Рубрики
Дошкольное образование

Использование счётного математического материала из соединяющихся между собой кубиков на занятиях по ФЭМП

Как помочь дошкольникам овладеть навыками количественного и порядкового счета, научить сравнивать различные предметы, решать математические задачи? На начальном этапе овладения всеми этими навыками дошкольникам необходима опора на наглядность. Таким наглядным пособием может служить набор счетного материала из соединяющихся между собой кубиков.

0
Груздева Ольга Алексеевна,
воспитатель специализированной группы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2097»,
gruzdeva.ol@mail.ru

 

Как помочь дошкольникам овладеть навыками количественного и порядкового счета, научить сравнивать различные предметы, решать математические задачи? На начальном этапе овладения всеми этими навыками дошкольникам необходима опора на наглядность. Таким наглядным пособием может служить набор счетного материала из соединяющихся между собой кубиков.

Пособие представляет собой набор кубиков 10 различных цветов. Все кубики одинакового размера, длина ребра кубика всего один сантиметр, поэтому игры с пособием способствуют еще и развитию мелкой моторики. На одной из граней кубика имеется выступ, а на трех других  выемки, за счет которых кубики легко соединяются между собой.

Фотография 1

Игры с ярким красочным пособием вызывают у ребят большой интерес. Дети могут подолгу, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, составлении объектов по образцу, а также по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Выполнение заданий осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.

Варианты заданий:

1. Составление цепочки из разноцветных кубиков.

Предложить детям рассмотреть металлическую цепочку, выяснить, что состоит она из отдельных колечек (звеньев). Далее попросить детей составить аналогичную цепочку из кубиков, каждый кубик  отдельное звено. Возможно несколько вариантов заданий:

 продолжить начатую цепочку (повторить уже имеющуюся последовательность чередования цветных кубиков);

– составить свою цепочку из определенного количества кубиков.

Фотография 2

2. Математическая игра «Назови какой по счету».

– Определите какого цвета второй справа кубик?

– Определите какого цвета четвертый слева кубик?

– Определите какой по счету слева синий кубик?

См. «Фото 2».

3. Сравнение двух цепочек по длине и высоте.

– Отсчитайте семь синих кубиков и соедините их в цепочку.

– Отсчитайте пять красных кубиков и тоже соедините их в цепочку.

– Сравните получившиеся цепочки.

– Какая из цепочек длиннее и на сколько?

Фотография 3

Поставьте цепочки вертикально и сравните по высоте получившиеся башенки. Какая из башенок выше и насколько?

Можем ли мы сделать наши башенки одинаковыми по высоте, как это можно сделать? (добавить два красных кубика или убрать два синих кубика)

Фотография 4

4. Составление геометрических фигур из разноцветных кубиков и их трансформация.

– Составьте из кубиков зеленого цвета квадрат. Вспомнить, что у квадрата все стороны одинаковые.  Длина стороны квадрата составляет три кубика.

– Составьте фигуру той же формы, но другого размера и другого цвета.

– Составьте фигуру другой формы, но того же цвета.

Фотография 5

5. Решение математических задач с опорой на наглядность.

Задача 1

В коробке было 6 светло-зеленых карандашей и столько же темно-зеленых карандашей. Сколько всего карандашей в коробке?

Дети решают задачу, выкладывая на столе кубики, согласно условию  6 светло-зеленых кубиков и 6 темно-зеленых кубиков, затем подсчитывают общее количество.

Фотография 6

Задача 2

У Пети было 9 конфет. Три конфеты он отдал Мише и три конфеты Ване. Сколько конфет у каждого из мальчиков? Как Петя поделил конфеты?

Дети выкладывают сначала 9 кубиков (цвет значения не имеет). Затем отодвигают в сторону 3 кубика, потом еще 3 кубика и дают ответ на вопрос задачи.

Фотография 7

6. Составление фигур по образцу, по схеме.

Автор предлагает картинки-схемы с изображением животных, фруктов, предметов, а также букв и цифр. В данном задании возможно использование схем на бумаге, а также демонстрация схем с помощью электронного планшета. Дети, листая картинки, выбирают понравившуюся и складывают её из кубиков.

Рисунок 1

Вы можете скачать необходимый материал, используя QR-код или перейдя по ссылке

Также по QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть, как в интересной и необычной форме можно использовать набор разноцветных кубиков на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Рисунок 2

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.