Для создания современной школы в соответствии с требованиями ФГОС необходим переход к инновационной деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия между всеми участниками детско-взрослой общности.
Известны примеры, когда в школе отсутствует система воспитательной работы, не определены носители ценностных и культурных образцов, не сформированы доверительные и партнерские отношения между всеми участниками детско-взрослой общности, – без этого невозможно говорить о том качестве образования, которое необходимо обществу. Именно поэтому эта идея заложена в программе развития нашей образовательной организации «Формирование культуры доверия». Доверия – как фактора результативности и эффективности педагогического и ученического труда, творческого развития и успешной социализации учащихся на основе общности целей, ценностей и интересов друг друга.
Целью инновационного проекта школы является внедрение модели организационно-технологической системы управления качеством образования через соорганизацию и направленное развитие детско-взрослых общностей.
К первостепенным задачам реализации проекта относятся:
– апробация и внедрение модели организации школьной кафедры как структурного элемента организационно-технологической системы управления качеством образования;
– внедрение модели создания творческих образовательных продуктов (так называемых «ТОПов») на основе продуктивного взаимодействия субъектов детско-взрослой школы как структурного элемента организационно-технологической системы управления качеством образования;
– апробация и внедрение модели интеграции основного дополнительного образования как средства формирования метапредметных компетентностей, творческого развития и успешной социализации учащихся;
– разработка и внедрение системы управления процессами «мониторинг – диагностика – проектирование».
Решение каждой из поставленных задач связано с качеством образования. Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Повышение качества образования связано, прежде всего, с эффективным функционированием образовательных кафедр. Делегирование полномочий кафедрам в разработке основных образовательных программ, выборе педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания. Сегодня кафедры несут солидарную ответственность за качество образования в школе, реализуют целевые установки ФГОС нового поколения, активно транслируют свой опыт на окружных и городских площадках.
Решение второй задачи связано с внедрением творческих образовательных продуктов («ТОПов») на основе продуктивного взаимодействия субъектов детско-взрослой общности. ТОП-творческий образовательный продукт – это результат сотворческой деятельности и способ повышения качества образования, который (в отличие от академической успешности) включает не только оценку, но и самооценку, не только оценку педагога, но и всех значимых для ребенка «других»: друзей, родителей, специалистов. Если случилась неудача, она может быть исправлена в следующем «ТОПе». Оценка «ТОПа» является не дифференцированной, а накопительной. Формой оценки проектной работы является портфолио, открытое для анализа со стороны всех лиц, заинтересованных в творческом развитии ребенка, и, конечно, для самоанализа самим ребенка.
В школе апробирована и внедрена модель соорганизации творческой деятельности детей и взрослых. Принципиальное отличие соорганизации от организации деятельности детей и взрослых состоит в том, что их совместная деятельность становится следствием общей инициативы. При соорганизации свобода выбора относится не только к предмету творческой деятельности, но и к выбору партнеров по реализации творческой инициативы. Совместная деятельность обеспечивается общностью предмета, цели, общих интересов участников, а еще их взаимного доверия и даже такого тонкого момента, как духовная и душевная близость. Совместная деятельность рассматривается ее участниками как общее дело и предмет общей нераздельной ответственности.
Решение третьей задачи связано с внедрением модели интеграции основного дополнительного образования как средства формирования метапредметных компетентностей, творческого развития и успешной социализации учащихся.
Организация деятельности ребенка в культурно-развивающей среде в урочной и внеурочной деятельности на основе разработанных технологий проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся позволит привлечь всех участников детско-взрослой общности школы, инфраструктуры городского и окружного социума к процессу воспитания и обучения детей. Кроме того, организация такой работы позволяет выстроить мониторинг и общественную экспертизу культурно-развивающей среды, способствующей созданию и развитию многопрофильной образовательной организации.
Решение четвертой задачи связано с разработкой и внедрением системы управления процессами «мониторинг – диагностика – проектирование». Система такой работы предполагает коллективное выявление актуальных и перспективных образовательных и методических проблем, нахождение способов их решения в целях роста качества образования в школе на базе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Эффективность такой работы связана с реализацией внутришкольной системы оценки качества образования школы.
Сегодня речь должна идти о культуре управления, о создании профессиональной управленческой команды. Современная школа – это школа правильно организованного взросления детей. Активная инновационная деятельность педагогического коллектива в образовательной организации способствует выстраиванию современной системы аналитической работы и оптимизации организационно-технологической системы управления качеством образования.
Список литературы: