей работы.
«Музей Воды» – одно из мест в Москве, где в процессе организации проектной работы по группе предметов (экономика и география, история и биология, химия и экология, МХК и литература) происходит самостоятельное изучение, казалось бы, понятных и знакомых вещей, но на новом уровне и новыми методами. В процессе этой работы формируются универсальные учебные действия – личностные, предметные и метапредметные. Формируется коллектив, увлеченных проблемой учителей и учеников, меняются роли участников образовательного процесса и, как следствие этого, получается новый образовательный продукт, повышается мотивация обучения. Для каждого ученика создается ситуация успеха. Примером может служить разработанный урок, в проекте «Урок в Москве», «Полезность. Предел потребительской полезности».
При подготовке межпредметных проектов развиваются и компетенции учителя: готовность учить разных по уровню развития и степени мотивации детей, умение составлять программу развития ребенка и отслеживать динамику его развития, владение методиками коррекционно-развивающей работы. Например, при расчетах затрат семьи на водопотребление, решаются не просто математические задачи, а задачи из реальной жизни, учащиеся делают вывод о тесной связи экономики с жизненными потребностями человека.
Ниже представлены примеры заданий, которые могут быть использованы при проведении урока в данном музее.
Задание № 1
Используя Портал государственных услуг г. Москвы, выполните следующее задание.
Ежемесячно, с 15 по 26 число, Ваши родители передают показания счётчиков воды. Попросите сделать это вместе с Вами, чтобы увидеть механизм передачи показаний данных водосчётчиков. Прочитайте инструкцию по заполнению и укажите недостатки и плюсы системы. Сравните данные за три любых месяца.
Месяц | |||
ГВ | |||
ХВ |
1. В какие месяцы потребление воды было максимальным? _________________________________________________________
2. В какие месяцы потребление воды было минимальным? _________________________________________________________
3. За счёт чего можно сократить водопотребление? ________________________________________________________________
Задание № 2
1. Рассчитайте, какое минимальное количество литров воды Вы израсходуете за неделю? Проведите расчет в таблице. __________________________________________________________________________________________________________
Оплата воды за недельное потребление (расчет 1 к 3) ГВ х ХВ)? _____________________________________________________________
2. Стоимость 1 куб. м воды на 2014 г: ХВ – 28,40 коп. и ГВ – 125,69коп. Норма расхода воды или равновесное потребление на одного человека утверждены постановлением Правительства Москвы и составляют: 6,935 куб. м. – холодная вода и 4,745 куб. м. – горячая вода. Рассчитайте, сколько в месяц заплатит 1 человек по существующим тарифам, если счетчики не установлены? _________________________________________________________________________________________________________
3. Представьте, что у Вас есть счетчики воды. Семья из 4 человек приблизительно расходует в месяц 12 куб. м., ГВ х ХВ 1 к 3? Какая будет оплата?_________________________________________________________________________________________
4. Рассчитайте, сколько Вы заплатите за потребление воды?_________________________________________________________________________________________________________
5. Проанализируйте, есть ли выгода в установке водосчетчиков?____________________________________________________
Рассчитайте Ваш расход воды за неделю и заполните таблицу, используя следующую информацию о расходе воды:
№ п/п | Разовый расход воды | Объем используемой воды (литры) |
Количество раз делает операцию |
Расход воды за неделю на одного человека в лит./ куб. м. |
1. | Стирка в стиральной машине | 150 | 1 | |
2. | Расход воды в посудомоечной машине | 15 | 7 | |
3. | Прием душа (5 минут) | 100 | 12 | |
4. | Наполнение ванны | 200 | 2 | |
5. | Разовый смыв в туалете | 8-10 | 50 | |
6. | Мытье рук, не закрывая кран | 7 | 21 | |
7. | Чистка зубов и умывание, не закрывая кран | 10 | 7 | |
8. | Приготовление пищи на одного человека | 3 | 7 | |
9. | Приготовление напитков на человека | 2 | 7 | |
10. | Средний расход воды из водопроводного крана в минуту | 15 | 14 | |
Итого: литров/ куб. м. |
Решение:
№ п/п | Разовый расход воды | Объем используемой воды (литры) | Количество раз делает операцию | Расход воды за неделю на одного человека в куб. м. |
1. | Стирка в стиральной машине | 150 | 1 | 150 |
2. | Расход воды в посудомоечной машине | 15 | 7 | 105 |
3. | Прием душа (5 минут) | 100 | 12 | 1200 |
4. | Наполнение ванны | 200 | 2 | 400 |
5. | Разовый смыв в туалете | 10 | 50 | 500 |
6. | Мытье рук, не закрывая кран | 7 | 21 | 147 |
7. | Чистка зубов и умывание, не закрывая кран | 10 | 7 | 70 |
8. | Приготовление пищи на одного человека | 3 | 7 | 21 |
9. | Приготовление напитков на человека | 2 | 7 | 14 |
10. | Средний расход воды из водопроводного крана в минуту | 15 | 14 | 210 |
Итого литров: | 2817лит./ 2,8 куб. м. |
А если произвести расчет использования воды семьей за месяц, год, то обучающиеся смогут сравнить показатели оплаты за воду в разные месяцы, рассчитать оплату за год, расход воды, зависимый от количества членов семьи и выгодность установки счетчиков. Комбинации заданий могут быть самые различные в контексте деятельностного подхода.
Список литературы: