Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Управление качеством образования через соорганизацию и направленное развитие ДВО

Для создания современной школы в соответствии с требованиями ФГОС необходим переход к инновационной деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия между всеми участниками детско-взрослой общности.

0
Багринцева Наталья Дмитриевна,
кандидат экономических наук,
заместитель директора
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»

Для создания современной школы в соответствии с требованиями ФГОС необходим переход к инновационной деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия между всеми участниками детско-взрослой общности.

Известны примеры, когда в школе отсутствует система воспитательной работы, не определены носители ценностных и культурных образцов, не сформированы доверительные и партнерские отношения между всеми участниками детско-взрослой общности, – без этого невозможно говорить о том качестве образования, которое необходимо обществу. Именно поэтому эта идея заложена в программе развития нашей образовательной организации «Формирование культуры доверия». Доверия – как фактора результативности и эффективности педагогического и ученического труда, творческого развития и успешной социализации учащихся на основе общности целей, ценностей и интересов друг друга.

Целью инновационного проекта школы является внедрение модели организационно-технологической системы управления качеством образования через соорганизацию и направленное развитие детско-взрослых общностей.

К первостепенным задачам реализации проекта относятся:

– апробация и внедрение модели организации школьной кафедры как структурного элемента организационно-технологической системы управления качеством образования;

– внедрение модели создания творческих образовательных продуктов (так называемых «ТОПов») на основе продуктивного взаимодействия субъектов детско-взрослой школы как структурного элемента организационно-технологической системы управления качеством образования;

– апробация и внедрение модели интеграции основного дополнительного образования как средства формирования метапредметных компетентностей, творческого развития и успешной социализации учащихся;

– разработка и внедрение системы управления процессами «мониторинг – диагностика – проектирование».

Решение каждой из поставленных задач связано с качеством образования. Качество образования  это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Повышение качества образования связано, прежде всего, с эффективным функционированием образовательных кафедр. Делегирование полномочий кафедрам в разработке основных образовательных программ, выборе педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания. Сегодня кафедры несут солидарную ответственность за качество образования в школе, реализуют целевые установки ФГОС нового поколения, активно транслируют свой опыт на окружных и городских площадках.

Решение второй задачи связано с внедрением творческих образовательных продуктов («ТОПов») на основе продуктивного взаимодействия субъектов детско-взрослой общности. ТОП-творческий образовательный продукт  это результат сотворческой деятельности и способ повышения качества образования, который (в отличие от академической успешности) включает не только оценку, но и самооценку, не только оценку педагога, но и всех значимых для ребенка «других»: друзей, родителей, специалистов. Если случилась неудача, она может быть исправлена в следующем «ТОПе». Оценка «ТОПа» является не дифференцированной, а накопительной. Формой оценки проектной работы является портфолио, открытое для анализа со стороны всех лиц, заинтересованных в творческом развитии ребенка, и, конечно, для самоанализа самим ребенка.

В школе апробирована и внедрена модель соорганизации творческой деятельности детей и взрослых. Принципиальное отличие соорганизации от организации деятельности детей и взрослых состоит в том, что их совместная деятельность становится следствием общей инициативы. При соорганизации свобода выбора относится не только к предмету творческой деятельности, но и к выбору партнеров по реализации творческой инициативы. Совместная деятельность обеспечивается общностью предмета, цели, общих интересов участников, а еще их взаимного доверия и даже такого тонкого момента, как духовная и душевная близость. Совместная деятельность рассматривается ее участниками как общее дело и предмет общей нераздельной ответственности.

Решение третьей задачи связано с внедрением модели интеграции основного дополнительного образования как средства формирования метапредметных компетентностей, творческого развития и успешной социализации учащихся.

Организация деятельности ребенка в культурно-развивающей среде в урочной и внеурочной деятельности на основе разработанных технологий проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся позволит привлечь всех участников детско-взрослой общности школы, инфраструктуры городского и окружного социума к процессу воспитания и обучения детей. Кроме того, организация такой работы позволяет выстроить мониторинг и общественную экспертизу культурно-развивающей среды, способствующей созданию и развитию многопрофильной образовательной организации.

Решение четвертой задачи связано с разработкой и внедрением системы управления процессами «мониторинг – диагностика – проектирование». Система такой работы предполагает коллективное выявление актуальных и перспективных образовательных и методических проблем, нахождение способов их решения в целях роста качества образования в школе на базе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Эффективность такой работы связана с реализацией внутришкольной системы оценки качества образования школы.

Сегодня речь должна идти о культуре управления, о создании профессиональной управленческой команды. Современная школа – это школа правильно организованного взросления детей. Активная инновационная деятельность педагогического коллектива в образовательной организации способствует выстраиванию современной системы аналитической работы и оптимизации организационно-технологической системы управления качеством образования.

Список литературы:

1. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова. М. : Педагогика, 1978.
2. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания личности [Текст] / Н.Л. Селиванова // Воспитать человека: сб. норматив.-правовых, науч.-метод., орг.-практ. материалов по проблемам воспитания. М.: Вентана-Граф, 2002. С. 174–189.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.