Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Формирование вовлечённости школьного коллектива через ролевую игру-квест «История искусств: что я знаю, умею и могу?»

На современном этапе в бизнес-среде стало актуальным понятие вовлеченности. С одной стороны, о вовлеченности заговорили руководители компаний, наблюдая процесс антимотивации персонала. Люди получают деньги и немалые, но их это не стимулирует: не побуждает работать лучше, не вдохновляет, они остаются равнодушными к проблемам компании и не испытывают желания их решать.

0
Локтева Оксана Борисовна,
кандидат педагогических наук,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1905,
oxledi@mail.ru

 

На современном этапе в бизнес-среде стало актуальным понятие вовлеченности. С одной стороны, о вовлеченности заговорили руководители компаний, наблюдая процесс антимотивации персонала. Люди получают деньги и немалые, но их это не стимулирует: не побуждает работать лучше, не вдохновляет, они остаются равнодушными к проблемам компании и не испытывают желания их решать. С другой стороны, проблема вовлеченности встала очень остро в период кризиса, когда страх за свое будущее парализовал людей, заставил их переключиться с реальных проблем компании на мысли (часто нерадужные) о своем будущем. Именно в это время проблема приверженности встала очень остро.

«Но при чем тут бизнес?»  спросите Вы.

На что мы Вам ответим: «Жизнь – это единая взаимосвязанная система, и вопросы возникающие в одной сфере вдруг начинают неотступно требовать решения в другой».  Проблема вовлеченности остро встала в образовании. Дети не хотят ходить в школу: там стало неинтересно. Учеба, которая сама по себе является очень тяжелой интеллектуальной работой, не может уже привлекать. Кроме того, в отличие от бизнес-среды, где люди получают материальное стимулирование, успешность учебной деятельности этим фактором не определяется.

«Учиться трудно и не интересно!»

«Пребывание в школе обязательно – этого невозможно избежать, оно напоминает повинность, выносить, которую долгое время невозможно!»

«Я вообще не понимаю, зачем это нужно!»

Все эти фразы мы часто слышим от своих учеников и детей. И наше старательное объяснение, что это пригодится в будущем, часто не успокаивает. В будущем – быть может, но скучно – сейчас. Что же делать?

«Вы хоть за свою неинтересную работу деньги получаете, а мы что…»  часто возражают нам.

Итак, давайте разбираться.

Главное отличие бизнес-результата и школьного обучения  отсутствие материального стимулирования. Что это нам дает? Если нет вознаграждения, то должно быть что-то другое? Что? Что вообще может стимулировать и мотивировать человека.

1. Основные мотиваторы человеческого поведения

Обратимся к психологии управления и перечислим лишь широко известные факторы мотивации (по книге Светланы Ивановой «Мотивация на 100%» [1]):

Факторы мотивации Светланы Ивановой Актуальность для школы
1. Деньги
2. Оценка, похвала (внешняя референция) +
3. Слава, почет, власть +
4. Карьера, карьерный рост

5. Профессиональный рост –саморазвитие

– / +
6. Совпадение и понимание целей с организацией, компанией пока –
7. Азарт, соревнование, желание превзойти других +
8. Условия труда

Откорректируем данный список в связи с изменением целевой аудитории: сейчас мы рассуждаем об учениках средней и старшей школы. Итак, приходится отказаться от следующих пунктов: «деньги», «хорошие условия труда» – часто в детстве и юности эти пункты волнует меньше всего.

Вызывает сомнение совпадение и понимание целей с организацией: этот момент может стимулировать руководителей, готовых дневать и ночевать на работе ради выполнения плана (считается высшим пилотажем, но доступен далеко не всем). Что заставляет этих людей сидеть на работе допоздна? Вовсе не деньги, не желание славы, не саморазвитие, тогда что? Осознание своей миссии. Миссия – это то, для чего ты пришел в этот мир, твой вклад в это земное существование. На языке мотивационного менеджмента это звучит, как «совпадение целей с организацией», компанией.

Вспомним знаменитую притчу.

Бок о бок трудятся три каменщика. Ребенок спрашивает: «Что вы делаете?». Один отвечает: «Я строю стену». Второй говорит: «Я зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью». Третий восклицает: «Я возвожу храм. Он простоит века и будет вдохновлять людей на великие поступки».

Между укладкой камня и возведением храма – большая разница. От того, что мотивирует человека будет зависеть и его результат.

Нетрудно догадаться, для кого из каменщиков рабочий день будет казаться долгим, рутинным, а кто будет работать с радостью и удовольствием.

Первый каменщик был сосредоточен на деле, оно не вызывало у него интереса, не являлось мотиватором, он просто это делал, как необходимую повинность (правда, это несколько напоминает пребывание наших детей в школе?), мотивацией второго были деньги, а для третьего было важно совпадение целей стройки с собственными жизненными планами. Строительство храма – это его миссия.

Мы не будем пока включать этот пункт в мотиваторы для детей средней и старшей школы. Осознание своей миссии, выполнение ее – это прерогатива более взрослой аудитории. Пока, пока они еще дети… Стоит лишь надеяться, что, создав интересное мотивирующее совместное дело, кто-то из наших детей задумается о возможной миссии, о том, что является главным в их жизни, что может проявиться много лет спустя.

Итак, из 12 пунктов осталось 9.

Остальные 9 разобьем на 3 категории: отношение с другими людьми – коммуникативные стимуляторы, личностные и деловые.

Коммуникативные стимуляторы (что мотивирует меня в отношениях между людьми)

Личностные стимуляторы

(что мотивирует лично меня для меня)

Деловые стимуляторы

(что мотивирует меня в реальном деле)

Оценка и похвала  со стороны других Карьера, карьерный рост Интерес к конкретному проекту, деятельности
Слава, почет, власть Профессиональный рост, саморазвитие
Азарт, соревнование, желание превзойти других Творчество
Отношения, коллектив, микроклимат Проявление ответственности, самостоятельности

Благодаря этой аналитической работе, мы теперь четко понимаем, на что можно опираться, стимулируя детей. Остается понять, почему же они не вовлечены в процесс получения знаний, а если взять проблему шире  почему они не хотят ходить в школу, почему им там неинтересно.

Разберемся с понятием вовлеченности и рассмотрим причины, которые мешают детям  быть  в школьном  коллективе удовлетворенным и радостным.

В своей книге «Искусство вовлечения» Джим Хоуден рассматривает четыре составляющих вовлечения:

• Люди стремятся быть частью единого целого. Зрители на концерте любимого музыканта превращаются в единое целое, ощущают общность. Люди, которые впервые видят друг друга, становятся силой. Они ощущают себя такими же значительными, как эта сила.

Неудивительно, ведь человек – социальное существо, ему важно быть не просто элементом какого-то коллектива, а его незаменимой важной частью. Это коммуникативный стимулятор.

Переводя этот фактор на нашу проблему, можно с уверенностью сказать, что не хватает какого-то увлекательного дела (на уроке или вне его, когда человек сможет ощутить себя частью единого целого).

• Люди хотят ощущать сопричастность к общему делу.

Радость игрока, всегда сидящего на скамейке запасных, гаснет неминуемо. Люди хотят не просто быть частью, но при этом действовать, действовать самому, принося благо всем.

Это и коммуникативный, и деловой, и личностный стимуляторы.

Говоря о школе – не просто дело, а активное участие в нем.

• Люди хотят участвовать в сложном интересном проекте.

Все мы хотели бы оказаться в центре какого-нибудь увлекательного приключения. Продвигаясь вперед, мы испытываем восторг от того, что чувствуем себя исследователями и первооткрывателями. Сложный и интересный проект – это одновременно и испытание, и возможность, которая побуждает нас идти на риск и делает преодоление преград занятием, стоящим затраченных усилий.

Это личностный стимулятор – саморазвитие, творчество, возможность роста, одновременно коммуникативный стимулятор – азарт, дух соревнования.

Возвращаясь к школе: дело, в котором ты можешь участвовать должно тебя интересовать и быть для тебя этапом в собственном развитии. Ты должен ощущать все время движение вперед.

• Люди хотят знать, что их работа очень важна.

Это коммуникативный стимулятор – похвала от других, создание определенных отношений в коллективе.

Для многих людей крайне важно, чтобы их вклад в общее дело был не только важным, но и был отмечен, замечался, был виден.

2. Причины невовлечённости

Мы четко перечислили то, к чему стоит стремиться, но есть еще и те факторы, которых следует избегать – причины невовлеченности. Для полноты картины назовем их тоже (по книге Джима Хоудена «Искусство вовлечения» [2]).

• «Я не могу быть вовлеченным из-за перегрузки – избыточность препятствует вовлечению. Все, что мы делаем должно быть понятным и достаточно простым».

• «Я не вовлечен, потому что боюсь».

Люди бояться того, что можно без особых опасений совершать ошибки и учиться на них.

Люди бояться того, что не знают, как высказывать свое несогласие и при этом не прослыть трудным и неугодным участником.

Пока люди не обретут чувства полной безопасности, не приходится рассчитывать на то, что они будут вовлечены и станут работать максимально эффективно.

• «Я не вовлечен, потому что не вижу общей картины». Это похоже на путешествие, когда ты не знаешь всего маршрута, а доверяешься навигатору. Если он сломался – конец. «Мы не можем видеть последствия наших действий, теряем внутреннее ощущение связи с единым целым».

• «Я не вовлечен, потому что это не мое».

Если что-то не Ваше – машина, взятая напрокат, например, то Вам все равно спустилась у нее шина или нет. «Мое» – то, что я принял сам, на что согласился по доброй воле, что могу сам улучшить, изменить, преобразовать.

Теперь, когда мы подробно рассмотрели, что стимулирует людей, как можно вовлечь их в совместную деятельность, чего следует избегать, попробуем придумать эту самую совместную деятельность: создать этот интересный проект, это важное дело. Ведь учеба и мотивация к ней сугубо индивидуальны. Что можно предложить детям в качестве коллективного мероприятия, чтобы, с одной стороны, это позволило улучшить учебные показатели, а с другой, помогло ученикам школы почувствовать сопричастность, вовлечение, возможность  ощутить себя единым целым?

Одним из таких мероприятий может быть ролевая игра-квест «История искусств: что я знаю, умею, могу?», которая прошла в нашей школе 14 мая 2015 г.

3. Что такое квест: особенности проведения

Как известно, квест – это игра, основанная на последовательном выполнении цепочки заданий. Вопросы не задаются напрямую, они могут быть сформулированы в виде загадок, спрятаны, скрыты и для их нахождения может быть необходимо преодоление препятствий.

Было принято решение сделать квест среди учеников 7 классов. Посвящен он был предмету МХК и имел название «История искусств: что я знаю, умею, могу!». Идея была проста: ученики бегут по кабинетам школы, где разложены задания, находят их, выполняют, определяются, где искать следующий вопрос (указание на это вложено в файл с заданием) и таким образом, преодолевая одно препятствие за другим, приближаются к финишу. Учитываются скорость прохождения и правильность ответов.

Чтобы участвовал весь класс, а не отдельные, хорошо знающие материал ребята, было предложено ученикам каждого класса разбиться на три группы, сменяющие друг друга по принципу эстафеты. Первая группа имела маркировку – круги, вторая – треугольники, третья – квадраты. Пока группы ждут эстафетной передачи движения, они выполняют творческие задания. В каждом классе есть фотографы, которые перемещаются со всеми группами от начала до конца движения, фиксируя все действия своих одноклассников.

Как все это влияет на стимулирование и мотивацию?

Квест составляется по вопросам школьной программы. Если ты хочешь, чтобы твой класс победил (а играют все классы параллели), то учи и повторяй материал, иначе выиграть не сможешь.

• Боишься ошибиться – не проблема, ты играешь в команде. Если ты не знаешь ответа на вопрос, тебе окажет поддержку твой одноклассник. Ответственность распределяется между участниками группы. Этим снимается полностью боязнь ошибки. Кроме того, возможность постоянного перемещения, учет скорости движения, разряжают обстановку интеллектуального напряжения.

• Интеллектуальная игра в формате соревнования создает азарт и возможность проявить себя, превзойти других.

• Работа в мини-группах дает возможность, пройдя через испытания всем вместе, улучшить отношения, увидеть своего одноклассника в новом свете.

• Кроме того, 2-3 человека из класса могли взять на себя функции фотографа. Это позволило им выполнять очень важную функцию, и при этом не брать на себя то, что пока не силам: много общаться и демонстрировать свои знания.

• Выполнение творческих заданий и оригинальные ответы на вопросы гарантируют реализацию творческой составляющей.

• Представление общей картины всего квеста, а с ней ребят знакомили на уроках МХК, снимает ощущение того, что ты не понимаешь общей картины. Вот так выглядела общая схема (она была дополнена анимацией, чтобы наглядно показать весь процесс в динамике).

Рисунок 1

4. Чем важен формат ролевой игры?

Возникает вполне закономерный вопрос – но при чем тут ролевая игра? О каких ролях идет речь?

Дело в том, в школе дети привыкли взаимодействовать в рамках определенных возрастных групп. В нашей игре деятельность строится на основе разновозрастных коммуникаций, что редко на сегодняшний день. Старшеклассники учатся общаться с семиклассниками, руководить ими; семиклассники, в свою очередь, приобретают навыки подчиняться старшим. Все они опекают маленького оруженосца (пятиклассника), который, в свою очередь, помогает всем.

Но чтобы осуществить все эти функции надо понять, что за игра предстоит и кто, что в ней будет делать.

Старшеклассники (911 классы) получили листовки следующего содержания.

«Ребята!

Совсем скоро для учеников 7-х классов пройдет игра–квест «История искусств: что я знаю, умею, могу».

Игра проводится впервые и нам очень нужна поддержка и помощь 9, 10 и 11 классов.

Наши уважаемые занятые старшеклассники, без Вас нам не справиться! В игре Вы сможете проявить реальные навыки управленцев и руководителей, попробовать себя в динамичной, быстро меняющейся обстановке.

Игра будет проходить после 5 урока 14 мая и займет 1,5–2 часа. От нас с Вами будет зависеть оперативность и четкость ее проведения.

Какие есть вакансии?

•  Ответственный администратор – 3 человека.

•  Руководитель группы – 9 человек.

•  Группа технической поддержки – 5 человек.

•  Эксперт в области искусствознания – 5 человек.

Тех, кто хочет нам помочь, проявить себя и с пользой провести время, подходите, пожалуйста, в кабинет 405 Б к Оксане Борисовне.

Запись на вакантные должности до майских праздников.

Спасибо!»

Каждый принял решение сам, о своем участии заявил без какого-либо давления. Больше всего захотели принять участие ученики 9-х классов. По мере нашей подготовки к игре, заинтересованные ребята присоединялись, предлагая занять вакантные должности.

За что отвечали девятиклассники? На каждую вакансию были составлены должностные инструкции (Приложение 1), с ними были ознакомлены старшеклассники, листы с инструкциями раздали домой.

Ответственные администраторы должны были прийти в день проведения квеста за час до начала занятий и взяв ключи, разложить все задания в положенные места. Насколько это ответственно осознали сразу, ведь если положишь не туда – семиклассники не смогут найти и потеряют время. Чтобы этого не случилось, мы составили подробные маршрутные листы. Но на этом функция дежурных администраторов не закончилась. Во время игры они неотступно следовали за группами и после выполнения каждого задания доставляли их экспертам. Каждый администратор был закреплен за определенным классом.  Когда игра полностью была закончена, ответственные администраторы должны были проверить чистоту в классах и закрыть все кабинеты.

Эксперты принимали участие в разработке заданий (Приложение 2), проверяли их по 5-балльной системе, советуясь между собой, на заключительной стадии в актовом зале, они объявляли итоги и рассказывали об особенностях выполнения заданий каждым классом. 2 человека из экспертов давали старт к началу игры и засекали время на финише, собирали заполненные маршрутные листы (в них ребята писали, по каким кабинетам они перемещались).

Группа технической поддержки делала фотографии во время проведения квеста, а также собирала все отснятое у фотографов  каждого класса, чтобы создав презентацию, представить ее на заключительной части в актовом зале. Это получилось очень успешно, ребята увидели себя со стороны, что вызвало массу восторга. Кроме того, все наглядно убедились, какой вклад они внесли в общее дело.

Руководители групп должны были познакомиться со своими участниками в актовом зале, распределить между ними роли, провести через все препятствия, обеспечивая помощь и поддержку. На заключительной встрече в актовом зале руководители должны были рассказать о своих участниках: кто как работал и какой вклад внес.

Прибавим к этому еще одну маленькую, но важную должность – это оруженосец. Ими были пятиклассники, в обязанность которых входило носить маршрутные листы. Должность, казалось бы, не важная, но создана она была для того, чтобы поддержать неуспешных маленьких учеников, которые не могли получить подтверждение своей уникальности в учебной деятельности. Будучи школьным психологом, и хорошо понимая необходимость успеха, мы выбрали таких детей и предложили им участие. Они с радостью откликнулись. Общение с семи  и девятиклассниками, признание своих заслуг, должно положительно сказать на их самооценке.

