Цель такой системы самоуправления – демократизация учебно-воспитательного процесса, расширение общественного управления школой, повышение ответственности всех участников образовательного процесса за его результаты, т.е. каждому дать право и ответственность.
Для полноценного существования и развития ученического самоуправления в школе необходима программа содействия становлению и развитию системы ученического самоуправления. Чтобы такая система эффективно заработала, программа предусматривает продуманную структуру ученического самоуправления, слаженную работу её звеньев и развитие сети сотрудничества.
Планируемые сроки реализации программы: сентябрь 2014 года – май 2017 года. Участники программы: учащиеся 4–11 классов.
I этап. Подготовительный (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.)
Цель: деятельность по созданию и внедрению эффективной модели ученического самоуправления в учебно-воспитательное пространство школы.
Осуществляется постановка и согласование целей и задач создания в школе модели ученического самоуправления через планирование серии проектов и конкурсов. Разработка документов, определяющих основание, структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления.
Разработка проектов:
– Проект «Выборы Президента школьного парламента»;
– Проект «Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе общественного управления школой»;
– Конкурс «Классных уголков».
В настоящее время тщательно продуман, разработан и осуществлён этап проведения выборов президента школьного парламента, сформирована структура модели Школьной демократической республики, органа ученического самоуправления школы. Началом в этом сложном процессе стали выборы президента Школьного парламента. В связи с этим в нашей школе были тщательно подготовлены и проведены выборы Президента Школьного парламента, сформировано Правительство Школьной демократической республики, школьный парламент «Пульс», определена структура, сформирован и утверждён паспорт ученического самоуправления, спланирована деятельность Школьного парламента на год: перспективное и календарное планирование работы. На уровне классов «городов», согласно положению о конкурсе «Классных уголков», прошли выборы мэров «городов», сформировалась администрация городов «Совет мэров», министерства по направлениям деятельности, проведено планирование деятельности каждого министерства, а результаты оформлены на классных стендах, согласно «Положению о классных уголках». Осуществляется перспективное планирование деятельности Школьного парламента на год и календарное планирование на каждый месяц.
Структура ученического самоуправления школы № 1238 – органическая часть общей организационной структуры управления и самоуправления воспитательной системы школы в соответствии с её целями и задачами. Поэтому целесообразно представить органы ученического самоуправления во взаимосвязях представленных уровней: общешкольного, уровня коллектива класса, индивидуального уровня.
Общешкольный уровень
Общешкольная конференция – высший законодательный орган, который состоит из учащихся 5–11 классов, – представителей от педагогического коллектива и родительских комитетов. Созывается по мере необходимости 1 раза в год.
Утверждает основные направления деятельности Учреждения; Президента Школьного парламента; принимает Положение о Выборах Президента Школьного парламента; заслушивает ежегодные отчеты Школьного парламента о результатах деятельности за год; создает постоянные или временные советы (министерства) по различным направлениям.
Уровень коллектива класса
Общее городское собрание учащихся класса (классное собрание) – высший орган классного самоуправления. Проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Общее городское собрание избирает администрацию (Городской совет) класса; заслушивает отчеты городского совета о результатах деятельности за год. Структура классного самоуправления включает исполнительные органы: администрация «городов» (Городской совет) класса: мэр города, министры по направлениям деятельности. Городской совет обсуждает и принимает решения по вопросам организации жизнедеятельности классного ученического коллектива.
Городской совет участвует в планировании воспитательной работы класса-города; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения жителей города; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех жителей города; поощряет за активную деятельность; участвует в планировании воспитательной работы класса-города.
Совет мэров защищает права и интересы классов; заслушивает отчеты мэров «городов», подводит итоги проделанной работы классов; участвует в организации школьных дел; доводит принятые решения до ученических коллективов «городов»; планирует заседания не реже двух раз в месяц.
Министерства осуществляют планирование работы по своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы. Особое внимание уделяется наставничеству, подготовке подрастающих учащихся начальной школы к активной деятельности в Школьном парламенте. Министерство «Наставник» помогает формированию актива 4-х классов школы, планированию работы в течение года, курирует проведение мероприятий, проводит учебу актива, приглашает подрастающих активистов на общие заседания Парламента.
Мэр, как высшее должностное лицо в классе-городе, отвечает за работу Городского совета; за участие класса в общешкольных делах; присутствует на общешкольных заседаниях Школьного парламента, представляя интересы своего класса; следит за выполнением решений Парламента.
Индивидуальный уровень
Каждый ученик является участником ученического самоуправления. На уровне класса – в качестве члена министерства по направлениям деятельности или члена Городского совета. На уровне школы – в качестве представителя школьного правительства или министерства. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности администрацией «города» (активом класса) и всем классным коллективом.
II этап. Основной (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)
Цель: апробация, систематизация и коррекция работы модели ученического самоуправления в системе самоуправления школы.
Предоставление обучающимся согласно Закону РФ ФЗ-276 «Об образовании в Российской Федерации» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса. Включение детей в организационно-управленческую деятельность в школе через участие лидеров ученического самоуправления школы в работу Управляющего совета и педагогического совета школы.
III этап. Аналитико-обобщающий (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.)
Цель: анализ действующей модели, обработка результатов мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития ученического самоуправления в системе общественного управления школы.
На данном этапе проводится диагностика результативности. Продумываются перспективы эффективной работы ученического самоуправления в системе самоуправления школы с учётом достигнутых результатов. Отлаженная система работы всех звеньев ученического самоуправления. Отличительными чертами разрабатываемой программы должны стать: простота внедрения программы в жизнь, массовость; успешность, результативность процесса самоуправления (победы в конкурсах, участие в проектах окружного, городского уровней), о чем свидетельствуют отзывы о работе Парламента. Конечно, при внедрении новой модели ученического самоуправления, возможно возникновение определённых трудностей научно-методического, психологического, материально-технического характера, но нами продуманы такие пути преодоления возможных рисков, как:
1. анализ сложившейся ситуации, демонстрация ожидаемых результатов;
2. участие в конкурсах, проектах окружного и городского уровней для укрепления материально-технической базы, ресурсов;
3. проведение обучающих семинаров для классных руководителей и «школы Актива» для учащихся;
4. иоральное и материальное (баллы в рейтинге) стимулирование классных руководителей, заинтересованных и участвующих в развитии ученического самоуправления.
Планирование работы на каждый месяц учебной четверти и результаты работы администрации «городов» (актива классов), ученического коллектива систематически отражались в разделах классного уголка, Школьного парламента – на школьных стендах (Уголках Парламента).
Перспективными направлениями развития ученического самоуправления в нашей школе являются:
– разработка имиджевой атрибутики школьного и классного самоуправления;
– повышение уровня информированности о деятельности ученического самоуправления;
– активизация участия в окружных, городских проектах и конкурсах;
– апробация и корректировка критериев эффективности школьного самоуправления;
– подготовка ежегодного публичного отчета Школьного парламента совместно с публичными отчетами руководителя и управляющего Совета образовательной организации.
Результатом реализации программы можно считать:
– Эффективную, жизнеспособную, результативную модель ученического самоуправления в системе самоуправления ГБОУ «Школа № 1238», посредством которой осуществляется планомерная демократизация учебно-воспитательного пространства школы, включение учащихся в управление школой, установление новых общественных отношений.
– Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков. Приобретение участниками программы навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни.
– Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности через участие в окружных, городских мероприятиях в направлении ученического самоуправления; повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.
Реализация программы развития УС в нашем образовательном учреждении дает возможность каждому участвующему в нем школьнику проявить себя, реализовать свои творческие идеи и способности, готовит учащихся стать полноценными гражданами в современном обществе
Список литературы: