Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Об опыте организации ученического самоуправления в ГБОУ «Школа № 1238»

Одной из важных задач, стоящих перед школой № 1238, является организация ученического самоуправления, способного помочь ребятам стать активными гражданами общества, научить быть самостоятельными, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Достичь желаемых результатов возможно при грамотном сопровождении деятельности ученического самоуправления. Мы рассматриваем ученическое самоуправление в нашей школе как структуру отношений, одну из форм управления, точнее продуманный и тщательно спланированный переход от ученического соуправления к ученическому самоуправлению.

0
Верхотурова Татьяна Анатольевна,
куратор ученического самоуправления
ГБОУ г. Москвы «Школа с углублённым изучением иностранного языка № 1238»,
79254721044@yandex.ru
Одной из важных задач, стоящих перед школой № 1238, является организация ученического самоуправления, способного помочь ребятам стать активными гражданами общества, научить быть самостоятельными, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Достичь желаемых результатов возможно при грамотном сопровождении деятельности ученического самоуправления. Мы рассматриваем ученическое самоуправление в нашей школе как структуру отношений, одну из форм управления, точнее продуманный и тщательно спланированный переход от ученического соуправления к ученическому самоуправлению. В процессе слияния двух школ и дошкольного образовательного учреждения в образовательный комплекс началось формирование системы самоуправления, новой системы соуправления администрации, педагогов, родителей и учеников школы, результаты работы которой зависят от плановой, целенаправленной деятельности каждого звена системы.

Цель такой системы самоуправления – демократизация учебно-воспитательного процесса, расширение общественного управления школой, повышение ответственности всех участников образовательного процесса за его результаты, т.е. каждому дать право и ответственность.

Для полноценного существования и развития ученического самоуправления в школе необходима программа содействия становлению и развитию системы ученического самоуправления. Чтобы такая система эффективно заработала, программа предусматривает продуманную структуру ученического самоуправления, слаженную работу её звеньев  и развитие сети сотрудничества.

Планируемые сроки реализации программы: сентябрь 2014 года – май 2017 года. Участники программы: учащиеся 411 классов.

I этап. Подготовительный (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.)

Цель: деятельность по созданию и внедрению эффективной модели ученического самоуправления в учебно-воспитательное пространство школы.

Осуществляется постановка и согласование целей и задач создания в школе модели ученического самоуправления через планирование серии проектов и конкурсов. Разработка документов, определяющих основание, структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления.

Разработка проектов:

 Проект «Выборы Президента школьного парламента»;

 Проект «Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе общественного управления школой»;

 Конкурс «Классных уголков».

В настоящее время тщательно продуман, разработан и осуществлён этап проведения выборов президента школьного парламента, сформирована структура модели Школьной демократической республики, органа ученического самоуправления школы. Началом в этом сложном процессе стали  выборы  президента Школьного парламента. В связи с этим в нашей школе были тщательно подготовлены и проведены выборы Президента Школьного парламента, сформировано Правительство Школьной демократической республики, школьный парламент «Пульс», определена структура, сформирован и утверждён паспорт ученического самоуправления, спланирована деятельность Школьного парламента на год: перспективное и календарное планирование работы. На уровне классов «городов», согласно положению о конкурсе «Классных уголков», прошли выборы мэров «городов», сформировалась администрация городов «Совет мэров», министерства по направлениям деятельности, проведено планирование деятельности каждого министерства, а результаты оформлены на классных стендах, согласно «Положению о классных уголках». Осуществляется перспективное планирование деятельности Школьного парламента на год и календарное планирование на каждый месяц.

Структура ученического самоуправления школы № 1238  органическая часть общей организационной структуры управления и самоуправления воспитательной системы школы в соответствии с её целями и задачами. Поэтому целесообразно представить органы ученического самоуправления во взаимосвязях представленных уровней: общешкольного, уровня коллектива класса, индивидуального уровня.

Общешкольный уровень

Общешкольная конференция  высший законодательный орган, который состоит из учащихся 511 классов,  представителей от педагогического коллектива и родительских комитетов. Созывается по мере необходимости 1 раза в год.

Утверждает основные направления деятельности Учреждения; Президента Школьного парламента; принимает Положение о Выборах Президента Школьного парламента; заслушивает ежегодные отчеты Школьного парламента о результатах деятельности за год; создает постоянные или временные советы (министерства) по различным направлениям.

Уровень коллектива класса

Общее городское собрание учащихся класса (классное собрание)  высший орган классного самоуправления. Проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Общее городское собрание избирает администрацию (Городской совет) класса; заслушивает отчеты городского совета о результатах деятельности за год. Структура классного самоуправления включает исполнительные органы: администрация «городов» (Городской совет) класса: мэр города, министры по направлениям деятельности. Городской совет обсуждает и принимает решения по вопросам организации жизнедеятельности классного ученического коллектива.

Городской совет участвует в планировании воспитательной работы класса-города; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения жителей города; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех жителей города; поощряет за активную деятельность; участвует в планировании воспитательной работы класса-города.

Совет мэров защищает права и интересы классов; заслушивает отчеты мэров «городов», подводит итоги проделанной работы классов; участвует в организации школьных дел; доводит принятые решения до ученических коллективов «городов»; планирует заседания не реже двух раз в месяц.

Министерства осуществляют планирование работы по своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы. Особое внимание уделяется наставничеству, подготовке подрастающих учащихся начальной школы к активной деятельности в Школьном парламенте. Министерство «Наставник» помогает формированию актива 4-х классов школы, планированию работы в течение года, курирует проведение мероприятий, проводит учебу актива, приглашает подрастающих активистов на общие заседания Парламента.

Мэр, как высшее должностное лицо в классе-городе, отвечает за работу Городского совета; за участие класса в общешкольных делах; присутствует на общешкольных заседаниях Школьного парламента, представляя интересы своего класса; следит за выполнением решений Парламента.

Индивидуальный уровень

Каждый ученик является участником ученического самоуправления. На уровне класса  в качестве члена министерства по направлениям деятельности или члена Городского совета. На уровне школы  в качестве представителя школьного правительства или министерства. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности администрацией «города» (активом класса) и всем классным коллективом.

II этап. Основной (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)

Цель: апробация, систематизация и коррекция работы модели ученического самоуправления в системе самоуправления школы.

Предоставление обучающимся согласно Закону РФ ФЗ-276 «Об образовании в Российской Федерации» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса. Включение детей в организационно-управленческую деятельность в школе через участие лидеров ученического самоуправления школы в работу Управляющего совета и педагогического совета школы.

III этап. Аналитико-обобщающий (сентябрь 2016 г.  май 2017 г.)

Цель: анализ действующей модели, обработка результатов мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития ученического самоуправления в системе общественного управления школы.

На данном этапе проводится диагностика результативности. Продумываются перспективы эффективной работы ученического самоуправления в системе самоуправления школы с учётом достигнутых результатов. Отлаженная система работы всех звеньев ученического самоуправления. Отличительными чертами разрабатываемой программы должны стать: простота внедрения программы в жизнь, массовость; успешность, результативность процесса самоуправления (победы в конкурсах, участие в проектах окружного, городского уровней), о чем свидетельствуют отзывы о работе Парламента. Конечно, при внедрении новой модели ученического самоуправления, возможно возникновение определённых трудностей научно-методического, психологического, материально-технического характера, но нами продуманы такие пути преодоления возможных рисков, как:

1. анализ сложившейся ситуации, демонстрация ожидаемых результатов;

2. участие в конкурсах, проектах окружного и городского уровней для укрепления материально-технической базы, ресурсов;

3. проведение обучающих семинаров для классных руководителей и «школы Актива» для учащихся;

4. иоральное и материальное (баллы в рейтинге) стимулирование классных руководителей, заинтересованных и участвующих в развитии ученического самоуправления.

Планирование работы на каждый месяц учебной четверти и результаты работы администрации «городов» (актива классов), ученического коллектива систематически отражались в разделах классного уголка, Школьного парламента – на школьных стендах (Уголках Парламента).

Перспективными направлениями развития ученического самоуправления в нашей школе являются:

– разработка имиджевой атрибутики школьного и классного самоуправления;

– повышение уровня информированности о деятельности ученического самоуправления;

– активизация участия в окружных, городских проектах и конкурсах;

– апробация и корректировка критериев эффективности школьного самоуправления;

– подготовка ежегодного публичного отчета Школьного парламента совместно с публичными отчетами руководителя и управляющего Совета образовательной организации.

Результатом реализации программы можно считать:

– Эффективную, жизнеспособную, результативную модель ученического самоуправления в системе самоуправления ГБОУ «Школа № 1238», посредством которой осуществляется планомерная демократизация учебно-воспитательного пространства школы, включение учащихся в управление школой, установление новых общественных отношений.

– Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков. Приобретение участниками программы навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни.

– Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности через участие в окружных, городских мероприятиях в направлении ученического самоуправления; повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.

Реализация программы развития УС в нашем образовательном учреждении дает возможность каждому участвующему в нем школьнику проявить себя, реализовать свои творческие идеи и способности, готовит учащихся стать полноценными гражданами в современном обществе

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание слов. М.: Цитадель, 1998.
2. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ. Книга современного руководителя. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для кл. рук. и педагогов-организаторов. Мн.: Полымя, 1998.
4. Коротов В.М. Самоуправление школьников / Изд. 3-е. М., 1981.
5. Куракин А.Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М., 1982.
6. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист. 2006. № 4.
7. Некоторые проблемы организации ученического самоуправления: Метод. рекомендации/ Сост. Жук О.Л. М., 1987.
8. Опалихин В.М. Развитие ученического самоуправления в школе. М., 1987.
9. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.