5. Как все это влияет на стимулирование и мотивацию?

• Самостоятельное принятие решений создает ощущение  того, что дело, которым ты занимаешься твое, а если это так, то тебе важно, как оно пройдет и что будет в результате.

• Четкое разделение обязанностей, выдача должностных инструкций, ознакомление с общей схемой проведения квеста, делает картину понятной, а значит, исчезает страх того, что ты не справишься.  На практике ребята увидели, что из-за того, что невнимательно слушали, не задали вопросы о чем-то непонятном – не смогли сделать нужного в игре и добиться победы. Это их опыт на будущее.

• Старшеклассники учились давать обратную связь. Группа технической поддержки это осуществила визуально, руководители групп и эксперты – вербально.  После квеста детям предложили  заполнить анкеты, чтобы высказать свое мнение. В них было всего 4 вопроса:

1. Понравилась ли тебе игра? Если понравилась, напиши, чем конкретно. Если не понравилась, напиши, что все мы вместе не доработали, что можно будет сделать по-другому в следующий раз.

2. Хотелось бы тебе участвовать в этой игре на следующий учебный год?

3. Что ты посоветуешь своим одноклассникам для участия в следующей игре?

4. Что ты посоветуешь старшеклассникам: руководителям групп, экспертам, администраторам, группе технической поддержки?

После игры мы провели встречу со старшеклассниками, где они высказали свое мнение о проведенной игре.

Помимо внимательного отношения к мнению каждого участника, мы старались максимально организовать  получение обратной связи – дети должны видеть и слышать, насколько они старались. Как мы уже выяснили, это важный элемент вовлеченности.

• И, наконец, последнее: люди хотят участвовать в сложном и интересном проекте. Когда в мой кабинет, пришел ребенок, который не учился в этот день – был на больничном (но на квест – пришел!!!), я спросила о причине. девятиклассница мне ответила: «А ведь это прикольно – движуха! Мы вдруг все поняли, что уже в 10 классе, когда многие уйдут, такого уже не будет. А ведь это так классно, так интересно. И себя попробовать, и дело общее сделать».

Нашим детям в школе не хватает совсем малого – иметь возможность что-то важное сделать самим, участвовать в процессе его создания: придумывать, осуществлять, получать результат. А еще чувствовать поддержку и малышей, и взрослых, а значит, чувствовать самих себя взрослее и увереннее!

P.S. Когда уже все закончилось, и я зашла в кабинет информатики, чтобы забрать пачку пластилина, я увидела, как один из старшеклассников – активный участник группы технической поддержки, перекачивает на флешку свою презентацию (Вы ее видите ниже), чтобы отдать наконец учителю информатики. Он не мог это сделать в течение 2 месяцев. А здесь все вышло просто и быстро – и зачет получил сразу!

Приложения

Для Вашего внимания предлагаем одну из должностных инструкций. Помимо нее были созданы должностные инструкции ответственных администраторов и экспертов, а также должностная инструкция для руководителей групп.

Должностная инструкция руководителей групп

1. После представления в актовом зале поднять лист с названием класса (получить у Оксаны Борисовны) и собрать вокруг себя группу.

2. Познакомиться со всеми членами группы, представиться самому. Представить всем членам группы оруженосца из 5 класса (носит планшет, где отмечается маршрутный лист).

3. Распределить обязанности: кто-то будет отмечать в маршрутном листе путь, кто-то искать задание, кто-то оформлять его после коллективного обсуждения, фотограф занимается фотографированием и также работает с группой.

4. После начала игры постоянно находиться со своей группой, помогать ориентироваться в кабинетах.

5. Руководителям групп не разрешается подсказывать участникам.

6. После прохождения трех кабинетов, встретиться со следующей группой и передать место нахождения задания.

7. Свою группу доставить в актовый зал для просмотра «Ералаша» и ожидания других участников. Следить за поведением ребят.

8. На мероприятии, где будут подводиться итоги, рассказать о деятельности группы.

Задания квеста доступны во вложении для скачивания внизу страницы.

Также во вложении Вы можете ознакомиться с видеорепортажем о прошедшей игре-квесте.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Иванова С. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? М., 2008.
2. Хоуден Дж. Искусство вовлечения. М., 2011.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.